Как инди-разработчику попасть на консоли

Разработка игр | |

Меня зовут Слава Дейслинг (Slawa Deisling), я сооснователь и программист Behind The Stone, маленькой инди-студии из Гамбурга. Мы настолько инди, что вы могли вообще никогда о нас не слышать, и это нормально. Наверное, вы спрашиваете себя: «Ясно. Инди без имени. Что тут интересного-то?»

Помимо работы над нашей игрой я участвую в деятельности местного инди-сообщества в качестве одного из организаторов наших регулярных встреч (если будете в Гамбурге в подходящее время, загляните на www.indietreff.de), и на последней из них я выступал с речью «Как инди-разработчику попасть на консоли».

Хотя мы разрабатываем эксклюзивный для PS Vita проект, у нас также есть лицензии для разработки под XONE и WiiU.

Теперь вы можете сказать: «Ну и что, разработка консольных игр уже не представляет из себя чего-то особенного». И будете правы. Сегодня множество инди-студий занимаются консольными проектами. Стало гораздо проще выходить на соответствующие платформы, чем несколько лет назад. Кто-то из знакомых мне разработчиков уже обзавёлся лицензией, кто-то просто никогда не был заинтересован в консолях, что тоже нормально. Но, когда мы получили лицензии, множество инди со всей Германии стали спрашивать: «Как вы этого добились?»

Я разговаривал со многими людьми, и в голове у них был своего рода предохранитель: «Инди и консоли? А так вообще можно?»

microsoft-nintendo-sony-e3

Можно. И вы это можете. После общения с несколькими разработчиками, я решил написать статью на эту тему, так что, вот она:

Большая тройка

Говоря о консолях, я подразумеваю WiiU (Nintendo), XBOX ONE (Microsoft) и PS4/PS Vita (SONY). Микро-консоли мы в этой теме затрагивать не будем.

Как я уже сказал, выход на консоли в наши дни стал проще. Но нужно помнить, что это по-прежнему закрытые платформы. Это говорит о том, что качество тут важнее количества. Для вас это означает, что к делу нужно подходить серьёзно. Свою серьёзность вы доказываете двумя вещами:

  • регистрацией компании/владением таковой;
  • наличием послужного списка.

«Владение компанией» может звучать как нечто грандиозное, но это не так. Я не знаком со стоимостью оформления индивидуального предпринимательства или, возможно, компании с ограниченной ответственностью в других странах, но сомневаюсь, что затраты будут астрономическими.

В Германии у нас есть «Gesellschaft bürgerlichen Rechts», что можно перевести как «компании, учреждённые на основе гражданского права», что мы и выбрали в качестве правовой формы для своей студии. Регистрация в торговом представительстве обошлась нам в районе 50 €. Будьте готовы, что в качестве компании у вас будет… скажем так, много деловой нагрузки. Придётся считать доходы, налоги и прочее. Но поверьте, что это не так уж сложно для маленькой компании или одного человека.

Забавный факт: регистрация компании – это самая простая часть. В отличие от послужного списка. При подаче заявки вы можете перечислять выпущенные игры. Если их совсем нет, это не значит, что вы автоматически выбываете из игры, но шансы на успех они повысят.

Процесс регистрации

Хорошая новость в том, что на всех трёх платформах используется упрощённый процесс регистрации разработчиков. Иногда кажется, что они просто копипастили некоторые моменты друг у друга. Без разницы, Microsoft, Nintendo или SONY – каждая компания требует заполнения формы.

Их интересуют ваше имя, адрес, сайт и выпущенные игры.

Легче всего пробиться на XBOX ONE (улавливаете?). Пройти в так называемую программу ID@XBOX весьма просто. Сама программа тоже довольно крутая. Став частью программы, вы получаете два комплекта разработчика XBOX ONE и лицензию Unity. Самое главное – всё это бесплатно!

Так что весь процесс незамысловатый, особо не о чем рассказывать. Интересные моменты начинаются после заполнения формы.

Вам придёт автоматический ответ, что решения надо подождать 1-2 недели. После этого времени велика вероятность, что вам придёт письмо, подтверждающее ваше попадание в программу ID@XBOX, но комплектов разработчика пока не будет, потому что много… не пять, даже не пятнадцать… по-настоящему много разработчиков уже ждут свои комплекты. А ещё к программе присоединяются новички. Так что будьте готовы постоять в очереди. Но! Microsoft работает честно. Они связываются с разработчиками каждый месяц. Что должны делать и вы. Если вы уже в программе и хотите получить комплекты и лицензию Unity как можно быстрее, покажите им свои наработки. Отправьте геймплейное видео или версию для PC.

Microsoft связывается с отобранными разработчиками, но это не значит, что они будут бегать за всеми, кто сделал только один клон Flappy Bird.

С WiiU всё так же просто, как и с ID@XBOX. Программа самостоятельной публикации у Nintendo тоже незамысловатая.

Здесь вы должны будете выбрать, на чём разрабатывать. Есть Unity и Nintendo Web Framework.

Можно выбрать и то и другое. Речь о том, что вы не сможете, к примеру, работать с C++, нужно пользоваться именно этими средствами.

Если хотите писать всё с нуля, подавайте заявку на этом сайте: https://www.warioworld.com/, но требования там уже жёстче. Цитата оттуда:

«Авторизованный Разработчик будет должен продемонстрировать удовлетворяющие Nintendo способности проектировать и создавать первоклассное программное обеспечение для игровых систем Nintendo и других игровых платформ. Вдобавок, Авторизованный Разработчик будет должен продемонстрировать удовлетворяющие Nintendo: 1) стабильную деловую организацию; 2) её рабочее пространство в пределах закрытой, охраняемой территории, гарантирующей сохранность всей конфиденциальной информации Nintendo (включая, безоговорочно, все средства разработки, предоставленные Авторизованному Разработчику Nintendo) и 3) условия, подходящие для эффективной работы с представителями Nintendo и/или её Издателей».

Если можете выполнить эти требования, то вперёд, если нет, то придерживайтесь программы самопубликации с Unity и/или Web Framework.

После заполнения формы и ответов на довольно стандартные вопросы подождать подтверждения придётся около месяца. Может быть, оно и вовсе не придёт. Некоторые из знакомых с хорошим опытом и большим желанием делать игры для WiiU подавали заявку трижды, прежде, чем им ответили. Боюсь, что не смогу сказать, с чем это связано. Будьте терпеливы, и если ответа нет – то есть нет вообще никакого – попробуйте ещё раз.

Лицензированные разработчики бесплатно получают лицензию WiiU-Unity. Если хотите комплекты разработки, Nintendo даёт возможность их одолжить. И это очень хорошее предложение. Можно заказать на несколько месяцев и протестировать. В течение этого времени вы можете бесплатно отослать комплект обратно, если захотите оставить, то нужно заплатить.

Примечание: это не открывает доступ к разработке под Nintendo 3DS. Для работы с 3DS регистрацию нужно проходить на WarioWorld.

Чтобы стать Playstation-разработчиком, придётся сделать чуть больше. Процесс, в целом, тот же самый. Нужно просто заполнить форму, но тут только SONY запрашивает:

  • приложенный файл, подтверждающий, что вы действительно зарегистрированная компания;
  • приложенный файл с описанием игры, которую вы хотите разрабатывать для платформ Playstation (например, дизайн-документ).

Microsoft и Nintendo просят только заполнить форму. SONY же просит документацию (предпочтительно в формате PDF).

Для доступа к форумам разработчиков, вам также нужен статический IP. Есть провайдер может предоставить вам таковой, то замечательно, если нет, можно получить его через VPN. Недорогих VPN-сервисов предостаточно.

Ждать ответа от SONY нужно 1-2 недели. Как вы знаете, компания по-настоящему великодушна, когда речь заходит о комплектах разработки. Если есть деньги, можете и купить, но SONY также одалживает их. Боюсь, что не смогу рассказать в подробностях, но тут всё ещё более дружелюбно к инди, чем у Nintendo.

Заключение

Выйти на консоли в качестве инди нетрудно. Нужно удостовериться, что вы справитесь со всей бумажной волокитой касательно бизнеса. Помимо этого, нужно продумать игру, которую вы собираетесь разрабатывать для соответствующей платформы.

Надеюсь, эта статья даст вам лучшее понимание того, с чем придётся иметь дело в попытке попасть на консоли.

Ссылки на вышеуказанные программы:

XBOX: www.xbox.com/developers/id
NINTENDO: developer.nintendo.com
SONY: www.nohurdlesjustgames.com

How to get on consoles as an Indie, Gamasutra.

Владимир FrostBite Хохлов frostbite@progamer.ru

Поделиться

Обсудить