Как избавиться от лагов

Новости игр, Гайды | |

Вы можете играть онлайн в Battlefield 3, Starcraft 2,Team Fortress 2; прокладывать себе путь сквозь полчища врагов в Quake Live, Crysis 2; выполнять задания в GTA IV. Неважно, как называется игра; неважно также, играете ли вы в режиме мультиплеера или в одиночку – рано или поздно ужасное слово «лаги» обязательно о себе напомнит. Ни одно другое слово из богатого лексикона геймеров во всем мире не несет в себе столько разочарования, как это. Но в чем же на самом деле кроются причины этой периодической потери ответной реакции от игры? Существуют ли способы полностью избавиться от данной проблемы или хотя бы свести ее проявления к минимуму? Давайте вникнем в суть этого досадного явления.

Одна проблема, множество причин

Рядовому игроку достаточно сложно дать четкое определение слову «лаг» кроме того, что это «какая-то проблема». Почему? Да потому что это обобщенный термин, не дающий подробного описания. Конечно же, всем нам известно, что лаги характеризуются некоторого рода задержками и понижением ответной реакции (чувствительности) от игры, но этого недостаточно, чтобы полностью разобраться в их природе. Существует множество причин, вызывающих лаги, поэтому сейчас давайте подробнее рассмотрим внешние признаки и способы устранения каждой из них.

Графические лаги

Это самая известная разновидность лагов. Проявляются они в общем снижении скорости передачи игровой картинки, являются довольно распространенным явлением и поэтому хорошо знакомы почти каждому геймеру. Как правило, главной причиной их возникновения является ваша система, которая не в состоянии выработать такое количество кадров в секунду (Frames Per Second, FPS), чтобы визуально все выглядело четко и гладко. Каждый раз, когда случается графический лаг, это проявляется в том, что ваши действия через контроллеры не находят оперативного отклика в изменении игровой картинки на дисплее. Такая задержка в отображении ваших действий на экране объясняется тем, что системе требуется больше времени, чтобы создать каждый новый кадр графики и отправить его на ваш монитор.

Пример: вы только что повернули за угол дома, очутившись во внутреннем дворике, где несколько человек ведут между собой ожесточенную перестрелку; возможно, где-то недалеко взорвалась дымовая граната и несколько обычных. И самое обидное в данной ситуации то, что вы реагируете на нее быстрее, чем это делает ваш персонаж. Вы уверены, что реакция не была запоздалой – во всем виноват проклятый лаг!

Решение: как вам быть на 100% уверенными, что именно графический лаг стал причиной этой проблемы? Подойдите к вопросу с научной точки зрения и воспользуйтесь утилитой FRAPS для того, чтобы измерить актуальный уровень фреймрейта. Запустите FRAPS еще до того, как запустите игру и наблюдайте за графиком FPS, который программа будет строить уже во время того, когда будет вестись игра. Каждый раз, когда значение маленького желтого счетчика будет опускаться ниже 25-30 FPS, вы начнете сталкиваться с некоторым количеством графических лагов (особенно в быстрых играх). Если же значение опустится ниже показателя в 15-20 FPS, то лаги станут заметно ощутимее. Когда фреймрейт серьезно «проседает», то существует только два пути улучшить такое положение вещей:

Первый из них предполагает настройку графических установок игры и оптимизацию Windows таким образом, чтобы постоянно поддерживались высокие значения FPS. Конкретно игровые настройки влияют на производительность более, чем любые другие. Например, такие настройки как antialiasing или ambient occlusion способны значительным образом снизить фреймрейт. Если он у вас «скачет», то попробуйте отключить данные графические настройки. Если вам очень важна производительность, то можно уменьшить разрешение. Обратите также особое внимание на увеличение минимального уровня FPS. Нет смысла поддерживать его большинство времени на уровне 100 FPS, если во время интенсивных битв он опускается до значений первых десятков.

Второй путь окажет некоторый удар по вашему кошельку, но в каком-то смысле даст понять, что никакая оптимизация не поможет, если система просто-напросто не отвечает установленным требованиям для конкретной игры: это апгрейд ваших комплектующих. В случае с графическими лагами самым важным улучшением является новая и более мощная видеокарта. На примере Battlefield 3 мы рассматривали возможности разных видеокарт в обеспечении уровня FPS. Прочитать это можно здесь.

Зависания

Итак, вы уже добились достаточного уровня фреймрейта, чтобы вычеркнуть графические лаги из списка виновников ваших бед. Но почему же тогда все не стало идеально? Все просто, ведь никуда не делись зависания (они же Stutter Lags). Как правило, они проявляются в кратковременном периодическом «замораживании» игры. Чтобы полностью понять причины этой проблемы, вам необходимо сначала разобраться в цепочке событий, которые передуют появлению игрового изображения на вашем мониторе. В целом, все игровые данные сначала должны быть подгружены с жесткого диска для того, чтобы ваш центральный (CPU) и графический (GPU) процессоры начали их обрабатывать. Часто для того, чтобы помочь CPU или GPU получить доступ к этим данным быстрее, информация об игре помещается во временные хранилища, которыми выступают системная оперативная память (RAM) или оперативная память видеокарты (VRAM). Как видите, уже на этом этапе из числа компонентов системы определилось несколько потенциальных виновников того, что игровые данные могут обрабатываться не должным образом. Когда эти данные не обрабатываются достаточно быстро, то и появляется скачкообразная смена изображений на экране и кратковременные остановки в игре.

Зависания могут сделать невыносимыми даже простые поездки по полупустому бульвару.

Пример: вы исследуете большой игровой мир, наслаждаясь его видами и звуками. Вы полностью погрузились в игру. Но вот через каждые несколько шагов появляются эти короткие паузы, которые ужасно вас раздражают и портят все впечатление от игры. Негативный эффект от зависаний еще более усиливается каждый раз, когда вы появляетесь на новой территории, или в начале некоторых битв, или когда интенсивно оборачиваетесь во все стороны. Разумеется, такие «эффекты» приносят только разочарование и вы хотите только одного – поскорее от них избавиться.

Решение: перво-наперво нужно оптимизировать настройки Windows так, чтобы ваша система работала настолько эффективно, насколько это только возможно. Соблюдение этого условия критично, поскольку даже в системе с самыми лучшими комплектующими будут зависания в следующих случаях: если настройки Windows и BIOS выполнены неправильно; если вы не выключили ненужные программы и сервисы; и если вы не эксплуатируете свою систему надлежащим образом.

Следующий шаг – это снизить значения определенных игровых настроек, способных спровоцировать зависания. К таким настройкам в первую очередь относятся установки, связанные с текстурами. При слишком высоких значениях, присвоенных этим настройкам (когда системе становится тяжело их обрабатывать), они могут вызывать лаги зависания. Текстуры встречаются повсюду в играх, и чем детализированее они будут, тем большим будет объем данных для обработки системой, и тем чаще в игре будут появляться задержки и зависания. Поэтому, если вы решили бороться с этим лагом, то первым делом уменьшайте значения параметров, отвечающих за качество и интенсивность отображения текстур (особенно, если в вашей видеокарте маленький объем VRAM).

Есть хитрость, которая поможет избежать зависания в онлайн-играх, где один-единственный пришедшийся не ко времени лаг может привести к преждевременной гибели вашего персонажа. Она состоит в том, чтобы переключиться в режим зрителя (spectator mode) при входе в игру, и понаблюдать за игрой в таком режиме на протяжении одной-двух минут. Переключайтесь между несколькими игроками (если это возможно), чтобы перед тем, как присоединиться к игре, как можно больше игровых данных подгрузились в оперативную память.

Если ничего больше не помогает, то значит пришло время апгрейда для ваших комплектующих, ведь никто не обещал, что быть крутым геймером – это удовольствие из дешевых : ). Но как определить, что именно в вашей системе нуждается в улучшении? Если у вас Windows 7, то самый быстрый способ – это взглянуть на индекс производительности Windows (WEI), который можно найти во вкладке «Система» Панели управления. Проверьте, у какого из компонентов наименьшее значение, потому что, в отличие от того, что вам приходилось слышать от «экспертов», WEI – это действительно приемлемый способ для индикации слабых мест вашей системы. Именно поэтому общее его значение всегда равняется значению самого низкого компонента, а не среднему арифметическому от всех компонентов.

Во всех зависаниях на этой системе просьба винить жесткий диск.

Рассмотрим следующие рекомендации:

Жесткий диск: если у вас устаревшая модель жесткого диска (HDD), то это определенно будет способствовать зависаниям. Купите новую, более быструю модель, поскольку эти устройства сегодня не так уж и дороги. Если у вас есть лишние деньги, то не скупитесь и обзаведитесь сразу твердотельным накопителем (SSD). В нем нет движущихся частей, а скорость работы невероятно высока. Именно поэтому эти устройства способны заметно уменьшить количество зависаний практически во всех играх.

Оперативная память (RAM): относительно дешевая и легкая для апгрейда деталь. Увеличение объема оперативной памяти не повлияет на повышение уровня FPS, но почти всегда приведет к более стабильному геймплею, поскольку в ней теперь сможет храниться больше данных, а доступ к RAM происходит быстрее, чем к любому другому носителю информации. Чтобы идти в ногу со временем и не испытывать проблем с современными играми, мы рекомендуем выбирать оперативную память объемом 4 Гб и более.

Видеокарта: если визуальное удовольствие от игры значит для вас многое, то вам необходима видеокарта с приличным объемом Video RAM. Текстуры на высоком качестве и такие установки, как сглаживание (Anti-aliasing) и анизотропная фильтрация (Anisotropic Filtering) потребляют достаточно много видео-памяти, особенно на высоких разрешениях. Чем больший объем VRAM есть в вашем распоряжении, тем большее количество данных из игры может там храниться, и тем реже вашей системе придется обмениваться этими данными с VRAM.

Безоговорочным фактом, свидетельствующим о том, что зависание вызвано именно проблемами с комплектующими, есть лампочка-индикатор работы жесткого диска. Если она горит или постоянно моргает каждый раз, когда вы наблюдаете зависания в игре, то это значит, что ваша система борется за, достаточно быструю загрузку и обмен данными для того, чтобы на экране все выглядело гладко.

Лаги контроллеров

Порой даже самые прекрасные показатели FPS не гарантируют того, что игра будет лишена лагов. Даже после того, как вы откорректируете чувствительность мыши, управление персонажем все равно может быть не совсем мгновенным и резким. Лаги контроллеров могут вызывать разнообразные устройства ввода, хотя как правило единственным источником такого рода проблем становится «лагающая» мышь.

Пример: вы стремительно двигаетесь вперед, когда видите, что вас держит на прицеле парень слева от вас. Вы поворачиваетесь и делаете выстрел, но складывается впечатление, что мышь тащится будто сквозь клей – и вы промахиваетесь. А ваш соперник – нет.

Решение: если вы точно уверены, что это не графический лаг и не зависание, то в данном случае есть три ключевые вещи, которые вам следует предпринять:

Во-первых, убедитесь, что все драйверы устройств не устарели и правильным образом отлажены. Хотя большинство устройств ввода информации работают в Windows без инсталляции сторонних драйверов, все же некоторым контроллерам необходимо такое программное обеспечение для корректного функционирования (в частности, во время игр). Чтобы найти последние версии необходимых вам драйверов, зайдите на сайт производителя оборудования для ввода или воспользуйтесь Windows Update.

Во-вторых, некоторые настройки игры, связанные с контроллерами, могут вызывать лаги даже на самых современных и быстрых системах. Две основные настройки, способные оказывать значительное влияние на чувствительность мыши – это сглаживание мыши (Mouse Smoothing) и ускорение мыши (Mouse Acceleration). Первая пытается сгладить движения вашей мыши так, чтобы не ощущалось заметных скачков курсора/прицела, когда вы водите ею. Проблема заключается в том, что механизм работы данной настройки приводит также к возникновению лагов и снижению ощущения точности при движениях мышью. В особенности эти негативные эффекты проявляются, когда вы пытаетесь быстро прицелиться, поэтому данную настройку мы рекомендуем отключать. Ускорение мыши (Mouse Acceleration) влияет на то, насколько изменяет свою позицию курсор/прицел в зависимости от того, насколько быстро вы двигаете мышью. Быстрые движения приводят к большим изменениям в положении курсора/прицела, в то время, как медленные вызывают не столь масштабные и в то же время более точные и предсказуемые перемещения. Это может быть полезно при работе с Рабочим Столом Windows, но в большинстве игр из-за своего непредсказуемого эффекта при прицеливании данная настройка способна приводить к усложнению последовательного поражения целей при изменении условий стрельбы, поэтому мы также советуем воздержаться и от ее использования.

И последняя настройка, способная вызывать как графические лаги, так и лаги контроллеров, – это вертикальная синхронизация (Vertical Sync, VSync). Когда VSync включена, то из-за особенностей работы, она не только обладает достаточным потенциалом, чтобы понижать уровень FPS на 50% и более, но и зачастую способна вызывать лаги контроллеров. Отключение данной настройки – самый простой и быстрый способ избавиться как от графических, так и от лагов контроллеров. Если при выключенной VSync эффект «разрывов» (tearing) изображения мешает вам сосредоточиться на игре, то следует включить VSync вместе с тройной буферизацией (Triple Buffering), чтобы противостоять данному эффекту.

Проседание пинга

Интересно отметить, что с самого своего возникновения, термин «лаг» использовался исключительно для описания мультиплеер-игр. Так сложилось потому, что во время онлайн-гейминга некоторый уровень лагов (задержек) просто неизбежен. Все ваши действия посылаются на центральный сервер для того, чтобы остальные игроки могли наблюдать за этими действиями на экранах своих мониторов. В то же время, этот же сервер должен постоянно отсылать информацию о действиях других игроков на ваш компьютер. Возникала неизбежная задержка между временем отправки данных от источника действий до момента их получения остальными участниками игры. Именно такого рода задержки закрепили за собой название «лаги». Сейчас, чтобы быть более конкретными, мы будем называть их «проседания пинга».

Чуть подкорректировать траекторию полета пули и избавиться от проседаний пинга, был бы хедшот.

Пример 1: в прицел вашей винтовки попал вражеский боец и ваш палец мгновенно нажимает курок в ту же секунду, как только голова врага оказалась точно в середине крестика оптического прицела. Но он все так же остается невредимым, только теперь еще и точно знает, что за ними охотится снайпер. В ваш микрофон раздаются непристойные слова и беспочвенные обвинения соперника в обмане.

Пример 2: на этот раз роли поменялись – и уже ваша голова маячит в чьем-то снайперском прицеле. Первый выстрел проходит мимо, и вы быстро скрываетесь за ближайшим углом, когда внезапно все заканчивается смертью вашего персонажа от прямого попадания снайпера. В воздухе снова слышатся ругательства и обвинения соперника в жульничестве, – ведь как иначе он еще мог бы убить вас сквозь кирпичную стену?

Решение: все намного проще, и в девяти случаях из десяти при возникновении подобных ситуаций соперник не хакерит. Это просто проседание пинга. Данный вид лагов характерен только для онлайн мультиплеер-игр и связан главным образом с небольшими задержками в передаче данных. Эти задержки измеряются пингом (пинг – это время в миллисекундах, которое требуется для того, чтобы данные от вашей системы передались на сервер и вернулись обратно).

Единого способа чтобы навсегда покончить с проседанием пинга, не существует: данные не могут мгновенно передаваться от одного удаленного сервера всем игрокам. Однако большинство современных онлайн-игр пытаются скрыть такого рода лаги, используя так называемую компенсацию лагов. Благодаря этой технике лаги на экране не столь ощутимы и заметны. Хоть вам и не под силу изменить отношение конкретной игры к проседанию пинга (поскольку это регулируется игровым движком), но вы можете значительно уменьшить свои негативные эмоции от постоянных промахов после (на первый взгляд) стопроцентно точного выстрела или от поражения выстрелом после того, как спрятались за стену (как вам показалось). Достаточно лишь удостовериться, что вы подключились к серверу, где ваш пинг наименьший. Это означает найти сервер, который физически будет расположен к вам ближе всего, желательно в пределах одной страны, а еще лучше – в том же городе. Чем ближе находится сервер, тем меньшие значения будет принимать пинг (поскольку меньше времени будет тратиться, чтобы ваш компьютер обменялся с сервером данными). Значение в 100 или меньше достаточно комфортно, чтобы ваша игра проходила без сетевых лагов, а пульс и кровяное давление оставались в норме.

Как правило, значение вашего пинга отображается на доске результатов.

Чтобы выяснить, каким будет значение пинга на конкретном сервере, посмотрите на одноименную колонку (Ping) в таблице статистики сервера или найдите это значение на доске результатов. Некоторые игры не показывают актуальных значений пинга, но у них есть система предупреждений о его повышении, выражающаяся обычно в использовании разных цветов: зеленый как правило означает хороший (низкий) пинг, а красный – плохой (высокий). Помните также, что проседание пинга на самом деле не зависит от скорости вашего соединения с Интернетом. Достаточно просто иметь широкополосное соединение и подключиться к серверу с низким пингом, чтобы можно было играть в большинство онлайн-игр без сетевых лагов.

Не имеет прямого отношения к проседанию пинга, но все так же неприятной остается и еще один вид сетевых лагов – потеря пакетов данных. Эта проблема напрямую связана с соединением, потому что некоторые из тех пакетов данных, которые «путешествуют» между вашим компьютером и сервером, имеют неприятное свойство теряться где-то по пути. Это означает, что некоторые из ваших действий не найдут своего отображения в игре, и это будет выражаться в «эффекте искривленной реальности»: некоторые вещи и события станут появляться на экране отрывисто и непредсказуемо, будто бы из ниоткуда. Единственное, что, в свою очередь, вы можете сделать – это убедиться, что отключены все посторонние программы и приложения, которые могут использовать соединение с Интернетом одновременно с игрой. К таковым относятся программы закачки/распространения файлов, обмена сообщениями и прочие. Они могут вызывать как проседание пинга, так и потерю пакетов данных во время онлайн-игр. Если же выясняется, что кроме вас на сервере подобные проблемы испытывают и другие игроки – это значит, что настало время подыскивать новый сервер (или, по крайней мере, дождаться нормализации ситуации на текущем).

Заключение

От лагов избавились, подзарядились – и снова в бой!

Как ни старайтесь, но некоторые формы лагов встречаются в ПК-гейминге постоянно. И до тех пор, пока вы не обзаведетесь ультрасовременной системой и идеальным соединением к лучшему среди доступных игровых серверов, одна или несколько из перечисленных выше форм лагов будет время от времени вам досаждать. Главное – это разобраться, что именно вызывает конкретно ваш лаг и применить верное решение для этой проблемы.

Поэтому в следующий раз, когда будете встречаться с лагами во время гейминга, то помните, что это простое на первый взгляд явление имеет целый букет сложных первопричин. И не забывайте также, что лаги – это лучшее оправдание вашим промахам и преждевременным смертям персонажей в игре ; ).

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить