Открывая киберспортивный стартап

Киберспорт, Статьи | |

Sean PlottПрежде чем продолжать знакомиться с опытом Шона Плотта, стоит напомнить наиболее точное определение самого слова «стартап»: стартап (от англ. start-up – запускать) – компания внедряющая не используемые ранее бизнес-процессы и с очень короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспектив выбранного рынка.

Серия материалов от Шона Плотта:

Итак, наконец настало время принять удар на себя и начать делать карьеру в киберспортивной сфере. Чудесно! Но для начала позвольте рассказать вам о тех вещах, которые знал я, начиная свою карьеру.

Урок #1: Если ваша идея уникальна, это еще не значит что она бесценна

Я получил тысячи электронных писем, в которых люди загадочно намекали на какую-то блистательную идею, посетившую их светлые головы. «Нам нужно встретиться и поговорить», – говорили они. «Моя идея стоит миллионы. Мы должны скооперироваться и объединить усилия».

Они говорили, что могут рассказать больше, но только после того, как я подпишу договор о неразглашении. Да, потому что идея настолько хороша. Они предупреждали меня: «идея» постепенно набирает обороты. И если я не буду действовать быстро, стартап-поезд тронется без меня, а я останусь в одиночестве оплакивать свою нерешительность.

Моей реакцией на это всегда было крайнее удивление. Каждое утро в душе меня посещает двадцать потрясающих идей, которые я обдумываю за чисткой зубов, а за завтраком превращаю в гигантские монополии. Это нескончаемо приятный процесс, но он не имеет никакого отношения к современным бизнес-реалиям.

Мы не раз говорили о том, что любой стартап всегда крутится вокруг идеи. Не поймите меня неправильно: идея – это очень и очень важно, но гораздо важнее именно ее воплощение. Как ее продать, как взрастить, как двигаться дальше.

Я встречал в киберспортивной сфере множество людей, которые думали, что если их посетит какая-то «победоносная идея», они непременно построят бизнес-империю.

Pet RocksВ качестве примеров «победоносной идеи» для бизнеса они упоминали Pet Rock, обручи hula hoop или PlentyofFish.com. «Чувак, создавший Pet  Rock, просто бесподобен!», – говорили они. «Он сделал все своими руками, даже не выходя из комнаты. Я тоже так могу!»

Но правда в том, что на любом рынке уникальны лишь несколько идей. Я слышал одни и те же идеи снова и снова от различных киберспортивных фанатов, и все они страстно верили в абсолютную уникальность своих задумок. Многие из них похожи на те, которые приходили ко мне в душе. Бывало и я высказывал какую-то, на мой взгляд, совершенно уникальную идею, но читатели тут же показывали мне вебсайт, где кто-то уже делает то же самое.

Я встречал людей, которые буквально рассыпаются, стоит им столкнуться с конкуренцией. Это похоже на то, как парня бросает девушка, и он начинает горевать о своей утрате: «А вот если бы я…» Им кажется, будто их идею кто-то украл. Они опускают руки.

А так делать не нужно.

Опять же, стартап или продукт – это не только идея, но и ее воплощение. Вспомните MySpace, который стал настоящей интернет-сенсацией, пока не появился Facebook и не сокрушил его. Просто изучайте ваших конкурентов и старайтесь делать лучше.

Myspace vs Facebook

Урок #2: Следите за конкурентами и неустанно внедряйте инновации

Суть в том, что кто-то всегда попытается победить вас на вашем же поле. Даже если вы открываете дело с абсолютно оригинальной идеей, могут появиться парни, которые окажутся в вашей нише уже спустя пару минут после вас. Как быть дальше? Скажите спасибо своей идее и учитесь на своих ошибках. Продолжайте делать то, что делаете, но в еще больших масштабах – с большим количеством денег и работников. Расширяйтесь быстрее. В этом нет ничего аморального. Есть много идей, которые очень сложно запатентовать и очень легко развить, причем вполне законно. Постоянно оглядывайтесь на конкурентов и старайтесь быть на шаг впереди.

Three innovatorsЭто приводит к еще одному важному вопросу, который вы должны задать себе, формулируя бизнес-идею: насколько просто кому-то имитировать меня и вытолкнуть из моей же ниши? Если ли способы держать потенциальных конкурентов на безопасном расстоянии?

В идеале вы должны создать нечто такое, что будет не только уникальным и интересным для покупателей, но и очень сложным для воссоздания. Другой вариант – это быстрый рост пользовательской базы до критического размера, дабы конкуренты не смогли вас догнать.

Помните, что вы работаете на очень быстро развивающемся рынке, где постоянно меняются и правила, и игроки. Дабы держаться на голову выше ото всех остальных, вы можете постоянно переделывать свой бизнес (в Силиконовой Долине это зовется «вращением»).

Знаете ли вы, что YouTube начинал как сайт видео-знакомств под названием Tune in Hook Up, пока его основатели не решили пойти другим путем? Что Flickr первоначально задумывался как часть MMORPG? Или то, что Shopify (кстати, точно так же называется очень мощная StarCraft-команда в After Hours Gaming League) начинал как встроенная платежная опция для сетевого сноуборд-бизнеса?

Я к тому, что вы не должны жестко придерживаться своей идеи. Пускай она движется и изменяется. Вы можете открыть киберспортивный стартап, а уже через год заниматься чем-то совершенно другим. И ничего плохого в этом нет. Более того, вам может прийти в голову идея бизнеса номер два еще до того, как вы запустите бизнес номер один. В общем, отправляйтесь на киберспортивный рынок, заводите знакомства и начинайте тестировать свои идеи, пока их не начал тестировать кто-то другой.

Урок #3: Нужен четкий план по привлечению аудитории или покупателей

«Как мне привлечь своего покупателя?» Это очень важный вопрос, но многие люди не хотят даже думать о нем. Я сильно удивляюсь, когда люди рассказывают о том, что хотят построить бизнес, но не хотят возиться с продажами. Как только я начинаю говорить о продажах и торговле они делают такие лица, будто я испустил газы. Они и слышать об этом не хотят. Они хотят быть киберспортивными идеалистами, а не корпоративными воротилами. Но правда в том, что бесценная идея ничего не стоит до тех пор, пока вы не привлечете к ней пользователя и не будете зарабатывать достаточно денег, чтобы покрывать ежедневные издержки.

Начинайте думать об этом с самого первого дня (в будущем мы расскажем об этом более подробно).

Некогда мой наставник сказал мне, что бизнес, как правило, на 60-80% состоит из торговли и лишь на 20-40% – из производства. Другими словами, нужно бросать деньги (много денег) на передний край, дабы крутился движок, который управляет компанией в тылу. Это открыло мне глаза. До тех пор я наивно полагал, что  «создай бизнес и деньги просто придут».

Итого

Terran eSports entrepreneurПовторю еще раз: бизнес – это как StarCraft. Нужно знать стратегию противника, нужно знать последовательность постройки, нужно уметь рассчитывать время. Нужно учиться и практиковаться. Можно показывать хорошую игру, но облажаться в ладдере. Нужно реализовывать свои задумки в реальном сражении. Вы должны понять, что даже несмотря на все аккуратные приготовления ваш оппонент может устроить быстрый «раш» и обыграть вас на самом старте. Не стоит играть в StarCraft всерьез, пока вы лишь изучаете игру. Как я там люблю говорить? Рабочие и пилоны! Или попросту говоря: «Практика, практика и еще раз практика!»

Так что не стоит лезть в киберспортивный бизнес, пока не изучите местный ландшафт. Будьте готовы к постоянным неудачам. Будьте гибки и проворны, постоянно меняйте тактику. Знайте свои недостатки. Не откладывайте работу на завтра, не набирайте долгов по кредитным картам и не гонитесь за киберспортивной мечтой без крепкого плана, умений, а также наставника или даже двух. Начинайте с малого, копите опыт и делайте продуманные решения, которые медленно, но верно будут повышать вашу долю на рынке.

Как говорил Стив Джобс: «Следуйте велению сердца, но не забывайте и обдумывать свои решения».

Владимир FrostBite Хохлов frostbite@progamer.ru

Поделиться

Обсудить