ProGamer
×

Мурат Arbalet Жумашевич: «Рынок компьютерных игр благоволит крупным компаниям»


CNS_Grunt Arbalet Arch_Koven

Здравствуйте, Мурат Жумашевич! Как ваши дела?

Привет всем поклонникам компьютерных игр. Дела идут, как всегда — не без проблем, но в целом хорошо.

Пожалуй, вы самый известный меценат не только для сообщества киберспорта в СНГ, но и во всём мире.

Почему-то все называют меня меценатом, но я себя таковым не считаю. Да — я помогал в организации турниров, оплачивал поездки игрокам из СНГ на заграничные соревнования, спонсировал команды. Я думаю, что слово спонсор, определит меня лучшим образом, чем меценат. Спонсирование предполагает возвращение инвестиций — в том, или ином образе и количестве.

Если не секрет, оправдались ли ваши ожидания насчёт возврата этих инвестиций?

Тут нужно сказать две вещи. Во-первых я получал огромное удовольствие от своей деятельности. Мне очень нравятся компьютерные игры, поэтому изначально не было никакого расчёта на построение какой-либо бизнес-модели на этом деле. Сюда же можно отнести и тот факт, что мне нравится помогать другим людям. Я бы даже не так сказал. Помогать другим людям, если это в пределе твоих возможностей — нормально. Если бы все друг другу помогали мы бы сейчас жили намного лучше.

Во-вторых, рынок компьютерных игр, и киберспорта в частности, благоволит крупным компаниям. Если у тебя в городе стоит два ларька с фруктами — от инвестиций в киберспорт нельзя многого ожидать. Я, конечно, утрирую, но смысл от этого не меняется. Киберспорт — это большой рекламный щит в центре мегаполиса для производителей товаров и услуг. Что касается меня, то прибыль была в пределах средних ожиданий.

С чего всё начиналось? Как вы вышли на сцену киберспорта?

Мои дети любят игры, а я люблю своих детей. Поэтому я должен любить то, что любят они. Логика очень простая. Если вы станете родителями, то вы поймёте о чём я. Иметь общие увлечения это залог того, что вы со своими детьми будете близки как никогда.

В 1999 году я начал играть в Age of Empires с друзьями. Через некоторое время мы решили создать команду «The Legion Clan». Ещё чуть позже я спонсировал первый турнир по AoE в Алматы, после нескольких пробных турниров он-лайн. У игры, и у нашей команды появилось огромное количество фанатов, в результате чего был открыт компьютерный клуб в Алматы «The Legion». Далее я занимался Quake, и Counter-Strike. Потребуется много времени, чтобы рассказать всё, что происходило в те времена. Всего, за 12 лет я спонсировал более 500 турниров. Сейчас даже боюсь посчитать сколько это было в деньгах (смеётся).

Мурат Жумашевич, скажите пожалуйста, почему вы прекратили проведение кубков Арбалета, и спонсирование киберспорта в целом?

Кто сказал, что я перестал это делать (улыбается)? Я до сих пор поддерживаю отдельных игроков из СНГ.

Кого, например?

Это неважно. Я никогда не стремился к известности , и не хотел быть публичным более, чем требуется. Я делаю то, что мне нравится, и то, что я хочу. Сейчас большинству хороших игроков не требуется помощь, если они действительно хорошие. Профессиональные игроки получают зарплату, и заключают контракты с персональными спонсорами. Это хорошая тенденция.

Что касается прекращения проведения турниров. Я считаю, что подготовил хорошую почву для развития киберспорта в СНГ. В настоящее время, и в СНГ, и во всём мире каждый день проводятся десятки турниров по той или иной игре. Что случится, если будет одним меньше? Важно показать людям — и бизнесменам, и простым игрокам, что всё зависит прежде всего от них самих. Мне кажется, я смог это сделать.

Многие знают, что вы долгое время спонсировали Na’Vi, K23 и другие команды. Почему вы решили прекратить их поддержку?

Всё когда-нибудь кончается. Вопрос в том раньше это, или позже. Я думаю, что с Na’Vi был тот случай, когда это произошло где-то между «рано» и «поздно». Ребята выиграли 3 титула чемпионов мира за год, я был уверен, что они не пропадут. У них хороший менеджер, с которым я поддерживаю связь до сих пор. Я уже говорил, что не люблю быть на виду, поэтому я решил, что будет слишком, если я буду спонсором команды такого уровня. Думаю, что если бы они тогда не нашли источник финансирования, я смог бы им стать ещё некоторое время.

Во что, по-вашему мнению, сейчас лучше вкладывать деньги — в звёздных игроков, или в инфраструктуру?

Звёздные игроки были, есть и будут всегда. Они появляются и зажигаются сами по себе. Инфраструктуру нужно развивать искусственно. Будет инфраструктура — будут и игроки. Вообще, спорт, будь то хоккей, футбол, или counter-strike, в изобилии звёздных игроков. Но их век не вечен. Скорее наоборот — чем популярнее дисциплина, тем чаще в ней будут меняться кумиры. Конечно, Марадонну, Харламова, или Spawn’a — будут помнить очень долго. И благодаря им будут появляться новые Марадонны, Харламовы и Spawn’ы. Соответствующая инфраструктура позволит устранить, или хотя бы облегчить путь к славе.

Я слежу за киберспортивной сценой, и думаю, что будущее — за крупными, серьёзными организациями. Киберспорт перестал быть соревнованием между друзьями. Нужна регулирующая организация, которая будет устранять сбои работы в системе.

Вы бы хотели быть руководителем этой организации?

Руководителю потребуется очень много времени на работу. А я семьянин с четырьмя детьми. Куда мне до подобных проектов (улыбается). Да и свой бизнес я ни на кого не переложу.

Чем вы занимаетесь?

Продажи. Алкогольная продукция, табак, чай. Товары широкого потребления. Есть ещё несколько дел, но они второстепенные.

Возможно ли в будущем, что кубки Арбалета возродятся?

Возможно. Если я снова захочу их спонсировать.

Что вы думаете о Dota 2? Как считаете, почему она оказалась намного популярнее, чем Counter-Strike?

Я играл в Dota 2. Не скажу, что она мне не понравилась, но CS конечно же для меня ближе. Популярность для меня понятна. Во-первых это грамотный пиар и маркетинг игры. Производителям игр стоит поучиться у Valve их работе. Способности пассивно-агрессивно продавать товар (улыбается). Я знаю, что Dota 2 бесплатная, но внутриигровой магазин существует, и является по-сути единственным способом заработка на игре для разработчиков. В Dota 2, у кого бы то ни было в обязательном порядке будут любимые герои. А забота о своих любимцах — естественная черта людей. Покупка красивого меча, или шлема не сильно опустошит карман.

Во-вторых, Dota 2 во многом обязана оригинальному разработчику. Насколько я знаю, с IceFrog’ом вели переговоры несколько компаний, но только Valve смогла его заинтересовать. Ещё до начала работ по Dota 2, Дота в warcraft 3 была хитом. Это уникальный прецедент, когда на основе одной игры появляется другая. IceFrog почуствовал веяния общества, и дал игрокам то, что им было нужно. Можно приводить десятки причин популярности Доты, но они всё равно не смогут полностью её объяснить.

В-третьих, Counter-Strike это всё-таки агрессивная игра. По телевизору, по радио и в интернете полно новостей про убийства, терракты и прочий криминал. Возможно, что люди просто устали от этого, и хотят абстрагироваться в вымышленный мир, чтобы стать лучшим там. Плюсом ко всему — какая цель в Counter-Strike? Убить всех врагов. Установка бомбы, или вывод заложников всегда были второстепенными задачами. Зачем, если можно просто всех убить? В Доте задача — сломать главное здание противника. Хоть и тут не обойтись без убийств, но цель не такая агрессивная, как в Counter-Strike.

Я знаю, что ваше свободное время заканчивается, поэтому скажите что-нибудь всем читателям.

Спасибо вам за тёплые слова, за те многочисленные моменты, когда я был счастлив, благодаря вам. Играйте, наслаждайтесь победами, учитесь на поражениях, и будьте хорошими людьми!

Вопросы задавала Аселя Дуйсебай. Фото c Korean Friendly Championship.


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас