RoXKIS Bruce: «Многие разочаровались в Starcraft 2»

Киберспорт, Интервью | |

Представляем вам интервью с Игорем Brucе Уткиным – одним из самых узнаваемых E-Sport деятелей в России. Основатель и директор организации ROX, чемпион России по SC:BW 2005 года, отличный стример и комментатор расскажет вам о своём взгляде на киберспорт.

Bruce WCG 2007ru

Привет Игорь. Сейчас лето – пора отпусков, поездок за границу и отдыха на море. Как проходят твои дни?

Здравствуйте! Безусловно, было бы здорово отправиться куда-нибудь, попутешествовать, однако в мире киберспорта, летний период нельзя назвать отпускным. С давних времен, главные отборочные игры проходили в это время. Весной мы готовились к The International 4 по Dota, куда чудом не попали, в конце мая и до началу июля была череда крупных турниров по League of Legends. Через пару дней поеду к другу на свадьбу. Так и живем.

Составы, по каким дисциплинам сейчас в реестре у ROX.KIS? По моей информации – это World of Tanks, League of Legends и Point Blank.

Во-первых, у нас остался Pomi по SC2. Конечно, он не активный игрок, но один из наиболее активных деятелей в этой дисциплине в СНГ. По FIFA у нас есть Ufenok. Молодой, задорный, воспитанный. И при этом, вице-чемпион мира. Состав по League of Legends, который мы взяли пять месяцев назад, уже успел заработать несколько интересных трофеев, но планов и ожиданий больше. Будем работать. По Dota и World of Tanks активности заморожены, но при этом мы продолжаем плодотворно сотрудничать с Dread и Murazor.

Вы планируете подписывать другие составы? Если нет, то почему?

Мы, безусловно, думаем вернуться в Dota и WoT. Думаем как это правильно сделать и с какими людьми связать себя обязательствами.

Упирается ли вопрос в финансирование и бюджет команды? Или другие дисциплины вас не интересуют?

Вопрос финансирования стоит везде и всегда. Даже в самых богатых клубах. Но в киберспорте еще сложнее выбрать, куда это финансирование направить и, как и в каком виде получить возврат инвестиций. А учитывая недоформированность рынка соревнований по компьютерным играм и инфантильность их участников, приходится трижды подумать, перед тем как сделать шаг. Готовых продуктов на рынке нет. Нужно брать таланта, вкладывать в него деньги, время и усилия и может быть, он выстрелит, если раньше не забьет или его не переманят другие организации.

Многие думают, что SC2 “умирает” как дисциплина. Ты согласен с этим?

Да, я думаю, что все стало понятно давно. И все мои прогнозы и опасения, к сожалению, подтвердились. Рынок игры StarCraft 2 был очень сильно переоценен. Множество людей инвестировали и рисковали, вкладывая все большие и большие деньги. Скорее всего, именно компания Blizzard не смогла справиться с необходимыми задачами, и поэтому интерес к игре, чемпионатам и прочему угас. Конечно, есть WCS – это некий спасательный круг, однако появился поздно. И к нему тоже есть вопросы.

Поэтому люди, в том числе и я, разочаровались в этой дисциплине. И пока не собираемся в нее возвращаться.

Давай поговорим о Dota 2 составе. Считал ли ты его самым перспективным и амбициозным? Всё-таки призовые в Dota 2 выше, чем в любой другой дисциплине.

Сами по себе игроки в доту редко похожи на профессионалов, таких как Dendi или God, Loda и прочих сильных и талантливых личностей. У меня уже был неудачный опыт работы с этой дисциплиной, и я надолго был заряжен негативом к ней, ее токсичной аудитории. Однако Valve делают свое дело и стараются вывести ее на новый качественный уровень. Именно поэтому, когда у меня появился заинтересованный человек, которому я доверяю, было решено сделать команду из новых, неизвестных игроков. Мы взяли триплу из Краснодара, где жил Podox и начали строить команду с нуля. По поводу призовых стоит отметить тот факт, что они должны мотивировать игроков, а не организации. Сами организации только в редких случаях смогут отбить свои затраты призовыми. Для этого команда должна выходить в финал The International.

Почему от состава по Dota пришлось отказаться? Был ли поставлен игрокам ультиматум типа «либо вы проходите квалификацию к TI4, либо аривидерчи»? И повлиял ли вообще результат отборов к данному решению?

Честно говоря, потерялся некий стержень, взаимопонимание у игроков и организации. Есть моменты, где были не совсем правы мы. Были моменты, где игроки. В итоге, чтобы прекратить конфликты, мы пришли к соглашению, что играем до TI4 тем составом, который есть. Ничего не меняем. А после TI4 делаем расход. Дело в том, что особенность данного турнира в том, что он является кульминацией года. После чего у большинства игроков появляется огорчения и неудовлетворённости текущим положением дел и поиска новых возможностей. Именно так появился решафл. И мы, и игроки знаем, что тем составом, что они играют сейчас, выступать в сентябре они не будут. Поэтому и они, и мы взяли некую паузу. Именно после главного события года, стоит подводить итоги и строить планы.

Когда будет анонсирован новый состав по Dota2? Ведь все знают тройку команд-лидеров Российской дота сцены (ROX.KIS, Empire, Virtus.Pro). И многие верят, что это только вопрос времени.

После окончания The International будет драфт. Именно в тот момент будет понятно, кто остается, в каких командах, а кто становится свободным агентом. Уверен, что этот год будет самым интересным и неожиданным. Поэтому будем с нетерпением ждать новостей с полей битв.

Что ты думаешь о TI4 как о главном турнире года? О призовых, системе проведения, составе участников? У кого наибольшие шансы победить?

TI4 – великий турнир. Однако мне ближе система LCS в «Лиге Легенд». Несмотря на это, это лучший турнир по «Доте» с точки зрения правил, интриги, напряжения и освещения. Шансы, конечно, у китайцев, потом EG, потом Na’Vi-Claud9.

Считаешь ли ты, что Dota 2 достигла того, чего не могли достигнуть другие игры? Зрелищность процесса, огромное комьюнити, внимание со стороны разработчика – что ещё, кроме перечисленного требуется для того, чтобы игра стала культовой?

Я считаю, что Valve победила и сделала то, что должны были сделать Blizzard. Тем же помешала корона и бесконечные претензии к KESPA в Южной Америке. Dota и LoL – самые интересные киберспортивные рынки сейчас. К ним движется на встречу WGL, который уже сейчас догнал Starcraft 2 или около того. Valve также пробуждают интерес к Counter-Strike. Но пока нет новой крови, глобально интересно это не может быть. Своя аудитория будет, как у любой другой игры, но одни и те же лица в столь прогрессивной теме, как киберспорт, для меня являются отталкивающим фактором, несмотря на любовь к конкретным персонам и коллективам.

Я знаю, что ты очень много работаешь для развития российского киберспорта. Какие перспективы ты видишь? Что уже достигнуто, а что только виднеется на горизонте? Какой ты видишь E-Sport сцену через 5,10, 20 лет?

Все будет. Но я слишком много раз возвращался к месту, с которого стартовал. Несмотря на все неудачи, есть движения вперед. И главные их них будут идти со стороны разработчиков игр. Так и должно было быть изначально.

В последнее время прослеживается тенденция брать тренеров для профессиональных команд по Dota. Из последних примеров – Goblak, Fear, Winter. Почему именно они? И нужны ли тренера тем геймерам, у которых уровень игры намного выше, чем у тренера?

Тренер обязательно нужен. Но в киберспорте им быть сложней, чем в футболе или хоккее. Такова сцена. И свое мнение игрок всегда ставит выше другого, если тот его не обыгрывает 10 из 10. Я бы назвал киберспортивных тренеров аналитиками, наблюдателями и советчиками. Потому что непосредственно в игре они ничего сделать не могут.

Сейчас киберспорт – это огромная рекламная площадка. Так будет продолжаться и дальше, или он получит новые источники финансирования? Поддержка государства? Частные инвестиции?

Поддержка государства, как и частные инвестиции, приходят тогда, когда это нужно определенному кругу людей. Будем надеяться, что это наступит как можно скорее. Уверен, что вложения в киберспорт намного эффективнее, нежели 80% видов спорта. Также, компаниям нужно получить добро сверху, чтобы они могли тратить большее количество рекламных денег своих кампаний. В данный момент все связаны определенными ограничениями.

Что будут делать те профессиональные игроки после завершения карьеры? Некоторые становятся стримерами, некоторые – комментаторами и тренерами. Что делать остальным? Видишь ли ты возможность работать игроку в любимой сфере, зарабатывая на жизнь, не играя?

В целом, они востребованы в игровой индустрии. Такие компании, как Wargaming, Riot Games, Valve, Mail.ru Group с удовольствием воспользуются их опытом и страстью к играм. Главное не стоит забывать, что нужно постоянно развиваться и нельзя зацикливаться на чем то одном. Да, киберспорт – это сложно и узко. Однако наступает момент, когда ты можешь отвлекаться на дополнительное саморазвитие. Более того, оно положительно влияет и на твою текущую деятельность.

Ты начал играть в довольно юном возрасте и за все эти годы накопил много опыта. Как ты думаешь, когда детям или молодым людям можно начинать играть на профессиональном уровне? Что им нужно делать?

Идеальные игроки – это 14-16 лет. Они не обременены армией, работой, какими то серьезными социальными обязательствами. У них наибольшая мотивация и страсть.

Как появился твой ник? Если бы тебя звали Борис, то всё было бы понятно.

Я любил игры класса цивилизации, Heroes of Might and Magic и прочих пошаговых стратегий. Потом появился интерес и к RTS. Собственно, подписывался в первых играх Князь, так как тематика была похожей и был некий Князь Игорь, кому то известный. Вообщем, было забавно. Потом играя в Quake, мне нужно было писать ник на английском я его стилизовал :) Lord. Потом узнал, что Лордов то полно. И добавил Lord of Death. Далее я играл в Дельта Форс и очень часто резал с ножа. Вообщем, почувствовал себя неким убийцей, ниндзя, супер героем, поэтому подписался Bruce. Bruce – потому что я занимался Кунг-Фу Вин Чунь, уважал Bruce Lee, смотрел фильмы Брюса Уиллиса, слушал marshall bruce mathers ака Eminem. Ну и в кульминацией стало то, что вышел фильм с моими 2мя любимыми актерами “Брюс Всемогущий”. Понятно, что этот ник закрепился намертво.

Меняется ли отношения общества к киберспорту? 10 лет назад к этому относились, как к чему-то плохому, к чему-то такому, что портит зрение, и вызывает негативные эмоции у играющего.

Да, общество, безусловно, по-другому смотрит на игры сейчас и тогда. И это динамика. Это есть хорошо. Другое дело, что меняется и суть киберспорта. И раньше – это был некий протест. Это была религия, новое государство. Это было общество людей, где стиралась социальная разница, возрастная разница, языковой барьер и прочее. Тебя уважали лишь за то, кто ты есть и что ты умеешь. 40 летний успешный бизнесмен может разговаривать с тобой на равных, видя и ценя то, что ты делаешь. С появлением денег, начался поиск этих денег в системе, борьбу за деньги и прочие прелести и некрасивости коммерческих отношений. Поэтому я часто ностальгирую по былому духу, по запалу к игре, по страсти побеждать и ценю это в тех людях, в которых нахожу. Реальной экономики пока еще нет. Есть те, кто смог, успел, их не более 10 организаций на мир. Остальные живут на донат, бизнеса там нет, а жажда денег – есть.

Поделиться

Обсудить