ProGamer
×

Организация киберспортивных турниров


В этом году индустрия киберспорта удивила всех нас своим бурным ростом, показав, что развитие игр и не думает замедляться. Другие формы медиаразвлечений, вроде кино и телевидения, рискуют остаться далеко позади. Компьютерные игры подарили нам безграничные возможности соревноваться друг с другом. Такие соревнования притягивают толпы зрителей, а те притягивают еще большую толпу.

Когда в конце 1990-х проводились первые в России турниры по компьютерным играм, то никто даже не подозревал, что через 15 лет индустрия примет немыслимый ранее размах. Киберспортивные команды выигрывают миллионы долларов призовых, а за их игрой через интернет следят сотни тысяч зрителей одновременно.

Справка:
Прошедший летом 2015 года международный турнир The International 5 по командной игре DotA 2 во время проведения смотрели одновременно 4.6 миллионов зрителей (суммарная аудитория перевалила за 30 миллионов) и разыграл более 16 000 000 долларов в качестве призового фонда. Крупнейшие спортивные каналы всерьез задумались о включении киберспортивных трансляций в свое расписание. The International 6 обещает побить и эти рекорды.

Компьютерный спорт не стал бы таким популярным без упорства людей, работающих с минимальной отдачей и посвящающих себя проведению локальных турниров.

Рецепт успешного турнира в России начала 2000 был крайне прост: берем самую популярную в компьютерных клубах игру, размещаем анонс на нескольких киберспортивных порталах, в день турнира собираем взносы с игроков, половину которых оставляем на оплату аренды компьютеров и клуба, другую разделяем среди тройки лучших. Такие турниры не требовали громадных усилий, а администратор клуба обычно являлся и судьей, и техником, и ведущим.

z_f3cfdd41

Подобные мероприятия были выгодны любому заведению, так как позволяли гарантированно увеличить прибыль, повысить лояльность к компьютерному клубу и давали возможность засветиться на всех посвященных киберспорту порталах, коих на тот момент можно было пересчитать по пальцам одной руки.

С приходом высокоскоростного интернета ситуация изменилась в корне. Зачем ходить играть с другими людьми в зачастую прокуренное и душное помещение, если теперь можно сидеть дома в комфорте и соревноваться с игроками со всего мира? Действительно, незачем.

z_efee8cc6

Киберспорт изменился, еще не совсем повзрослел и встал на ноги, но развивается по другим правилам — рядом с палаткой построили супермаркет. Ему стали присущи все болезни других “взрослых” соревнований. В игру вступили большие деньги, именитые спонсоры, профессиональные организации и просто желающие приумножить свой капитал. Игрокам стало неинтересно участвовать в локальных турнирах за призовой фонд, в который они же сами вложились, а выгода клубов от половины взносов участников стала сомнительной. Формат локальных турниров фактически умер в 2013 году. Абсолютное большинство компьютерных клубов закрылось еще раньше.

z_510790ca

Выходит, что турниров стало меньше, но киберспорт стал популярнее? Именно так! Теперь балом правят онлайн-отборочные и богато оформленные финалы. Что же делать и с чего начать, если есть желание провести турнир?

Мнение:
Новичков очень много — каждый месяц появляется очередной организатор, считающий, что все только его и ждут. На самом деле никто не ждет. Игроки не хотят, потому что им хватает онлайн турниров или они просто не подозревают о них, площадки не сотрудничают, потому что для них это всегда оборачивается потерей денег и головной болью, спонсоры отказывают, потому что они не заинтересованы в непрофессиональной организации мероприятий с привлечением их бренда.

Что делать? Идти от малого к большему. Понять потребности игроков, площадок, спонсоров. Определить свои цели. Если заработать, то надо запастись терпением. Год-два развивать свой бренд, сосредоточиться на репутации.

Максим Гуревич, более 10 лет управляющий интернет-кафе “5.3 GHz”

Кому все это нужно

Для начала стоит определиться, для чего вам нужен этот турнир. Если вы вступаете в роль организатора турниров без гроша в кармане, то тут никак не обойтись без хороших навыков продаж. Как и в любом другом спорте, соревнования, как правило, проходят при поддержке компаний, в случаях:

  • имеется игра и необходимость ее продвигать, дать дополнительный контент сообществу;
  • продажи профессиональной периферии, аксессуары и другие продукты для геймеров;
  • киберспорт интересен как бизнес, поступления от спонсорских контрактов и продажи билетов.

Первый случай, среди активных в отечественном киберспорте компаний на ум приходят Innova, Wargaming, Riot Games и… всё. Возможно, еще есть ряд корейских и китайских разработчиков, но выводить их игры на рынок с помощью турниров невероятно трудно и малоэффективно по причине различия культур.

Во втором случае задача легче, ведь практически все производители компьютерной периферии имеют в наличии игровые девайсы. Предложите менеджерам такой компании все возможные пути для продвижения их продукции на мероприятиях. Но, прежде чем показать все прелести доступа к коммерческим возможностям киберспорта с указанием охвата и активности аудитории, составьте спонсорскую смету.

Игровое сообщество, по крайней мере, в крупных городах, стало невероятно избалованным и избирательным, поэтому необходимо сразу обговорить наличие не только призов в виде продукции спонсора, но и денежного призового фонда. Без него ваш турнир рискует остаться одним из сотен спонсорских мероприятий, проведенных для галочки: организаторы заработали, менеджеры компании отчитались начальству, довольны все, кроме игроков.

Расходы и планирование

Необходимо учесть расходы на продвижение турнира в СМИ. Важно помнить, что никто за бесплатно не напишет о вас, тем более не станет упоминать ваших спонсоров. Средний ценник размещения анонса турнира на популярных киберспортивных порталах составляет от десяти тысяч рублей. В таком анонсе вы сможете разместить подробную информацию о мероприятии, логотипы спонсоров и ссылки на них.

Нельзя забывать и о продвижении в социальных сетях. Многие до сих пор скептически относятся к данному виду продвижения, однако опыт проведения нескольких сотен игровых мероприятий говорит об абсолютном доминировании этого вида рекламы применимому к турнирам. Подводный камень здесь кроется в том, что для полноценного пиара вам придется либо тратить все рабочее время, да еще и развивая сторонний сайт (т.е. социальную сеть), на создание контента для группы и выстраивание связей с пабликами, либо нанимать отдельного человека. Публиковать картиночки и объяснять пользователям нюансы мероприятий — кропотливый процесс.

Третьей статьей расходов по счету, но не по значимости, является выбор и аренда места проведения мероприятия. Если вы хотите сэкономить и организовать турнир на окраине города в захудалом компьютерном клубе, то… лучше мероприятие вовсе не проводить. Сэкономите время себе и менеджеру компании-спонсора.

Если турнир планируется проводить с онлайн-отборочными, то в первую очередь предстоит решить на какой платформе проводить турнир. Если дисциплина популярна, то количество участников в отборочных может запросто превысить несколько тысяч человек.

Сетка турнира должна быть понятной и легко модерироваться организаторами на случай форс-мажорных обстоятельств. Хостинг сайта, на котором ведется турнир, обязан выдерживать одновременное пребывание расчетного количества зрителей.

Чем больше игроков в отборочных — тем больше времени они займут. Будьте готовы растянуть процесс на несколько суток. Это будет удобнее и зрителям, и игрокам.

Что касается требований к участию, то они, в первую очередь, определяются минимальным возрастом игрока. Например, игра в Counter-Strike запрещена для детей младше 14 лет.

При регистрации на турнире участнику необходимо будет ввести свои ФИО, адрес электронной почты и телефон на случай экстренной связи и оповещений о результатах матчей и расписании.

Обязательно сохраняйте записи всех игр. В случае возникновения спорных ситуаций судья всегда сможет посмотреть реплей и вынести вердикт в пользу того или иного игрока.

Повысят интерес к отборочным и турниру собственные трансляции. Организуйте стримы игр на основных киберспортивных порталах.

По окончанию отборочных уведомите всех победителей о том, где и когда будут проводиться финалы, соберите все часто задаваемые вопросы и затем ответьте в рассылке всем разом. Так вы сэкономите время и себе и участникам.

Выбор места проведения офлайн мероприятия — дело непростое. Это может быть что угодно: кинотеатр, выставочный павильон, компьютерный клуб.

Если это популярное интернет-кафе с компьютерами — не факт, что оно подойдет, например, для проведения турнира по командным дисциплинам. Для Counter-Strike, Dota 2 — жизненно необходимы хотя бы четыре линейки компьютеров по 5 машин в каждой. С индивидуальными дисциплинами все несколько проще — один компьютер и отсутствие возможности подглядывать друг за другом во время матча.

Параметры места проведения универсальны для всех дисциплин — чистые игровые места, места для зрителей, отзывчивые администраторы, приятный глазу интерьер (фотосъемка турнира — неотъемлемая его часть!) и возможность закрыть объект от клиентов на время проведения вашего мероприятия.

Если в случае с интернет-кафе все понятно, то проведение турнира на площадке для этого изначально не приспособленной требует решения ряда проблем.

Первая — проведение широкополосного интернета, причем желательно заключать договор сразу с двумя разными провайдерами. Например, на тематических выставках в ЛенЭкспо или Манеже второй интернет-кабель часто спасал турнир от задержек, связанных с проблемами одного из провайдеров.

Вторая проблема — оснащение игровых мест: стол, стул, компьютер, монитор, звукоизолирующая кабина. Покупать всё это железо абсолютно бессмысленно, поэтому необходимо изучать возможности аренды. Самое простое, что приходит в голову — обратиться с предложением выездной аренды рабочих мест в интернет-кафе. В идеале вам должны предоставить компьютеры с предустановленной свежей Windows.

w_1e03c8ce

Еще один важный пункт — выбор турнирной дисциплины. Если хотите продвигать вашу игру или игру вашего спонсора, то наверняка лучше знаете все её плюсы, минусы и особенности. В случае с сторонней разработкой, стоит хорошо подумать. Приведем список самых популярных киберспортивных дисциплин последних лет:

  • DotA 2. Самая модная командная игра последних лет, в которую играют все от мала до велика. Основной формат — 5 на 5. Игровое сообщество в основном состоит из подростков, которым дай только повод поскандалить и назвать всех «раками». Мероприятия с участием дотеров требуют огромной выдержки и терпения.
  • StarCraft II. Стратегия в реальном времени, почти икона настоящего киберспорта, на грани возможностей человека. Основной формат проведения 1 на 1. Игровое сообщество крайне лояльно к большинству турниров, средний возраст участников — 20 лет. Одна из самых умных игр последних десятилетий, но, к сожалению, не так популярна, как хотелось бы.
  • Counter-Strike. И другие командные шутеры с похожей механикой. Формат проведения — 5 на 5. Игровое сообщество разномастно, там можно встретить как 14-летних детей, так и взрослых мужчин. Турниры в этих дисциплинах всегда сопровождаются всплесками эмоций и криками.
  • Overwatch. Шутер с упором на зрелищность. На момент публикации статьи по данной дисциплине не было турниров с огромными призовыми, но она активно перетягивает внимание на себя. Overwatch точно обойдет LoL и заберет значительную часть аудитории у DotA 2 и Counter-Strike.

Все остальные дисциплины, которые сейчас можно видеть на киберспортивных порталах либо не набрали достаточную популярность, либо не заслуживают внимания по причине отсутствия сбалансированного многопользовательского режима.

Мнение:
Прежде всего, необходимо понимать, зачем вам это нужно. Если вы приходите к менеджеру интернет-кафе с предложением провести у них турнир в надежде заработать денег — лучше всего сразу отказаться от этой затеи, дабы не испытывать в последствии глубокого разочарования.

По моему личному опыту, единственная причина, по которой действительно стоит тратить силы, время и, возможно, личные деньги (да да…), на проведения мероприятий, это когда компьютерный спорт — то, чем вы живете, то чем вы хотите заниматься невзирая ни на какие «но».

И если вы все же решите, что хотите заниматься организацией подобных мероприятий — старайтесь черпать положительные эмоции и удовлетворение из самого процесса работы. Не стоит строить иллюзий, что в один прекрасный день ваше увлечение станет делом вашей жизни, превратившись из хобби в полноценную профессию.

По моим наблюдениям, из 100 человек, которые приходят в компьютерный спорт с надеждой на то, что они смогут закрепиться в этой индустрии и заниматься исключительно любимым делом — по меньшей мере 95 уходят ни с чем.

Наслаждайтесь каждым проведенным вами турниром, каждым анонсом или фотогалереей опубликованной вами на том или ином ресурсе и ни на что не надейтесь.

Алексей Куншин
ФКС России.

Команда

Итак, призовой фонд, дисциплина, объем рекламы и место проведения определены. Далее нужно понять, сколько людей в помощь вам понадобится.

По опыту проведения нескольких сотен турниров был выявлен следующий идеальный набор сотрудников:

Судья турнира — человек, который имеет судейский опыт в киберспорте и желательно понимает нюансы той игры, по которой проводится мероприятие.

Консультант (чаще, он же и судья турнира) — знаток механик выбранной игры. Он всегда должен суметь подсказать, прав ли тот или иной игрок, использовавший вот то умение против другого.

Технические администраторы — терпеливые и неутомимые ребята, способные не просто подключить USB-мышь, но и настроить различные параметры монитора, операционной системы, скачать нужные драйвера и всячески способствующие отсутствию задержек в ходе турнира. Помните, что много администраторов не бывает.

Фотограф и видеоператор — медиаматериалы с турнира крайне важны для всех. Качественные фотографии, в которых засветилась продукция компании, растащат на аватарки игроки, а победители чемпионата будут гордиться своими видеоинтервью. Фотографии также будут использоваться для отчетов СМИ.

Организатор — человек, принимающий критически важные решения, ведущий и лицо турнира. Организатор должен расписать сценарий мероприятия, выделить все возможные проблемы и озвучить методы их быстрого решения, разбираться во всех рабочих задачах своих подчиненных. Помните, что идеальный турнир должен пройти без задержек и с максимальным удобством для игроков и зрителей.

Менеджер по связям, пиарщик — человек, занимающийся рекламой и связью с общественностью. В случае ошибок, а они встречаются у всех, проведения мероприятия вовремя опубликованное сообщение может свести к минимуму репутационный ущерб.

w_0077007c

Когда роли и количество сотрудников определены, наступает самая ответственная часть — подготовка к турниру. От того, как вы подготовите всё к турниру, напрямую зависит его качество.

Проведение

Первое с чего стоит начать подготовку — это репетиция. Вместе с вашими администраторами запустите игру на всех компьютерах на месте проведения будущего турнира. Игра должна работать корректно, начиная с главного меню и заканчивая, собственно, матчем и трансляцией в сеть. Если вы не уверены в том, как следует проверять корректность игры, спросите своего консультанта.

Наушники, клавиатуры и мыши обязаны находиться в хорошем состоянии, а все порты USB должны быть рабочими. Очень часто игроки приносят с собой свою периферию, поэтому приветствуется возможность максимально быстрого подключения оной. Убедитесь, что у вас есть по крайней мере несколько запасных комплектов наушников и клавиатур, USB-хабов, дабы избежать конфуза в случае проблем с девайсами.

Не помешает озаботиться также и атмосферой помещения, в котором пройдет турнир. В идеале в нем должен присутствовать кондиционер, а на стенах отведено место под размещение баннеров.

3i8WzGnello

Устройте обособленное место с компьютером для судьи, такое, дабы игрокам можно было легко к нему подойти.

Заранее предусмотрите место для награждения игроков или команд. Сзади него лучше разместить прессвол, а перед ним освободить место для фотографа и видеоператора.

Но и после того, как вы выполните все вышеописанные шаги, не спешите радоваться.

Практика показывает, что в день начала турнира с большой вероятностью может всплыть большое количество новых проблем. Договоритесь с несколькими участниками о небольшой помощи. Так, за несколько часов до начала мероприятия ваша команда вместе с игроками сможет устроить небольшой стресс-тест. Если он будет пройден успешно, то половина дела будет сделана.

z_e1969551

Во время проведения турнира проявляется проблема дисциплины игроков. Обязательно донесите правила до всех игроков и расскажите об особенностях места проведения. Ни в коем случае не давайте им поблажек и отсрочек игр, строго придерживаясь расписания. В случае невыполнения правил чемпионата игроком, опоздания команды или любых мошеннических действий, судья должен смело засчитывать техническое поражение. Семеро одного не ждут.

Непосредственно перед награждением победителей, донесите до них, что они должны будут дать интервью и попозировать фотографу. На практике было несколько случаев, когда победители просто уходили.

По окончании турнира можно вздохнуть спокойно: самая тяжелая часть миновала. Последней и главной целью останется лишь обработка и размещение контента.

Надеемся, что данная статья поможет вам с организацией идеального киберспортивного мероприятия. Дерзайте!

Алексей DoCeNt Петров
alexeypetrov.com

Эта статья — часть первого номера печатного журнала ProGamer.

Чеклист менеджера турниров

  • Спонсорские деньги – не единственный источник финансирования. Продажа билетов, передача прав на трансляцию, атрибутика турнира и участвующих организаций, прочая торговая деятельность на мероприятии;
  • Получите необходимые разрешения на проведение турнира. В некоторых случаях необходимо лицензировать турнир у издателя игры;
  • В команде должны быть только позитивные и смелые люди. Принимать решения придется быстро;
  • Тестируйте оборудование перед мероприятием. Дублируйте любые ресурсы, если это возможно;
  • Каждое следующее событие всегда должно быть крупнее и лучше предыдущего;
  • Спонсорам нужно не только количество зрителей, но и качественный контент, который можно будет тиражировать в последующем;
  • Определите потенциальный размер локального сообщества места проведения турнира;
  • Привлекайте онлайн-ведущих. Многие не собираются приезжать на само мероприятие, а аудитория в Сети не может быть лишней;
  • Награда победителям должна проходить по критерию сохранения длительной ценности, в ином случае лучше ограничиться денежным эквивалентом;
  • Пресекайте попытки жульнической игры. Взлом, скрипты, подмена игроков и договорные матчи — лишь вершина айсберга того, чем могут попытаться воспользоваться;
  • Аккумулируйте аудиторию и держите её в курсе планируемых мероприятий;
  • На сайте обязательно должна быть статистика турниров и каждого конкретного игрока;
  • Используйте оповещения по e-mail и sms игроков о всех важных изменениях. Например, можно напомнить о следующем матче.

Материалы по теме:


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас