Киберспорт и Олимпийские игры, дубль сто первый

Киберспорт, Статьи | |

Странные настали времена.

Когда трава была зеленее, солнце светило ярче, а «Квейк» был одной из основных киберспортивных дисциплин, энтузиасты прогейминга больших и малых калибров все, ежемесячно и в один голос, задавались одним и тем же вопросом. Когда, когда Международный Олимпийский Комитет заметит молодое движение и воздаст ему должные почести? Нам уже чуть ли не десять лет, мы выросли, возмужали, все можем, и вообще, давайте уже нас зовите, не пожалеете.

МОК возни кучки детей в интернете не замечал. Киберспортивный партактив писал петиции, собирал под ними подписи, затем писал еще петиции и собирал еще подписи, потом публиковал очередную ежемесячную декларацию, что пробил час, и снова писал петиции. Жизнь била ключом.

Параллельно американские адвокаты пытались засудить разработчиков Grand Theft Auto, психологи изучали, бешеные подростки со стволами стреляли сверстников из-за видеоигр на 100% или только на 95%, а телевизор рассказывал, что в Китае вообще лечат от игровой зависимости током.

Шли годы. Интернет стал толще, геймеров стало больше, появился Twitch.tv, разные финансовые аналитики начали всерьез считать, сколько именно денег можно заработать на киберспорте. Прогейминг на Олимпийских играх остался широко популярной идеей, но уже в узких кругах, даже если брать чисто энтузиастов движухи. Мы и без этих ваших игр неплохо зажили. Отмерли даже гонявшиеся за спонсорскими деньгами World Cyber Games.

Ушли в вечный Beyond the Game, муахаха.

Бренд, кстати, при этом не умер и нынче кочует туда-сюда. Скоро грядет очередное Возрождение Легендарного Турнира. Ну да об этом чуть ниже.

И тут вдруг на тебе. Оказывается, какая-то группа не пойми кого не пойми зачем таки добилась того, чтобы МОК вслух начал высказываться, что он думает про этот самый киберспорт.

Правда жизни от МОК

Началось вещание стандартно. Официальный представитель МОК — может быть, даже их верховный главнокомандующий — раскритиковал прогейминг за то, что там хэдшоты раздают, кровь рекой льется, и чужих мам в чате оскорбляют. Нет, сказал комитетчик, до высокого статуса олимпийской дисциплины вся эта ваша виртуальная требуха не дотягивает. Приходите с «Мейджорами» по Splatoon.

На 2017-то год, думал ваш покорный, заявлений уже точно хватит. Всякие «Киберспорт может войти в 2024» и «Киберспорт может выйти в форточку» можно вообще было дальше не читать и не считать. Единственное, в мае Елена Исинбаева удивила тем, что вообще находится в курсе существования прогейминга. В ее глазах он, как обычно, есть «огромная проблема», ну да мы уже привыкли.

В контексте олимписких страстей это — абсолютный успех, дальше — только запасаться попкорном на 2018 и ждать, что спортсмены будут нести уже тогда. А нет, 2017, выяснилось, еще не закончился! Какой-то несчастный месяц назад МОК поплевался на кровавые детские игрища, а тут вдруг взял да выкатил настоящее серьезное требование к киберспорту. Цитирую перевод с «Ленты.ру»:

«Для признания киберспорта должна существовать организация, гарантирующая соблюдение правил и положений олимпийского движения, таких как отсутствие допинга и манипуляций», — заявили в МОК.

Да сверху добавил вишенкой:

«Его [киберспорт] можно рассматривать как спортивную деятельность потому, что игроки готовятся и тренируются с интенсивностью, сопоставимой с традиционными видами спорта.»

С ума сойти.

За две недели до анонса МОК, правда, в Южной Корее успели выкинуть KeSPA из регионального олимпийского комитета, а уж эти-то — прям организация-организация, с железобетонными правилами и полагающейся бюрократией. Говорят, впрочем, как раз кесповские менеджеры и налажали с процедурами, а так против киберспорта комитет ничего не умел. Но там пойди разберись.

На фоне вышеизложенных происшествиями в голову простого энтузиаста видеоигр с progamer.ru закралось две мысли. Первая: либо в МОК наконец-то почуяли, что на нашем огороде зарыто много денег, либо кто-то им это яростно подсказывает. Вторая: стартовать кампанию по включению киберспорта в Олимпийские игры (того же 2024 года, например) — отвратительнейшая идея.

Слышали звон

Первый пункт в особенных подробностях, думаю, расписывать и доказывать уже не надо. Киберспорт, который ваш покорный любит называть «движением», уже приличное время как можно со спокойной душой величать «индустрией». Со своими региональными рынками, стартапами, инвесторами и потенциальной прибылью, исчисляемой миллиардами долларов. В киберспорте имеются и венчурные проекты, и закрепившиеся игроки, и куча других слов и понятий из мира большого бизнеса.

Чуть ли не каждый день на разных ресурсах можно прочитать, что один бывший профессиональный баскетболист купил такой-то проект, европейский футбольный клуб вложился в таких-то прогеймеров, а такие-то инвесторы поддержали создание такой-то ассоциации. Отдельно радуют суммы сделок. Не так давно вложение куда-нибудь в киберспорт хотя бы на пару миллионов долларов было событием глобального масштаба. Теперь же все (грубо говоря) подряд накачивают прогеймерские проекты деньгами и соревнуются (!) за право отдать разработчикам League of Legends по десять с лишним миллионов долларов за место в реструктуризованной LCS.

Причем сильно похоже, что новоприбывшие по большей части занимаются раздуванием какого-то очередного мыльного пузыря. Или просто не особенно хорошо понимают, что делают.

Сделка сделке, безусловно, рознь. За что просят деньги те же Riot, в принципе понятно. Компания разработала соревновательную игру, как следует продвинула ее на рынке и уже несколько лет как проводит большие регулярные соревнования. У LCS есть большая зрительская аудитория, сравнительно развитая инфраструктура и опытные кадры.

Инвестиции в большие киберспортивные клубы тоже особенных вопросов не вызывают. Большие и малые аналитические конторы хоть и рассказывают сказки про видеоигровое Эльдорадо, но основной тренд-то виден и без них — прогейминг больше никуда не денется, и чем дальше, тем он будет только крупнее. Можно и скупать команды, и строить их с нуля, идея встать у руля киберспортивного коллектива — вполне себе рабочая, а дальше уже надо смотреть по ситуации.

А вот почему люди вкладываются в Overwatch League, лично ваш покорный (и, судя по эфиру, много кто еще) понимает плохо. В пользу того, что OWL станет настолько крутой лигой, что выкуп слотов за те же десятки миллионов долларов себя оправдает, напрямую сейчас не говорит ничего. Ни-че-го.

Окей, игра хорошо продалась. А Team Fortress 2 — вообще в свое время был народный шутер, да вот с большой прогеймерской сценой там что-то не сложилось. Ставить знак равенства между регулярными игроками и аудиторией соревнований по игре есть большая и грубая ошибка.

Еще в разработчиках числится сама Blizzard Entertainment. Я бы, правда, с киберспортивной-то точки зрения записал бы это в недостаток; никаких по-настоящему удачных шагов в мире киберспорта Blizzard не предпринимала еще ни разу. Соревновательный Starcraft: Brood War и Warcraft 3 состоялись, пока студия стояла в стороне и не мешала. SC2, если сравнивать с прародителем, свой потенциал растратил куда-то в никуда. В Hearthstone даже зрительского режима нет. Heroes of the Storm не взлетел так высоко, как разработчикам хотелось бы. В свое время Blizzard купила несколько студий, производящих тематический контент (помните IGN Pro League?). Плюс всю Major League Gaming. Все растворилось где-то внутри компании.

Причастные к OWL лица в унисон обещают, что все будет здорово, а пока соревновательный Overwatch толком проявляет себя на Twitch.tv хорошо если раз в месяц. И при этом не собирает вокруг себя какой-то потрясающей по размерам аудитории.

Но это еще ничего. Blizzard по крайней мере знает, что вообще такое прогейминг, и на что похожа местная сцена и куда надо копать. Начинания же типа McLaren’s World Fastest Gamer не вызывают ничего, кроме оторопи. Сколько денег было вбухано? Какую аудиторию эти люди надеются ухватить? Насколько сильно эта аудитория пересекается с нашим традиционным киберспортом? Что для этого проекта будет положительным результатом?

Вопрос на засыпку: насколько велика вероятность того, что МОК вместо того, чтобы принять во внимание мнение привычной нам прогеймерской сцены, в первую очередь будет смотреть в сторону людей с деньгами? Может, даже бестолковых с точки зрения киберспортивного движения, но все равно с деньгами? Тем более, вон там в этих нехороших играх льется пиксельная кровь, а тут вон все в порядке, гонки, виртуальный баскетбол, может быть, какой-нибудь.

Вопрос вдогонку: что будет, если надувающийся на глазах параноиков мыльный пузырь окажется не мнимым, а настоящим, и лопнет аккурат во время проведения первой Олимпиады, включившей в себя киберспорт?

Будь я богом киберспорта, я бы как минимум переждал, пока наша новая золотая лихорадка слегка успокоится. OWL и прочие неоднозначные проекты могут потерпеть общую колоссальную неудачу. Сцена отпугнет инвесторов, но никуда не пропадет. При условии, что в момент падения больших неудачников не окажется на олимпийском помосте.

Ой не хочется об этом думать.

P.S. Я в начале текста обещал рассказать анекдот про возрожденную WCG. Штука вот в чем. Дата, время и место проведения игр уже объявлены. 2018 год, апрель, здоровый коммерческий комплекс IMPACT в Бангкоке. А вот про дисциплины, как ни странно, ничего в анонсе WCG 2018 нет. Симптоматично, не правда ли?

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить