ProGamer
×

Киберспорт и телевизор (еще раз)


esports-stadium

Руководство партии Progamer.ru пристально следит за новостями, ловит в эфире анонсы от «Матч.тв» и требует от вашего покорного четко напечатанной позиции по вопросу. Тут, понимаешь, уже месяц прошел, как Тина Канделаки с серьезным лицом вслух произнесла слово «киберспорт», а мы прохлаждаемся.

Эх, где этот телевизор был пять лет назад. У любителей прогейминга после заклинания «киберспорт по тэвэ» больше глаза не искрятся. Тяжело, тяжело рядовому зрителю «Доты» и «Контры» (например, в моем лице) нынче пробудить в себе былой душевный подъем. Я тут, знаете, сижу на берегу бескрайнего моря контента имени Twitch.tv, наслаждаюсь играющими на подключенном к компьютеру телевизоре HD-красками и ну не могу воспроизвести себя любимого образца какого-нибудь 2008 года. Вот тогда я бы писал оды прогрессивному руководству отечественного ТВ, вот тогда это было бы круто.

Сейчас — ну хорошо, почему бы и нет, пускайте пробные шары, и мы вместе посмотрим, взлетит оно или не взлетит.

**

Тут вот на Bloomberg.com появилась страница с занимательной статистикой. Если верить графикам, молодежь перестает смотреть спорт по телевизору.

В качестве главной лакмусовой бумажки выступает любимый американцами Суперкубок. Тот, который по американскому футболу. Веселый спорт. Несколько лет назад я попытался посмотреть супер-кубковую картинку, за полчаса успел одуреть от количества местной рекламы и сдался.

По интенсивности кругов на воде Суперкубок — где-то между «Евровидением» и гей-парадами. Никто за пределами Северной Америки понятия не имеет, как вообще в этот американский футбол играют, зато решительно каждый год мировой эфир полнится подборками особенно хитрых и эксклюзивных рекламных роликов, чьи премьеры случается именно во время Суперкубка. Премьеры. Рекламных. Роликов! Звезды кино рекламируют автомобили, собственно киноиндустрия показывает новые кадры долгожданных блокбастеров, Coca-Cola и McDonalds щеголяют высокобюджетным чувством юмора.

Отельное медиа-счастье — это шоу в перерыве между первым и вторым таймами (периодами?). В 1993 году NFL пригласили к себе на огонек Майкла Джексона, и с тех пор понеслось. Концерт на футбольном поле тоже смотрят даже те, кто не смотрит американский футбол.

Сезон 2015/2016 закончился очередной феерией и падением аудитории на 15%. Причем аудитория 18-34 потеряла аж 20%.

А вот еще Bloomberg скомпоновали результаты опросов в девяти европейских странах плюс США. Кто, значит, сколько спорта по телевизору смотрит. В среднем по больнице молодежь ведет себя отвратительно и денег спортивной индустрии зарабатывать не хочет. Единственные молодцы из группы 18-24 — французы, поглощающие спортивный телеконтент на целых 20% шустрее, чем в целом по стране. Молодые немцы в минусе на 17%, итальянцы — на 21%, испанцы — на 22.1%, англичане — на 33.8%, американцы — на все 45%. Или около того — график на странице уехал так низко, что сайт отказался давать мне точную цифру, и пришлось прикидывать на глаз.

Рискну предположить, что Россия с ее «Матч.тв» не сильно отстают от западных трендов.

**

К чему это я.

По мне, так телемагнаты что у нас, что за рубежом, просто проспали молодое поколение. Не все поколение, конечно, но здоровую его часть точно. И, похоже, в конце концов оказалось готово залатать демографическую пробоину киберспортом. Страх отторжения традиционной аудитории, страх, что движуха не взлетит, страх, что затея глубоко убыточна, все перебороли, очухались и пошли в разведку боем.

Конечно, поздний старт — это по нашим меркам поздний старт, по их меркам — может и не поздний. Деньги-то не десять лет назад в прогейминг потекли, а только вот на днях, аудитория тоже только-только собралась достаточная, ведь правда?

Правда. Но.

Сегодня не столько телевизор нужен киберспорту, сколько киберспорт — телевизору. С моей колокольни видно, что соревнования по видеоиграм и живой геймерский контент в целом на текущий момент уже успели найти и достаточное количество своих зрителей, и каналы для трансляции той же рекламы. Уже тяжело представить, что киберспортивная сцена в принципе может загнуться. Десять лет назад кругом был сплошной туман и почти нулевое понимание перспектив прогейминга, сейчас совершенно ясно — дальше будет только круче.

И для этого нам не нужен телевизор. В смысле, если ТВ присоединится к движухе — это будет здорово, но вот чтобы кровь из носу надо было туда прорваться — нет. Поколение онлайна удивительным образом смогло отстроить индустрию интересных ему развлечений в онлайне. А теперь, когда HD-стримы может свободно смотреть каждый полуторный любитель киберспорта, причем по цене месячного доступа в интернет (где помимо прочего будет доступен абсолютно весь функционал интернета!).

ТВ в свое время не захотело взять на себя риск работать с таким непонятным явлением, как киберспорт. А ведь — традиционный кивок в сторону Южной Кореи — даже практику было у кого перенять! Нет, спорадические проекты запоминались лишь мизерными бюджетами, неадекватной организацией и откровенным непониманием каналов, что вообще нужно делать. Параллельно в новостях крутили ролики о людях, слетающих с катушек якобы из-за видеоигр. Продолжают крутить.

Зато теперь, понимаешь, ESPN, «Матч.тв» и всяким разным европейским каналам нужно как-то продвигать идею прогейминга в свои массы, а то их молодежь не смотрит. Сами виноваты, чо.

К кому они апеллируют? Ну конечно, к уже сформировавшемуся кругу любителей киберспорта. Приходите смотреть телек, без телека вам все равно никуда. Отлично, отлично.

Короче, отсутствие киберспорта на ТВ — проблема уже никак не киберспорта. Телевизор делает хорошую мину при многолетней плохой игре.

**

При всем при этом, полностью отрицать пользу прорыва прогейминга на голубые экраны таки глупо. Телевидение — не телеграф, и в прошлое еще ни разу не ушло. Доминирующую позицию на рынке медиа ТВ сдает, но ме-е-е-е-е-е-едленно, и да, роль трамплина вполне себе может сыграть. Разница, повторюсь, в том, что если раньше «кибеспорт в телевизоре» был единственным осязаемым вариантом развития, то теперь это просто еще одно подспорье. Без которого в крайнем случае можно и обойтись.

Что же телек может дать прогеймингу?

Во-первых, да, он может дать ему хороший такой толчок к развитию. Чем привычнее становится киберспорт для сферического обывателя в вакууме, тем легче вырастить в нем активного зрителя и тем легче распродавать рекламные слоты. От большего общественного признания не отказались бы ни собственно прогеймеры, ни их команды, ни киберспортивные лиги, ни разработчики игр.

Раздувание собственной важности в чужих глазах в надежде продаться подороже, правда, похоже на мыльный пузырь. Когда оные лопаются, плохо становится решительно всем участникам плясок

Опять же, проталкивая киберспорт, телеканалы не за идею работают, они хотят поправить себе статистику. Как бы мы нашу онлайн-черепаху не променяли на телекролика.

Вот что я бы действительно хотел увидеть от прихода ТВ в движуху — это новые качественные форматы подачи контента. Здесь киберспортивной сцене реально есть чему поучиться. На данный момент никто из «наших» особенно не ограничивает себя в плане протяженности игр/трансляций. Турнир может начаться в девять утра, а закончиться в три ночи. Причем с шести вечера до десяти в играх будет пауза по причинческким технинам.

Этот разброд давно пора прекращать. Я как один отдельный упоротый фанат, может быть, смогу высмотреть весь The International от начала до конца. Я как часть компании, собирающейся посмотреть нетривиальную трансляцию, не буду сидеть у ящика с утра до ночи. Я хочу, чтобы финальные игры железобетонно стартовали в субботу в шесть вечера и закончились не позже девяти. В крайнем случае — десяти.

Еще пример. Я, скажем, не играю в Counter-Strike: Global Offensive, но финал какого-нибудь большого Dreamhack’а с радостью посмотрел бы. Если бы твердо знал, когда он стартует. Мне абсолютно все равно, насколько крутой киберспортивный марафон у вас тут идет, сколько длится каждая серия между командами, сколько переигровок было назначено и что у вас там с арендой помещения. Меня как зрителя ни одна из этих проблем не касается. Если финалы стартуют в семь, я приду посмотреть, если нет — до свидания, я симпатизирую CS:GO, но не настолько сильно.

Причем проблема строгого расписания и удобоваримого формата касается не только трансляций, но и соревнований в целом. Ваш покорный уверен: если к устроителям очередного прогеймерского гриндана на 72 часа подряд придут серьезные дяди из телевизора, возьмут устроителей за интересные места и заставят работать так, чтобы самые интересные баталии не начинались под утро, поднимется и аудитория трансляций, и аудитория в непосредственно зрительном зале.

А что, пусть ТВ по-настоящему поработает над киберспортом хотя бы в рамках своего профессионального поля. Вот это, я считаю, будет уже дело. Twitch.tv и компания сколько лет движуху поднимали, а вы пришли на все готовенькое.


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас

Так всегда и происходит. На смену одной рыбе приходит другая рыба, покрупнее. Правило пищевой цепочки работает и в бизнесе. Сейчас кстати начинают лить слёзы те, кто выстраивал эту площадку на уровне твитча (комментаторы,организаторы мелких турниров), а на смену им приходят на всё готовое комментаторы с Матч ТВ и серьёзные дядьки с портфелями, а вы чего хотели? Мне было это очевидно ещё пару лет назад, никому вы не нужны на уровне ТВ и турниров аля EPICENTER.
________________
Я понимаю негодование, что киберспорт замахнулся на святое - место на спортивном канале, но любому плюющемуся от киберспорта нужно принять факт, что обороты растут и интерес людей, которые любят зарабатывать, а им неважно на чём, хоть на продаже валенок, если это пользуется спросом, растёт тоже, поэтому когда бизнес скажется "подвинуться", то все это сделают, пусть с возмущениями, но сделают.
_______________
Что насчёт аудитории. Уверен, что автор статьи не самая главная цель как матч.тв так и твитча, настоящие ценители любой дисциплины готовы хоть ночью вставать, но смотреть интересные им матчи и это даже ещё не фанатичная прослойка, которая покупает авиабилеты и бронирует лучшие места на стадионах заранее. Другой вопрос, что матч тв и т.п. теряют деньги прямо сейчас, отдавая эту нишу условному Твитчу, а это, повторюсь для серьёзных дядек, непозволительная роскошь.
____________
А за статью - спасибо :-)

P.S. Ограничение на знаки, в сообщениях, маленькое. И можете добавить смайлики и т.п.? Спасибо

Ответить +1 - +