ProGamer
×

Ушла эпоха – обзор Age of Empires: Definitive Edition


Стратегии – жанр не шибко прогрессивный, это все знают. На фоне этих ваших шутеров и RPG, полированные локомотивы которых неустанно мчатся навстречу новому, они как будто и не развиваются вовсе. Растет плотность пикселей на квадратный метр, качество звука и масштабы действа, но корневая идея передается из поколения в поколение практически в первозданном виде.

Именно поэтому юбилейная реинкарнация оригинальной Age of Empires – игры, страшно сказать, двадцатилетней давности – казалась прекрасной задумкой. Я отлично помню, с каким удовольствием в детстве отстраивал свои поселения, копил золото на апгрейды, обводил зеленой рамкой грандиозные армии и бесстыдно читерил в кампании за Грецию. Занимался, то есть, ровно тем же, чем сейчас в какой-нибудь ультрасовременной StarCraft II.

Ну, кроме читов, конечно. Сейчас я и без них могу. Иногда.

В общем, теплые воспоминания внушали, что возраст стратегиям не помеха и что старая добрая «Эпоха империй» все еще ого-го. Что, наконец, для полного счастья нужно только убрать морщины девяностых, на чем свеженькое Definitive Edition и сосредоточилось.

На то, чтобы убедиться в обратном, ушло 419 рублей и ровно полтора матча. Суровая правда жизни быстро дала о себе знать: Age of Empires игра хорошая, но до раздражения архаичная.

В Definitive Edition включены все существующие кампании, частично переработанные для соответствия историческим фактам

Визуально-то да, лучшей реставрации и представить себе нельзя было. Ответственные художники постарались как следует, скрупулезно перерисовав родные спрайты и облагородив их каким-то феноменальным количеством мелких деталей. Если отбросить предрассудки и принять потускневшую цветовую гамму как должное, картинка действительно впечатляет и выглядит ничуть не хуже, скажем, Stronghold Crusader 2. Иной раз даже создается впечатление, что ремастер (ремейк?) переехал в натуральное 3D – особенно когда в кадре разваливается на аккуратные кирпичики древний храм или переплывает реку величавый флот.

Суровая правда жизни быстро дала о себе знать: Age of Empires игра хорошая, но до раздражения архаичная.

Смущает только, что при приближении все эти красоты превращаются в паршивенький пиксель-арт. Приспичило рассмотреть своих крестьян вплотную – изволь переключить качество зума в настройках на что-нибудь покрупнее. Правда, тогда дальше набедренных повязок этих самых крестьян ты ничего не увидишь, потому что отдалить камеру на хоть сколько-нибудь играбельную дистанцию уже не получится, пока не вернешься к стандартному значению.

Понятное дело, это компромисс между графикой и производительностью, но компромисс на редкость странный. Нам, извините, и глаз новомодными рюшечками побаловать хочется, и тактически выгодную перспективу под рукой иметь – желательно на расстоянии одной прокрутки колесика. Каждый раз же проделывать целую процедуру вида «Esc – Настройки – тык на галочку – Применить – Продолжить» ради местного портретного режима утомляет в рекордные сроки.

Что однозначно порадовало, так это обновленная музыка. Саундтрек Definitive Edition, судя по всему, расширили раза эдак в три, и звучит он намного выразительнее оригинального. Чего стоит одна только главная тема, напоминающая сразу Civilization V и Titan Quest. Мурашки по коже с первых секунд, сами послушайте:

Но все это – улучшения сугубо декоративные. Лаком ветхие доски покрыли на твердую пятерку с минусом, да только меньшей трухой они от этого быть не перестают.

Фундаментальные правила Age of Empires, касающиеся добычи ресурсов и постройки поселений, в принципе работают и сейчас. Мирное развитие империи – довольно простой и лаконичный по нынешним меркам процесс, который увлекает прозрачным экономическим аспектом, понятными взаимосвязями и отчасти, наверное, банально красивой архитектурой, медленно расползающейся по континенту. Проводник в затейливый мир стратегий из игры, думается, все еще отменный.

Где она начинает запинаться, так это на боевой части. Сначала расстраивает тот факт, что многообразие доступных для выбора наций никак не способствует вариативности армий. Что Вавилон, что Япония, что Персия, даже шумеры с египтянами – все воюют абсолютно идентичными наборами солдатиков, отличающимися лишь скромными фракционными бонусами к характеристикам. Тут уж хочешь не хочешь, а напрашивается сравнение с Age of Empires II, где у каждой стороны были свои уникальные юниты и перки.

Но это проблема скорее возрастная и засевшая глубоко в фундаменте игры, а потому трудноисправимая. Главный же недуг, который Definitive Edition должно было побороть, это искусственный интеллект. О боже, этот искусственный интеллект.

Не спешите радоваться, натренировав целый взвод элитной кавалерии и послав его на беззащитные фермы противника. Вполне вероятно, что подчиненные отправятся самой идиотской дорогой, по пути соберут все беды мира, от диких львов до вражеских галер, и в конечном итоге запутаются если не друг в друге, то в одиноком кусте посреди безразмерной степи точно. Определение оптимального маршрута дается юнитам с огромным трудом, поэтому их каждый раз приходится буквально водить за ручку от дома до работы.

В пылу сражения, впрочем, не легче. Несмотря на введение кнопки атаки в движении, среднестатистический вояка в Age of Empires слабо представляет себе, что делать после выполненного приказа, и обычно встает как вкопанный, даже если в полуметре сжигают его собственное жилище. Умение тыкать носом в очевидное здесь – одно из первостепенных.

Проводник в затейливый мир стратегий из игры, думается, все еще отменный.

Нисколько не помогает отсутствие формаций, что превращает навигацию по карте и массовые стычки в балаган с импровизированными построениями а-ля «Ветрянка в детском садике», и мини-карта, которая исправно оповещает о каждом важном событии, но делает это отчаянным мерцанием крохотной точки в углу экрана. Рано или поздно напоминает о себе сомнительная возможность ставить в очередь тренировки исключительно юнитов одного типа, потом выясняется, что некоторых горячих клавиш тут попросту нет, потом еще и еще…

Ну, зато PHOTON MAN все еще работает!

Раз за разом подмечаешь все больше раздражающих мелочей и постепенно осознаешь, как все изменилось за 20 лет. Как ни прискорбно, сегодня Age of Empires доставляет больше дискомфорта, чем удовольствия. Еще досаднее, что задача Definitive Edition как раз в том и заключалась, чтобы минимизировать неудобства и передать ощущения от игры, а не сделать ее точную репродукцию с хайрез-рюшечками.

Все знают, что там был кошмарный ИИ и далекий от идеального интерфейс – лишнее напоминание не нужно никому. Здесь важно было увидеть грань между пережитками прошлого и памятью дней минувших, дабы отсечь первое и актуализировать второе. Надо полагать, переиздание с этим не справилось.

Получился этакий скелет с бантиком, на который занятно взглянуть и, в зависимости от игрового стажа, либо ностальгически всплакнуть, либо недоуменно задрать бровь. Age of Empires: Definitive Edition в любом случае утомляет достаточно быстро, зато наглядно показывает, что даже стратегии эволюционируют, пускай и в год по чайной ложке. Грустно, но познавательно.

Венчает трагедию, кстати, тот факт, что продают игру через отнюдь не великий, зато ужасный Microsoft Store. Обычно это сопряжено с парой незначительных заминок, но тут сервис стал прямо главным антагонистом вечера. Сначала он отказался запускать «Эпоху империй» больше одного раза за установку, потом убрал все связанные с ней кнопки со страницы, а под занавес вообще предложил купить еще одну копию, раз я так рвусь поиграть.

Несколько перезагрузок спустя проблема решилась, чтобы вернуться под вечер следующего дня. Steam, конечно, тоже тот еще фокусник, но даже там подобного не бывает.

Age of Empires: Definitive Edition
Age of Empires: Definitive Edition
Дата выхода:
20 февраля 2018
Издатель:
Microsoft Studios
Разработчик:
Forgotten Empires
Жанры:
Стратегия / Мультиплеер
Платформы:
PC
В рейтинге игр:
176 место
Оценка редакции:
64 %
Стоит играть? (на основе оценок читателей)
Да
Как вам игра? + 3 (все положительные)
Рекомендую Не рекомендую

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас

Тяжко играть в ремастер по первой после второй. Им надо было делать что-то типо рематера Homeworld, где две части собраны в одну и улучшено управление для первой.

Ответить 0 - +