Elex. Часть первая, про тщетность внесюжетного бытия

Новости игр, Обзоры игр | |

Я сдаюсь. Запоем в Elex у меня играть не получилось, а за пятнадцать с копейками часов геймплея нынче даже сюжетную линию в наших ролевых играх не проскочишь. Особенно если заранее не ставишь себе такой цели. Поэтому пока что будем вещать в режиме акына.

Осилить всю игру — задача, как сейчас видится, месяцев двух. И недюжинной силы воли; с удовольствием дела пока что обстоят не особенно хорошо.

Как вы думаете, обязательное нажатие кнопки «Достать оружие» – это такой хитрый хардкор или просто раздражающая архаика?

Уточню: все серьезно. Пока герою не прикажешь взять наконец в руки топор, он будет по-мученически подставлять все возможные щеки атакующему его монстру, терпеть и продолжать собирать траву. Верно и обратное — пока топор не отправится притворяться мечом в ножнах, ни ту же траву, ни вещи с полок, ни трофеи с трупов собрать будет нельзя. Никакого умного переключения режимов, Elex разнеженным казуалам не подыгрывает.

Я проскакал весь пролог с ломом наголо, думая, что разбросанные кругом предметы нельзя подбирать именно потому, что у нас тут стартовые сцены, и дизайнеры мне так намекают: «Позже собирательством займешься, лучше пока втянись в историю.» А выяснилось, нет. Это у нас протагонист только на ручном приводе работает.

От сладкой ролевой жизни образца 2017 года отвыкать пришлось часа где-то два. Такой ностальгии я не заказывал.

Зато как следует оглядеться по сторонам и правда получилось. Рапортую, мы обратно в Horizon: Zero Dawn, только без робозавров. Серьезно, кругом все знакомые леса, первобытные деревни на обломках городов будущего и закрывшиеся от внешнего мера магические дикари.

Местный постапокалипсис случился, когда на (переименованную для пафоса) Землю приземлился метеорит с наркотиками. В смысле, с космическим минералом под названием элекс. Сначала метеорит просто как следует зажег. Затем умудренные опытом тысячелетий естествоиспытатели начали совать элекс куда только можно. В микроволновки, в автоматы, в самолеты, в собственные организмы. Кому-то от него стало сильно плохо, кому-то — сильно хорошо, но в целом сующую себе в рот всякие инопланетные подарки цивилизацию неслабо подкосило.

Само собой, конец света не был бы концом света, если бы после него не осталось n-ного числа выживших. Изрядно подчищенный свет позволил новым поколениям воплотить свои самые смелые детские мечты. Часть людей пошла жить в единении с природой, кастовать за частоколами файерболы и ненавидеть железки. Вторая команда молодцов основала Братство Стали с клериками и походами по артефакты старого мира. Третья воспроизвела весь остальной «Фоллаут». Ну и, наконец, остались индивиды, которые и технологии не растеряли, и книгами про хоббитов не впечатлились, и с внутривенного элекса могли не слезать.

Сейчас последних называли бы технократами и психопатами, но у пережившего метеоритную предысторию мира сложилось для этих товарищей отдельное слово — альб. Судя по всему, если бы не альбы, в округе было бы совсем скучно. А так эти парни методично зачищают землю от других ряженых. Посему, быть глобальной движухе.

Мы, кстати, играем за случайно слезшего с элекса альба. Зовут Вася. Ладно, скорее всего его так не зовут, но десять минут попыток вспомнить нужное имя так и не дали результата, и вообще протагонист Elex, кажется, специально сделан максимально безликим. Он тут — такой ссохшийся после конца света командор Шепард. Только слепить из него что хочешь нельзя, и вроде как у персонажа есть свой собственный сильный характер. Как у Геральта.

Забегая вперед, скажу, что в таких вот странных сочетаниях – суть игры. Разработчикам удалось выхватить из разных старых и новых проектов не лучшие их элементы и механики, но просто разные детали. В результате из идейного приемника идейных приемников «Готики» получился удивительный гомункул, ведущий себя вроде бы и правильно, но при этом выкидывающий странные фокусы в совершенно неожиданных для тебя местах.

***

Первый сюжетный болванчик встретился моему герою на выходе из стартовой локации. Стоило ему вкратце рассказать мне про сюжет (фракции, мир суров, пошли к нам в батраки), и я почувствовал — вот она, привычная всем современным ролевым песочницам свобода. Открыл карту, удостоверился, что действительно попал в Zero Dawn с ее климатическими зонами, и пошел своей дорогой, разведывать большой и опасный лес. Разведка продлилась секунд пятнадцать. Первый же — первый же! — поворот тропинки, который я взял, вывел меня на разбойника, за один устроившего моему герою геймовер.

Новая успокоительная теория звучала так: я до сих пор в прологе, мощные бандиты расставлены по обочинам специально, чтобы встреченный болванчик без проблем отконвоировал героя до первого города. Дальше меня проводят куда надо, проведут еще пару воспитательных бесед, и прокачанные наркоманы уйдут ждать своего часа куда-нибудь подальше в укрепрайоны. Логично же.

Поход до оплота ближайшей цивилизации и последующие шесть часов скитаний по одному и тому же небольшому пятачку показали — а вот и нет.

После знакомства с сообществом толкиенистов фейс-контроль на дорогах никуда не пропал. Налево пойдешь — голову сложишь, слишком далеко прямо пойдешь — то же самое, про пойти направо или там спрыгнуть в лощину лучше вообще не думай.

Казалось, настало время расшатать систему. Игра хочет, чтобы ты как завороженный шел по сюжетным рельсам, и подрисовывает тебе стероидных монстров? А мы будем бегать от них по пять минут до ближайшего поселка, чтобы уже сельская — такая же стероидная стероидная — администрация рассказала нехорошим людям, что к чему. И потом заберемся с джетпаком туда, куда не следует, и спрыгнем туда, куда дизайнеры не хотят нас пускать.

Как вы, наверное, уже заметили, в хитром плане был не учтен один момент. Если на повороте стоят слишком крутые товарищи, то кто же стоит за поворотом?

И вот я сдался. Я пытался прокачаться мимо сюжетных заданий, пытался раздобыть оружие помощнее мимо продавцов, пытался найти какой-нибудь сверхсекретный лаз, и все было без толку. Elex не то, что не хочет, чтобы игроки не ходили налево от заготовленной дизайнерами и сценаристами тропы, он на самом деле кроме этой тропы вообще ничего на самом деле и не предлагает.

Что ж, пятнадцать часов побился головой о стену, и хватит. Будем посмотреть, что есть хорошего в «правильном» сценарии.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить