Обзор Europa Universalis IV

Новости игр, Обзоры игр | |

Europa Universalis IV 1

Несмотря на то, что Europa Universalis IV – четвёртая игра в уважаемой серии, она росла в тени Crusader Kings II, что неожиданно, но заслуженно обрела более широкую аудиторию, чем её предшественники. Новая игра от Paradox Development Studio и хронологический сиквел к CK II, EU IV несёт на своих плечах груз немалых ожиданий. Две игры можно даже объединить между собой, охватив почти тысячу лет человеческой истории. Сложная, обширная и глубокая, EU IV более, чем соответствует своему бремени.

Если вы новичок в глобальных стратегиях, EU IV – это превосходное место для знакомства с ними. В отличие от Crusader Kings II здесь вас будут более твёрдо наставлять на верный путь, чётко определяя долгосрочные и краткосрочные цели без активного связывания рук. Если вы играли в CK II ради персонажей и сюжета, и сомневаетесь, устроит ли вас менее личностная политика, то будьте уверены, EU IV может рассказывать потрясающие истории и превращать страны в персонажей. Если вы ветеран серии, то радуйтесь – перед вами один из её сильнейших представителей.

Europa Universalis IV – игра огромных масштабов, она содержит в себе столетия истории, большую часть земного шара и достаточно аспектов механики, чтобы погрузить вас в долгие раздумья. Я тратил больше времени на её различные предрелизные версии, чем любая из игр сможет вытянуть из меня за всю мою жизнь, и здесь всё ещё есть много неисследованного мной материала. К примеру, я почти не освоил Америку, хотя развил империю, простирающуюся по всей Европе, до Швеции и Шотландии. Ещё я потратил кучу времени, наблюдая за величественной симуляционной моделью, заставляющей альтернативную историю создавать собственные неповторимые сказания. Как минимум, EU IV – это редкое сокровище – подробная стратегия, одинаково увлекательная как для победителей, так и для проигравших.

Europa Universalis IV 2

Мир – это игровая площадка, заставленная всяческими аттракционами – от торговых маршрутов Венеции до конкистадоров Кастильи на дальних флангах – и ни в одном прохождении у вас не будет под рукой всех возможных игрушек. Несмотря на всю глубину и обширность настроек, EU IV не такая сложная и свободная, как первая часть. Игрок волен экспериментировать, расширять и разрушать свою империю, как ему вздумается, но при этом он будет более чётко осознавать причины и возможные следствия своих действий, чем в CK II и предыдущих играх EU.

Сердце структурных перемен, начавшихся в EU III – это широко раскинувшееся древо Национальных Идей. Они служат определяющими качествами страны, придавая ей индивидуальность по аналогии с талантами и навыками персонажей в ролевых играх, и они же помогают определить судьбу этой страны. В своих первых партиях я слишком сильно жаждал краткосрочных преимуществ. Такое подойдёт для маленькой страны – создать собственную нишу и выживать, десятилетие за десятилетием – но моё превращение Англии в военного гиганта, чтобы удержать территории в период Столетней войны и быстро завершить войну Алой и Белой Розы, оказалось неразумным.

Из-за того, что игра начинается “in medias res”, слишком легко начать воспринимать текущие неотложные проблемы как постоянные. И это ошибочно. Суровое начало игры за Англию – просто историческая случайность, с правильным подходом и грамотным выбором Национальных Идей, построить свою империю можно и мирными путями. Как только сформировалась королевская династия и французы получили по заслугам, я понял, что Англия добьётся более выгодной роли в мире с помощью флота, торговли, дипломатической мощи, дозора и регулирования, а не стычек с соседями.

Europa Universalis IV 3

Моя Англия будет отличаться от вашей Англии, и каждая из них будет всё сильнее отличаться от реальной истории с течением времени. Если убрать всё лишнее, EU IV – это шикарный и мощный набор инструментов, допускающий разнообразные стили игры и позволяющий опытным игрокам добиваться большего. Этим игра серьёзно отличается от Crusader Kings II, которая не смогла бы предложить и малой доли такого упора на специализацию или совершенствование стиля.

В игре есть миссии, они опциональны, но снабжены чёткими указаниями и структурой, а почти каждая страна обладает уникальными качествами, обусловленными географическим положением, сценарием или идеями разработчиков и работающими в качестве сильных и слабых сторон.

В Europa Universalis IV я склонен стремиться к великой победе, хотя долгосрочные цели всегда зависят от самого игрока. Это естественная тяга к расширению и поглощению, подпитываемая властью новых монархов и государственных эмиссаров (колонистов, купцов-дипломатов, миссионеров). Деньгам теперь уделяется не так много внимания, как в предыдущих итерациях, а значит ИИ с меньшей вероятностью погубит сам себя. У игрока тоже будет меньше проблем с инфляцией и непомерными долгами, что позволяет искать альтернативные выходы из отчаянных ситуаций.

Europa Universalis IV 4

Эмиссары теперь – отдельные личности, активные на карте при выполнении своих задач. Их количество ограничено, но вместо того, чтобы расходовать казну направо и налево, каждый персонаж может заниматься только одним конкретным делом за раз, так что при возникновении новых планов, к ним нужно обращаться отдельно. Это одна из многих вещей, переработанных в основах игры – игроку предоставляют более богатый выбор важных решений и расставляемых приоритетов на единицу времени, вместо того, чтобы ограничивать его нехваткой ресурсов. Мантра гейм-дизайна игры и широкого портфолио Paradox: “комплексная, но не запутанная система”. Я бы добавил “меньше давления – больше возможностей”. EU IV – не самая простая игра для понимания, её масштабы требуют внимательности и интеллекта, но здесь нет жёстких наказаний. Малейшие ошибки не приводят к полному краху, и можно получить отдельное удовольствие, спасаясь и восстанавливаясь.

Как новейшему представителю флагманской серии глобальных стратегий от Paradox Development Studio, EU IV предстоит многое доказать. Crusader Kings II нашла новую аудиторию и показала, что люди готовы разбираться в подробностях пугающе мудрёного интерфейса, покуда в игре присутствуют инцесты и братоубийства. Путь EU IV пролегает в стороне от дворцовых интриг, ближе к созданию своей страны и империи, ближе к механике и тактике, адаптирующимся к текущему промежутку времени. Эта игра тоже создаёт интересные истории, и они тоже требуют внимания слушателей. Я зову друзей и соседей по квартире, указываю им на разноцветную карту, объясняю, как развивались события в последнюю сотню лет и как они навсегда изменили мир. Как итоговая статистика спортивного матча для опытного обозревателя, карты EU IV обладают полноценным сюжетом, где каждое завоевание и колониальная экспедиция оставляют свой след.

В прошлом году я больше всего играл в Crusader Kings II, и каждая из этих минут была счастливой. В этом году история продолжилась, вместе с выходом дополнения Old Gods. Почти уверен, что теперь её место займёт EU IV, хотя я жду серьёзного конкурента в лице Rome II. К счастью, эти игры могут жить бок о бок, и им не придётся выступать под одним знаменем. Орлы легионов Rome и зарождающиеся империи EU IV вполне могут сосуществовать, предлагая что-то по-своему интересное.

Europa Universalis IV 5

Заранее подозреваю, что у EU IV всегда найдётся, чем меня удивлять. Как и большинство игр, которыми я восхищаюсь, она существует в виде нескольких взаимосвязанных систем, передающих друг другу своё многообразие и сильные качества и объединяющихся в симуляцию, наблюдать за которой так же увлекательно, как и взаимодействовать с ней. Это мечта историка: бесконечность вероятных исходов, которые могут выглядеть совершенно диковинными, но редко выглядят незаслуженными.

EU IV – это захватывающий симулятор, генератор альтернативной истории, инструмент повествования и успешная реконструкция устоявшейся формулы. А ещё это на удивление затягивающая игра, в определённом смысле более близкая к своим настольным корням, чем вся остальная серия, хоть и перемалывающая обилие чисел, которое по силам только компьютеру. Для каждой страны существует уйма жизнеспособных тактик, а некоторые открытия станут неожиданными даже для разработчиков. Они создали изменчивый мир с отточенным балансом, и именно тут, а не в каких-нибудь градостроительных симуляторах, чувствуется величавое присутствие живого, дышащего мира, и воздействие игрока на этот мир реализовано наилучшим образом.

Поддержка мультиплеера – это не просто вишенка на торте. Это дополнительный торт, в котором есть нечто большее, чем слабый привкус имбиря. Для многих игроков именно он станет более заманчивым выбором, а с хорошей компанией это будет совершенно иной опыт, полный потрясений и предательств, и заканчивающийся разорванной дружбой и объявлением вендетт. В частности, я именно так и “поделился” тортиком с приятелями.

7/10

Europa Universalis IV уже доступна в steam.

Europa Universalis IV
Europa Universalis IV
Дата выхода:
13 августа 2013
Издатель:
Paradox Interactive
Разработчик:
Paradox Development Studio
Жанры:
Глобальная стратегия / Мультиплеер
Платформы:
PC
В рейтинге игр:
66 место
Оценка редакции:
70 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да

Поделиться

Обсудить