Время G-Sync и Freesync еще не пришло

Hardware | |

Кажется, прошла уже целая вечность с тех пор, как AMD и Nvidia в последний раз устраивали старые добрые разборки. Да, обе компании обожают пиар, но на этот раз все иначе: на ринг выходят технологии Nvidia G-Sync и AMD FreeSync, а это уже далеко не позиционная борьба за то, у кого больше кадров в секунду. Все гораздо интереснее: речь о так называемом динамическом или адаптивном сглаживании и о том, как оно поможет значительно улучшить изображение в играх на скромной частоте кадров и без необходимости установки новой видеокарты. Технология G-Sync доступна уже довольно давно, однако теперь на рынок выходят первые панели с AMD FreeSync.

Думаю, вы примерно представляете, что такое адаптивное сглаживание, поэтому не буду углубляться в детали и лишь отмечу, что вам, как минимум, потребуется новый монитор. И в данном вопросе лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Итак, перейдем к моим первым впечатлениям.

Не буду нагнетать напряжение и сразу скажу, что, как показала практика, G-Sync превосходит FreeSync. Во-первых, она работает гораздо плавнее, в особенности, на низкой частоте кадров.

Не скажу, что технологии далеки друг от друга, как небо и земля. Вероятно, разница настолько неуловима, что вы ничего не заметите, если только не начнете намеренно ее искать. Просто FreeSync не так безупречно плавна на высокой частоте кадров, как G-Sync, и не столь успешно справляется со своей задачей на более низкой частоте кадров. Не стоит забывать, что при снижении частоты кадров существует предел плавности изображения для обеих систем. Безупречно синхронизированные 20 кадров в секунду никак не получится воспроизвести плавно. Тем не менее, G-Sync справляется с этой задачей лучше, по крайней мере, с моей точки зрения.

К тому же, FreeSync не так надежна. К сожалению, динамическое сглаживание – это одна из тех технологий, что заставляют вас всматриваться в экран, почесывая затылок и пытаясь понять, работает все как надо или нет. К примеру, эти подергивания вызваны тем, что сглаживание отключено, или просто технология никуда не годится?

С другой стороны, когда вы видите, что изображение на экране «разрывается», то понимаете, что сглаживание тут точно не работает. В некоторых случаях с FreeSync происходило именно это: технология была включена, но не всегда работала в играх. Что же касается G-Sync, насколько я могу судить, технология работала все сто процентов времени.

Последняя ложка дегтя в бочке меда FreeSync – это двоение изображения (известное как ghosting). Проблема необязательно идентична схожей проблеме, которую обычно наблюдают на LCD мониторах, но все выглядит очень похоже.

ghosting

Вот что происходит при использовании FreeSync: позади движущихся объектов можно заметить неясную, призрачную тень. Многое зависит от скорости движения и цветов объекта и заднего плана, но порой такое случается. Эффект двоения изображения хорошо заметен в демо AMD FreeSync с трехмерным ветряком: при активации технологии FreeSync лопасти раздваиваются, и выглядит это ужасно.

Примечательно, что если отключить FreeSync, двоение исчезает вне зависимости от использования других параметров, включая частоту обновления или V-sync. Таким образом, проблема не в мониторе. Можно также запустить демо на дисплее Asus G-Sync с активированным динамическим сглаживанием, и будет четко видно, что технология Nvidia не вызывает двоения.

Более того, у мониторов с FreeSync имеются проблемы с задержкой, а значит, при активации FreeSync изображение будет немного смазанным. Это печально. Многие пользователи уже не раз сообщали о проблеме с двоением изображения (в видео ниже хорошо видно, как изображение двоится на экране BenQ FreeSync), поэтому я почти убежден, что дело не в мониторах, а в самой технологии FreeSync.

Так что же происходит? Что ж, основываясь на увиденном, попытаюсь сделать предположение. Почти все современные мониторы оснащаются встроенной электроникой для обработки изображения. Мониторы не просто получают сигнал от видеокарты и передают его на дисплей в первозданном виде.

Напротив, они по-своему обрабатывают сигнал и, в частности, снижают размытость и инерционность изображения. Другими словами, происходит улучшение отклика пикселей. Обычно осуществляется ускорение пикселей; помимо всего прочего, этот процесс включает в себя встряску пикселей повышенным напряжением, что снижает задержку.

В любом случае, технические детали здесь не так важны. Суть в том, что если обработка изображения неправильно функционирует или полностью отключена, то вы заметите негативное влияние на задержку и, возможно, иные аспекты качества картинки на экране. Современные мониторы хороши не только благодаря повышению качества панелей, но и благодаря обработке изображения. Если последнего не будет, сразу возникнут проблемы.

Полагаю, именно это и случилось с AMD Freesync. Вполне возможно, что технологии типа ускорения пикселей правильно функционируют только в том случае, если монитор работает в пределах заданной частоты обновления кадров, поддерживаемой его прошивкой. Стоит включить динамическое сглаживание, и обработка изображения нарушается или полностью отключается.

Для сравнения, Nvidia G-Sync – это полная замена чипсета обработки изображения и прошивки монитора, что обеспечивает полноценное функционирование ускорения пикселей и других технологий даже при активации сглаживания G-Sync. Именно об этом и говорит сама Nvidia, когда подчеркивает, что G-Sync подстраивают под каждый монитор в отдельности.

Повторюсь, что все вышесказанное – сугубо личные предположения по поводу причин двоения изображения. Все звучит вполне логично, но я не уверен, что именно эта причина вызывает проблемы. Если же я прав, то в будущем появятся мониторы с обновленной прошивкой для поддержки FreeSync, что обеспечит полноценную работу обработки изображения при включенном динамическом сглаживании.

Как бы там ни было, я не уверен, что проблема двоения изображения на ранних панелях FreeSync будет когда-либо решена. На текущий момент я никому бы не рекомендовал ими пользоваться. В лучшем случае, я мог бы охарактеризовать FreeSync в ее нынешнем состоянии как небольшой приятный бонус, который я с радостью получил бы бесплатно. Я не стал бы переплачивать за эту технологию и не руководствовался бы наличием FreeSync при выборе монитора.

С другой стороны, G-Sync – это спорный вопрос. Сравнив обе технологии, я понял, почему в данный момент G-Sync является несомненным фаворитом. Считаю ли я, что стоит за это переплачивать – другой вопрос.

В целом, я, наверное, скажу, что не стоит. Меня устроила бы обычная доступная панель с высокой частотой кадров. Хотя, опять же, мониторы с высокой частотой кадров без динамического сглаживания сами по себе стоят недешево и ограничивают ваш выбор. К примеру, я не хотел бы выбирать только между 120 Гц и IPS. Мне хочется иметь и то, и другое.

Скорее всего, настанет день, когда все мониторы будут работать на частоте 120 Гц и будут иметь динамическое сглаживание, которое не заставит вас идти на компромиссы. К сожалению, ждать этого момента придется еще несколько лет, а то и больше.

Поделиться

Обсудить