NVIDIA RTX: офигенный скачок для технологий, но маленький шаг для геймеров

Hardware, Обзоры Hardware | |

Прирост производительности, который нам обещает RTX, выглядит внушительно, но 4K на максимальных настройках графики с приставкой PRO пока нет. Не все игры хвастаются стабильностью, да и новые технологии вроде DLSS нигде опробовать не удалось, их поддержка только анонсирована. Я всегда предпочту отсутствие просадок ниже критических 60 кадров в секунду, а еще лучше — стабильные 144 FPS на средних настройках или разрешении поменьше. Это залог удобства и победного результата в игре.

RTX 2080 и RTX 2080 Ti отрываются от предыдущего поколения и представляют собой не просто безальтернативный вариант для 4K: они оказываются более приспособленными к обработке трассировки лучей в реальном времени. Данная технология освещения ранее применялась в производстве анимации и спецэффектов для крупнобюджетных фильмов. Для обычных пользователей это была слишком ресурсоёмкая технология, а теперь не придется ждать рендер сцены в трехмерных редакторах днями. Хоть сейчас использование лучей становится возможным и в компьютерных играх, первым крутость новинки оценит среднестатистический тридэшник профессионал-любитель.

Turing отлично подходит для работы с V-Ray GPU. Новые RT-ядра ускоряют рейкастинг, на который приходилась основная работа видеокарты при рендеринге. О конкретных цифрах говорить пока рано, но даже не заточенное под RTX программное обеспечение для рендеринга работает быстрее, чем на GTX.

Меня удивила реакция общественности на новые возможности RTX. Если просто скажут «дорого», то это нормально. А вот кто-то позлорадствует в духе, что “Сапёр” лучше выглядеть не стал. Ладно, если это просто комментарии в социальных сетях, но подобные высказывания проскакивают от блогеров и авторов крупных игровых сайтов. Если вас не интересуют новые игры и технологии, то что вы тут забыли?

RTX

Начнём с внешнего вида: обе видеокарты RTX 2080 и 2080 Ti Founders Edition оснащены двумя вентиляторами. Напомню, что на GTX 1080 и 1080 Ti Founders Edition стояло по одному кулеру, впрочем, двойные и даже тройные всегда можно было найти на нереференсных моделях.

Больше о дизайне сказать почти и нечего: эффектности предыдущего поколения тут нет и в помине, лишь полированный металлический бэкплейт выглядит на отлично. При этом новинки не смотрятся дёшево, скорее, они привлекательны простотой. В любом случае, спрятанными в тяжеленьком корпусе видеокартами особо не полюбуешься, да и главное у них внутри.

RTX 2080 Ti построена на новом графическом процессоре Turing TU102, оснащённом 4352 ядрами CUDA (архитектура параллельных вычислений от NVIDIA). Среди нововведений числится 68 RT-ядер (ядра трассировки лучей) и 544 тензорных ядра для обработки искусственного интеллекта. RTX 2080 предлагает 2944 ядра CUDA, 46 RT-ядер и 368 тензорных ядер. Флагманская модель предыдущего поколения GTX 1080 Ti имела 3584 ядра CUDA. Несмотря на количественный перевес над 2080, архитектура новой карты обеспечивает ей прирост производительности в большинстве сценариев использования.

Для игроков все эти цифры означают 4K-гейминг в синглплеерных играх в максимальном качестве. В многопользовательских, как и всегда, настройки на максимум никто выкручивать не станет. Не такой уж огромный запас производительности у новых карт.

Наверное, очень скользкий пол

Чтобы мотивировать геймеров на апгрейд, NVIDIA должна была придумать что-то ещё, тем более что прирост в разрешении 1440p уже выглядит не столь впечатляющим по той причине, что производительность может упираться в мощность других компонентов компьютера. И именно поэтому в текущем году компания привлекала столько внимания к рейтрейсингу. Технология трассировки лучей позволяет покрывать объекты и окружение лучами света из заданного источника почти как в реальном мире. Прежде разработчикам приходилось полагаться на растеризацию — привычный метод отрисовки трёхмерных сцен в играх.

Microsoft анонсировала поддержку трассировки лучей в DirectX 12

В немалой степени благодаря рейтрейсингу компьютерная графика в кино выглядит на порядок лучше игровой. Впрочем, киностудии используют рендер-фермы с высокой вычислительной мощью, обрабатывая графику в течение долгого времени. NVIDIA пошла ещё более сложным путём: компания нацелена на рейтрейсинг в реальном времени. И не только одна NVIDIA. Microsoft анонсировала поддержку трассировки лучей в DirectX 12, обещая добавить её в октябрьском обновлении Windows 10. AMD обеспечит поддержку технологии в движке ProRender (про видеокарты информации пока не было).

NVIDIA реализовала гибридный рейтрейсинг, задействуя его наряду с традиционной растеризацией. Видеокарты RTX могут применять новую технологию для создания теней, прозрачности и отражений от блестящих поверхностей. К тому же компания стала эффективнее использовать потенциал видеокарт. Новые технологии затенения способны отрисовывать часть кадра в низком разрешении, по аналогии с VR-приложениями, снижающими качество картинки в области периферийного зрения.

К примеру, по бокам трассы в гонках во многих случаях вы и не заметите неполной отрисовки кадра. Зато очень даже заметите повышенный фреймрейт. В теории такой тип рендеринга позволяет достичь прироста производительности на 15-20%.

Видеокарты RTX впервые предлагают DLSS (Deep Learning Super-Sampling) — технологию сглаживания при помощи тех самых тензорных ядер для искусственного интеллекта. Работает это примерно так: NVIDIA прогоняет графику игры через ИИ, тем самым создавая алгоритм для каждой конкретной игры. В идеале это позволяет добиться сглаженных граней без большого падения производительности.

Поддержка новых технологий скоро появится в Shadow of the Tomb Raider и Final Fantasy XV, но не ожидайте, что все разработчики моментально станут использовать нововведения. Полный список поддерживаемых игр смотрите по ссылке.

Тестирование

4K GTX 1080 RTX 2080 FE RTX 2080 Ti FE
PUBG 45 55 89
Shadow of the Tomb Raider 30 45 57
Final Fantasy XV 32 49 66
Far Cry 5 48 61 74

В PUBG в 4K с высокими настройками графики 2080 Ti демонстрирует 70-110 к/с. Стоит признать, на GTX 1080 игра тоже идёт вполне сносно (35-80 к/с).

В Final Fantasy XV в 4K с высокими настройками графики 2080 Ti в паре с Core i7-8700K обеспечивали комфортные 60-75 к/с, тогда как 2080 продемонстрировала результат в 45-60 к/с. GTX 1080, в свою очередь, едва добивалась 35 к/с, временами проседая ниже 30.

1440p GTX 1080 RTX 2080 FE RTX 2080 Ti FE
PUBG 78 98 119
Shadow of the Tomb Raider 59 83 94
Final Fantasy XV 67 94 109
Far Cry 5 86 111 126

В Far Cry опять все отлично. Фреймрейт держится стабильно и на 2080 TI в 1440p и на максимальных настройках никогда не падает ниже 100 кадров в секунду.

В синтетическом бенчмарке 3DMark TimeSpy Extreme RTX 2080 Ti набрала 5832 балла, 2080 показала результат в 4701, а 1080 достигла отметки лишь в 3449.

RTX 2080 Ti во время игр разогревалась до 80 градусов. С новыми картами мой системный блок выделяет больше тепла, так что их, видимо, можно использовать для отопления небольших помещений. Тепловые характеристики новинок кое-что говорят и об их разгонном потенциале. NVIDIA также представила программный инструмент Scanner, рассчитанный на производителей софта для разгона и позволяющий определить максимум возможностей видеокарты. Обе RTX предлагают три разъёма DisplayPort с поддержкой 8K, HDMI 2.0 для подключения к телевизору и VirtualLink USB-C для VR-гарнитур.

Цена и конкуренты

Герои нашего обзора RTX 2080 Ti и 2080 Founder Edition доступны по цене 95 990 и 63 990 рублей соответственно. Цены на нереференсные пока неизвестны. Если же вас привлекает новая архитектура, но не цена, то есть RTX 2070 за 47 990 рублей. Это наверняка отличное предложение, как и GTX 1070 в свое время.

Главный недостаток всех новых видеокарт NVIDIA — высокая цена за каждый кадр в секунду. Покупка карты поколения Pascal будет в среднем на 30% выгоднее. Произошло не падение цены на предыдущее поколение, а ее повышение на новое.

В связке с видеокартами RTX слабым звеном будет старый монитор, так что призадумайтесь и о финансах на его замену.

В ближайшем будущем видеокарты наверняка подешевеют, помешать этому сможет разве что очередной виток нестабильности экономики. Но в любом случае торопиться с апгрейдом не стоит. На самом деле NVIDIA стоит сильнее снизить цены на прошлое поколение ради тех, кому разрешение 4K не интересно. Да и AMD пока не представила свой ответ RTX.

Заключение

Пока ещё рано говорить о том, смогут ли RTX 2080 Ti и 2080 изменить мир компьютерных игр за счёт распространения рейтрейсинга. О массовом использовании новых возможностей в играх тоже рано. А вот для рендеринга и прочих специальных вычислений карты RTX уже выглядят привлекательными.

RTX 2080 Ti — мощнейшая потребительская видеокарта на данный момент, но заплатить за обладание такой привилегией придётся немало. Хорошая альтернатива представляется в виде связки из двух 1080 Ti. RTX 2080 превосходит GTX 1080 по производительности, но каждый кадр в секунду обойдется вам дороже. Технологии трассировки лучей и сглаживания на основе искусственного интеллекта интригуют, однако их полезность пока под вопросом.

Мария Redream Морозова @redream_m redream@progamer.ru

Поделиться

Обсудить