Мои главные пять игр 2014 года
До Нового Года остается где-то 150 часов, католики уже вовсю справляют Рождество, делать что-либо, кроме как подводить себе какие-нибудь итоги года уходящего, решительно невозможно.
За прошедшие 12 месяцев вышло столько разных игр, что без википедии вспоминается хорошо, если половина из самого актуального. Что, впрочем, больше говорит об определенной безликости большего их числа. Серьезно, если бы «Гугл» не подсказал, про такие проекты, как Titanfall и Watch Dogs, я бы даже и не вспомнил.
А вот что из урожая 2014 года действительно запомнилось? Или даже не так. Что вообще запомнилось в 2014 ярче всего? Какие проекты затягивали сильнее и дольше остальных?
Таких игр было, пожалуй, пять штук.
Dragon Age: Inquisition
Не то, чтобы 2014 был небогат на хорошие ролевые игры. Вышли Divinity: Original Sin, Wasteland 2, своим темпом поспевают другие разные кикстартеры (вон, например, Elite: Dangerous вышла по сумасшедшей цене). Тем не менее, практика показала, что никакой кикстартер не может тягаться с настоящим тяжеловесом.
Первые 50 часов от DA:I оторваться было вообще нереально. Вокруг так много всего: и наконец-то можно поиграть за кунари, и локации здоровые в Dragon Age таки завезли, и вообще, вон Морриган вернулась!
К концу путешествия наружу повылезали непонятные баги, добивать коллекции разбросанного по пещерам мусора стало откровенно лень, а зубы драконов как откладывались на самый раскрутой комплект самогонной брони, так и остались пылиться в инвентаре. Эндшпиль скатился в достаточно бездумную мясорубку, но общего впечатления было уже не испортить – в «Инквизиции» мне подогнали целый замок, десять тысяч квестов, батальон старых и новых персонажей и смешали все это так, как больше не смог никто в этом году.
Hearthstone
Hearthstone явился нам из ниоткуда. Вот, скажем, Overwatch, или как ее там, Nightshift, не помню (о, нашел, и правда Overwatch!) стартовал кампанию по завоеванию геймерского мира с блеском. Такой-то трейлер!
HS же пришел «просто так». Ну, почти. Даже если Blizzard скажет: «А мы тут одну игру выпускаем» и больше ничего, сарафанное радио все равно разнесет благую весть о грядущей новинке от именитой студии.
Что и произошло.
Официальный релиз Hearthstone за версией 1.0 состоялся в марте уходящего года. Бесплатные карточные баталии a la «MtG Express» – быстрые, с кучей случайностей и сумасшедших комбинаций — быстро завоевали себе армию поклонников, по численности уже превзошедшую тот же Starcraft 2.
Стартовую коллекцию карт геймеры полностью раскусили как раз где-то к выходу первого дополнения «Проклятие Наксрамаса». Аддон привнес в HS как новые карты, так и одиночные миссии-головоломки, но, признаться, ваш покорный после релиза «Проклятия» к игре охладел. Чтобы действительно насладиться всеми новинками, нужно либо неделями муторно фармить внутри-игровое золото, либо платить. Корейский подход к монетизации HS меня лично тогда сильно оттолкнул.
Но вот уже совсем недавно вышла коллекция карт Goblins vs Gnomes, и все встало обратно на свои места. Еще больше карт, еще больше рандома, еще больше ничем не обремененного веселья!
В 2014 году больше, чем за Hearthstone, я просидел разве что в Dota 2. О которой позже.
Destiny
Разномастная пресса Destiny просто убила; публика осталась в игре разочарованной. Как так получилось, что не срослось?
С моей колокольни видится, что не срослись прежде всего обещания пиарщиков и реальность. Если смотреть выставочные видео игры без звука, то на экране будет ровно тот проект, который в конце концов и поступил в продажу. Механически простой шутер с прицелом на кооперативные сессии и приятной графикой.
Но нет, под реальный в общем-то видеоряд нам обещали какую-то там ММО и рассказывали сказки.
Правда жизни: как обычно, многопользовательская составляющая проекта на собственно игру не влияет никак. В сольных миссиях Destiny – это гибрид Diablo и Halo, в кооперативных — Quake и Payday. И в обоих случаях, между прочим, гибрид достаточно неплохой. Я с удовольствием проиграл в Destiny весь полагавшийся каждой PS4-копии «бесплатный» месяц подписки на Playstation+. Рецепт был прост — в свое время я вообще не слушал рекламщиков и принял игру такой, какая она есть.
Другое дело, что последние хорошенько надули публику. Это да, тут можно согласиться с генеральной эфирной линией. Очень может быть, что без этого мыльного пузыря, с одной стороны, продажи игры были бы существенно ниже, а с другой — прием был бы гораздо теплее.
Dota 2
Взлеты до 5300 и падения до 4600, новые герои и переосмысления старых, партии новых косметических обновок и пропажа сундуков, а также сотни, многие сотни проигранных и выигранных партий — магии Dota 2 решительно невозможно противостоять.
Само собой, главное достижение Dota 2 в 2014 году — это небывалый по размеру призовой фонд The International 4, собранный со всего прогеймерского мира по нитке. Обидно, правда, что собственно финальные игры оказались ни разу не на уровне турнира на 11 миллионов долларов. Вдвойне обидно на это было смотреть в кинотеатре. Ну да что с этим поделать.
Зато было весело наблюдать за воцарившем в станах киберспортивных проектов пост-интернешенеловским хаосом. Navi наконец-то раздвоились, весь Китай перетасовался, C9 остались без SingSing’а, последний скооперировался в абсолютно новой команде, и так далее, и так далее. Круги до сих пор расходятся по воде, и конца пертурбациям не видно.
И наблюдать за всем этим бардаком ничуть не менее весело, чем собственно играть.
Civilization: Beyond Earth
… и главный приз в номинации «Все то же самое, только другое», уложив на лопатки Borderlands: the Pre-Sequel, получает последняя «Цивилизация».
Партии в Beyond Earth иначе как путешествием в Зазеркалье не назвать. Все тебе знакомо и ничего не работает так, как ты ждешь. В адаптации к новым стратегическим рельсам — 90% удовольствия от игры. Если позволить себе чуть-чуть пафоса, то BE – это именно что путешествие колонистов из классической Civilization V на неизведанную планету, где нужно суметь выжить и адаптироваться к мутировавшим механикам.
Перестроившись, сам себе начинаешь удивляться. Как это ты не смог с самого начала ничего понять, это же абсолютно та же самая пятая «Цивилизация», только с перекрашенной картой! Здесь же все похоже на старую игру, как две капли воды!
Но, во-первых, озарение это приходит таки далеко не сразу, а во-вторых, мне от Beyond Earth вот именно такой подход и был нужен. Чтобы со старой базой, но новыми деталями и новым стилем. С этой задачей «КосмоЦивилизация» образца 2014 года справилась на «отлично».