Будет ли легализирован джейлбрейк консолей?

Культ | |

Прошлогодние изменения к «Закону об авторском праве в цифровую эпоху» (Digital Millennium Copyright Act, DMCA) позволили обладателям смартфонов беспрепятственно их перепрошивать с помощью джейлбрейка. А теперь группа лоббистов «проталкивает» в упомянутый законопроект такие же изменения, только для консолей. Но те ли это изменения, которые на самом деле нужны большинству геймеров? В нижеизложенной статье журналист Ник Браун (Nick Brown) попытался исследовать этот вопрос.

В наши дни умельцев, сделавших джейлбрейк своим iPhone, становится все больше. Несколько лет назад взлом своего смартфона с помощью джейлбрейка был сродни мистической субкультуре. И постичь ее осмеливались лишь те немногие, облаченные в черные одеяния и живущие в темных подземельях, кто осилил DD-WRT для роутеров и жидкое охлаждение процессоров.

Но сегодня процедура джейлбрейка iPhone заметно упростилась и представляет собой едва ли не несколько элементарных кликов. У меня, например, есть товарищ, собственноручно совершивший это со своим телефоном. Хотя я не уверен даже в том, способен ли он сделать себе хотя бы бутерброд.

Для тех, кто слабо знаком с этим понятием, разъясняю: джейлбрейк (пользователи Android называют это «получение root-доступа») – это общепринятый термин технического жаргона, обозначающий разблокировку вашего iPhone (как и любого другого смартфона или гаджета) для получения возможности устанавливать различные приложения по собственному усмотрению и/или «отвязки» его от мобильного оператора, предусмотренного контрактом.

В 2010 Библиотека конгресса США подробно изложила суть этого понятия в «Законе об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA) и представила ряд исключений, при которых допускается легальное использование этой не совсем легальной процедуры. Ниже представлен ключевой абзац, описывающий исключения для телефонов:

«Если компьютерные программы, позволяющие устройствам мобильной телефонной связи запускать приложения, были получены законным путем и использовались единственно с целью установления совместимости таких приложений между собой и с другими программами на телефонном аппарате».

В целом, такая формулировка легализировала использование джейлбрейка на вашем мобильном устройстве в любой удобной вам форме, за исключением случаев распространения интеллектуальной собственности создателя продукта (программы, приложения) или установки пиратского программного обеспечения. Это не означает, что Apple или любой другой производитель смартфонов теперь обязаны разблокировать ваш телефон или делать ему джейлбрейк. Как и не означает, что производители не могут теперь преследовать в законном порядке тех, кто ответственен за предоставление доступа к некоторым функциям «взлома», то есть таким, которые ограничивают использование определенных функциональных возможностей телефона.

На этой неделе появились свежие новости, касающиеся джейлбрейка устройств: организация Electronic Frontier Foundation заявила, что подала официальный запрос в Бюро по авторским правам США (U.S. Copyright Office) и Библиотеку конгресса США о внесении изменений в «Закон об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA), касающихся легализации джейлбрейка игровых консолей.
Главным аргументом для таких изменений называется тот факт, что игровые приставки – это, по сути, изделия того же типа, что и смартфоны. А человек, купивший игровую консоль и пользующийся нею, имеет право настраивать собственную приставку так, как посчитает нужным.

Мне представился шанс пообщаться на эту тему с Корин МакШерри (Corynne McSherry) – директором по вопросам интеллектуальной собственности в Electronic Frontier Foundation (EFF). Она объяснила мне, что EFF отстаивает ту точку зрения, что джейлбрейк устройства – это не вопрос авторского права, будь то смартфон, игровая консоль или любая другая компьютерная техника. «У вас должна быть возможность настраивать устройство под себя без необходимости получения разрешения от обладателя авторских прав», – сказала МакШерри. Такой аргумент выглядит достаточно убедительным. В заключение директор по вопросам интеллектуальной собственности EFF отметила, что в ее компании сложившуюся ситуацию с игровыми консолями уподобляют той, когда кто-то, желающий починить свой автомобиль в собственном гараже, не только может лишиться за такой ремонт действия заводской гарантии, но еще и будет отвечать за это по всей строгости федеральных законов. Конечно же, подобная ситуация выглядит просто смешной.

Слабое место, которое видится мне во всей этой ситуации, состоит в том, что на самом деле существует небольшая разница между изменением конфигурации смартфонов и планшетных компьютеров (или игровых консолей), касающаяся областей применения указанных устройств.

Например, когда пользователь делает джейлбрейк своего телефона, то, по сути дела, он же сам этим телефоном и пользуется. Поэтому шансы того, что своими действиями он как-то повлияет на других владельцев смартфонов, близки к нолю. А с джейлбрейком игровых приставок, в свою очередь, ситуация обстоит абсолютно иначе.

В конце 2010 года известный «ломальщик» iPhone Джордж Хотц (George Hotz) открыто разместил программное обеспечение, позволяющее обойти требования безопасности Playstation 3. Sony подала на него судебный иск, после которого хакерская группа Anonymous стала шантажировать компанию взломом официального веб-сайта в случае дальнейшего развития этого дела.

После этого заявления, неизвестные хакеры таки «потрясли» сервера PlayStation Network и Sony Online Entertainment, хотя Anonymous наотрез отвергла возможность своей причастности к этим атакам. В результате взлома контактная информация пользователей (в том числе информация об их кредитных картах) стала доступна широкой общественности. Атака «опустила» котировки акций Sony на шесть процентов, а общая сумма убытков оценивалась аналитиками в сумму 2,74 миллиарда долларов. В конце концов, Sony и Хотц урегулировали вопрос во внесудебном порядке. Вскоре после этого Хотц принял официальное приглашение на работу от Facebook, где трудится в мирном русле и по сей день.

Принятие изменений к закону DMCA должно вроде как урегулировать очевидное: позволить пользователям распоряжаться приобретенными за свой счет девайсами по своему же усмотрению. Но если эта поправка будет принята, то джейлбрейкинг все-таки окажет негативное влияние. И в первую очередь на тех пользователей, которые платят за все новые игровые приложения и настройки. Ведь покупая лицензионный продукт, они рассчитывают очутиться в огороженном высокой стеной мире, который обеспечит им честные и сбалансированные отношения между всеми участниками онлайн-гейминга.

Но самые известные примеры игровых джейлбрейков не подтверждают их ожиданий. Например, игровая приставка Xbox 360 от Microsoft стала в последнее время благодатной площадкой для всякого рода джейлбрейков, основанных на методе под названием «jtagging». Избавляя ваше внимание от ужасных технических подробностей, скажу лишь, что jtagging – это процесс, включающий в себя изменение производительности «железа» в дополнение к программному обеспечению, которое делает джейлбрейк консоли.

Во многих случаях, jtagging – весьма безобидный процесс, который используется именно с той целью, которую EFF и отстаивает для владельцев приставок. Но с другой стороны, с его помощью можно незаконно копировать копии игр на жесткий диск пользователя. То есть, взять лицензионную копию игры напрокат, «прошить» ее на консоли пользователя, вернуть копию в пункт проката и наслаждаться использованием бесплатной копии игры.

Это программное обеспечение вызвало также шквал хакерской активности в 2009 году, направленный на сверхпопулярную игру компании Activision Call of Duty: Modern Warfare 2. Во время игры обладатели приставок с jtagg могли использовать автоприцел, видеть сквозь стены, улучшать распределение очков, а также использовать другие формы жульничества. В начале 2011 года, также из-за произвола хакеров, эта же игра стала недоступной на PlayStation 3.

У онлайн-игроков всегда должно быть доверие, основанное на авторитете производителя консоли, их онлайн-сети, и даже именах разработчиков игры. Это доверие должно заключаться в том, что все, кто принимает участие в игре, находятся в равном положении. Конечный потребитель платит в том числе и за уверенность, что за свои деньги он получает сервис, который обеспечивает ему ровную игровую среду: то есть все, кто вместе с ним дошел до этого уровня, добились этого благодаря тому, что тоже, как и он, играли честно на предыдущих уровнях и не жульничали. Если такой уверенности не будет, то пользователи просто перестанут платить за услуги, в которых другие добиваются успехов быстрее и бесплатно. Это повлечет за собой истощение источников дохода производителей консолей и негативно отразится на разработке новых версий устройств и игр.

Но все-таки игровая приставка – это прежде всего собственность ее владельца. Любое изменение, касающееся ее программной или аппаратной части, почти всегда прекращает гарантию, а читтеры и пираты без труда (теоретически) могут подвергаться процедуре бана. Хотя на практике такие процедуры используются крайне редко, поскольку производителю крайне трудно уследить за всеми своими пользователями.

Корин МакШерри из EFF считает, что такие тонкие моменты могут быть урегулированы с помощью контрактных соглашений между производителями игрового оборудования и конечными пользователями. Эти контракты могли бы создать разделяющий барьер, который позволил бы с одной стороны использовать игровые консоли по усмотрению пользователя, а с другой – поддерживал бы нормальную игровую среду для всех остальных игроков.

Всем известно, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями. На самом деле, было бы очень неплохо, чтобы поправки закона DMCA создали все-таки идеальное сообщество, где все пользователи играли бы честно и не использовали пиратских программ. Но как гласит спортивная поговорка: «Не на#бешь – не проживешь». А в мире гейминга, где жульничество – это все равно что дружеское приветствие с рукопожатием, этот афоризм звучит еще убедительней. Если пользователи повсеместно используют возможности джейлбрейка с целью незаконно повлиять на интересы других игроков сейчас, когда это незаконно, то вряд ли уровень пиратства и жульничества снизится после принятия изменений к закону DMCA.

Поделиться

Обсудить