Про «Скарлетт в доспехах»

Культ | |

Голливудским экранизациям, похоже, теперь достается вне зависимости от качества. Всегда найдется почва для предрассудков, невыгодных сравнений с первоисточником или, что особенно модно в последнее время, расистских разбирательств. «Призраку в доспехах» повезло стать жертвой сразу трех разгневанных лагерей, хотя фильму это особо не вредит. Да, уровня оригинала он не достиг, зато красиво познакомил с классикой поколение «Матрицы» и подростковых антиутопий.

Важно сразу усвоить, что нынешний «Призрак» – не полный пересказ одноименного аниме (или манги, если углубляться в историю), а достаточно вольная адаптация. На месте угрюмый киберпанк и детективная линия про хакера, жертвами которого становятся видные деятели в области робототехники. Осталась и Майор, девушка-киборг, неустанно преследующая таинственного преступника. Но сохранив верхний, узнаваемый слой с местом действия, ключевыми персонажами и конфликтом, авторы во многом изменили и упростили смысловую подоплеку.

В 1995 году под той же повествовательной оберткой скрывались емкие рассуждения о природе искусственного интеллекта и ее совместимости с понятием сознания, личности. То был не единственный посыл японской полнометражки, но основополагающая идея для пространных диалогов и общего акцента картины – глобального и по большей части абстрактного.

Здесь же в центре вполне себе конкретная Майор, которой не дает покоя ее человеческий мозг, заточенный в синтетических «доспехах», что она получила взамен утраченного тела. Немалую часть хронометража героиня терзает себя проблемами самоидентификации: кто она? Робот? Или все-таки человек? Что отличает ее от машины? Актуальна ли вообще эта грань в будущем?

Это намного более личная драма, которая, пусть и выруливает в конечном итоге на излюбленные блокбастерные тропы про круговороты лжи и борьбу с бесчеловечными мегакорпорациями, ограничена собственным индивидуализмом. Местами она похожа на Deus Ex: Human Revolution, только с чрезмерным фокусом на Адама Дженсена и тягости его аугментированной жизни. Плохого в этом ничего нет, однако былой глубины мысли при таком подходе лента уже не достигает.

В то же время благодаря переиначенным мотивам «Призрака в доспехах» интересно смотреть. Сюжет может быть слегка предсказуем, а мораль проста, но фильм все равно умеет интриговать, увлекать и запутывать даже тех, кто тесно знаком с исходным материалом. Да и нужно ли было дословное переложение? Фанаты так или иначе нашли бы, к чему придраться, а просто заинтересованные люди вряд ли имеют что-то против авторского видения. Оригинал от этого менее значимым не станет.

Несмотря на эксперименты с начинкой, киноверсия успешно реанимирует наиболее известные сцены из аниме. Надежды вновь увидеть создание киборга и драку с мусорщиком оправдались с лихвой, потому что их не только покадрово перенесли на большой экран, но и облагородили визуально. Яркий, выразительный дизайн – одно из неоспоримых достоинств пересадки на киношные рельсы.

Признаться, мне хватило одних лишь гейша-ботов из трейлера, чтобы влюбиться в стилистику фильма, но остальные визуальные решения оказались ничуть не хуже. Сияющие неоном фасады, резко контрастирующие с грязными переулками, необычные голографические проекции, сочетание футуристических технологий с примитивными механизмами, западного киберпанка с традиционными восточными нотками – на сей раз мир «Призрака в доспехах» готов рассказать собственную историю.

Для полного эстетического удовлетворения не хватает лишь подобающей музыки. Довольно странным решением было заменить великолепный саундтрек первоисточника трудом голливудских композиторов, ибо последний откровенно теряется в общей звуковой палитре. Как фон, конечно, терпимо, но в те редкие моменты, когда мелодии Кэндзи Кавай все-таки пробиваются, происходящее становится в разы живее.

В отличие от героини фильма, «Призрак в доспехах» сохранил и приукрасил тело, потеряв внушительную часть мозга. Получилось не тупое, но прямолинейное кино, в котором то ли боятся, то ли просто не хотят поднимать вопросы, затронутые культовым оригиналом. Это облегченный и приукрашенный вариант столпа жанра, уступающий на смысловом фронте, зато превосходящий его в художественном плане.

Конечно, есть вероятность, что комплексный обед для ума разбили на маленькие порции, которые будут поставлять вместе с сиквелами. На продолжение открыто не намекают, но лазейка для него определенно осталась, и как знать – такой вариант может оказаться наиболее приемлемым. Как для рядового зрителя, который с неохотой переваривает массивную философию, так и для киноделов, в чьих интересах раздувать франшизы из всего, что мало-мальски раздувается.

А коли нет, то ничего страшного. В Steam, вон, как раз на днях выгрузили «Призраков» на любой вкус и цвет. Самое время приобщаться.

Поделиться

Обсудить