ProGamer
×
×
  • Создать...

Интервью с экономистом EVE Online


Eyjolfur Eyjo Gudmundsson

Экономика в EVE Online поистине уникальна для видеоигр и действительно управляется пользователями: за исключением PLEX, все предметы в игре создаются, накапливаются и продаются самими игроками. Из-за невероятной сложности такой системы CCP и наняла постоянного экономиста ещё семь лет назад.

«Моё имя Эйолфур Эйо Гудмундссон (Eyjolfur Eyjo Gudmundsson), но никто не может его произнести», – смеётся он. – «Так что я известен как доктор Эйо. У меня есть докторская степень по экономике, на этом поприще я и стал ведущим экономистом CCP и главой отдела аналитики».

Рич Стентон (Rich Stanton) из Rock Paper Shotgun встретился с доктором Эйо, чтобы обсудить экономику EVE, способы влияния на игроков и почему все до сих пор не уехали из США.

Чем именно занимается экономист?

«Наблюдает за тем, наблюдает за этим», – отвечает д-р Эйо. – «Если я замечаю какие-то аспекты в экономике, которые, по моему мнению, развиваются в неподходящем направлении, я разбираю проблему с геймдизайнерами и мы обсуждаем возможные решения. Если проводить аналогии с реальным миром, это похоже на взаимодействие центрального банка и правительства. Иногда они в чём-то согласны, иногда нет, но сообща им удаётся контролировать экономические процессы».

«Единственное исключение – это PLEX».

В EVE Online игроки могут купить предмет под названием PLEX – Pilot License Extension – который можно обменять на 30 дней подписки или продать на рынке за сотни миллионов ISK.

«PLEX – это единственный предмет, который продаёт CCP, и по заявлению компании, она рада, что с его помощью можно влиять на колебания рынка или корректировать направление его развития», – говорит д-р Эйо. – «В прошлом нам уже приходилось вмешиваться в рыночные процессы, потому что кое-какие неполадки в игре затрагивали рынок PLEX, и мы были вынуждены принимать участие в торговле, пока не «починили» игру – порядка 7-8 дней».

Наблюдение за отлично смазанным механизмом – это одно дело, но игроки EVE всегда не прочь заполучить немного лишних ISK, и способы добычи игровой валюты могут быть совершенно гениальными. Однажды я подслушал интересную дискуссию на Фанфесте, где обсуждалось, как Goonswarm манипулировали ценами на определённые минералы, запасая их в больших количествах в разных уголках вселенной.

«Когда у игроков получается пробить брешь в рыночной системе своим влиянием на цены, я могу назвать это частью PvP», – говорит д-р Эйо – «Это плоды взаимодействия игроков, требующие немалых усилий. Это приносит истинное удовольствие от игры, и я не имею ничего против всего, что касается торговли между игроками – при условии использования игровых средств задуманным образом. Я даже призываю их к подобным попыткам, так как экономика EVE столь обширна, что для регулирования цен придётся прикладывать огромные усилия».

Значит ивенты, вроде Burn Jita – когда игроки в течение всех выходных набрасываются на каждого торговца, прилетевшего в экономический центр игры – можно в той или иной степени называть несущественными?

«Несущественные – не лучшее слово, ведь игроки получают массу впечатлений, да и цены меняются на определённый срок, иногда даже в направлении, которое сохраняется несколько дней или недель», – говорит д-р Эйо. – «Но резких скачков не происходит, если бы они были – скажем, какой-то предмет полностью исчез с рынка – мы бы пригляделись к ситуации. Я попросту не могу предусмотреть всё. Но, как говорится, никогда не говори «никогда»!»

Факт того, что такой сосредоточенный саботаж не наносит урона экономике EVE, заставляет меня полюбопытствовать насчёт её масштабов.

«Мы оцениваем эти масштабы разными способами», – говорит д-р Эйо. – «Самый надёжный – подсчёт ISK на активных аккаунтах, ведь неактивных очень много, а как вы знаете, в EVE всё ваше имущество остаётся в сохранности, даже когда вы не играете. Сколько бы ни было валюты на таких аккаунтах, она не крутится в игре, хотя мы и понимаем потенциальную вероятность её ввода на рынок».

«Так что для нас наиболее важным показателем является количество ISK на аккаунтах людей, которые активно играют и оформляют подписку – и эта цифра в любой момент времени составляет от 6 до 700 триллионов ISK. Очень много ISK!»

В EVE Online меня всегда интересовал такой момент как обозначение ISK: это не только «межзвёздный кредит» (Inter-stellar Kredit), но и исландская крона (Icelandic Krona). Раз уж я постоянно спрашиваю людей про количество пушек в игре, у экономиста я захотел узнать, как обстоят дела во всеми любимой стране льда и вулканов – как никак они решили не поддерживать банки, как все остальные глупые страны, но до сих пор не вышли из кризиса. В чём же проблема?

«Тут возникает небольшое недопонимание», – отвечает д-р Эйо. – «Безусловно, мы решили позволить банкам обанкротиться, потому что страна не могла погасить их задолженности – это было невозможно, слишком велики были их долги. Дело не в том, что мы самые умные, или что сказали твёрдое «Нет!» из-за антикапиталистических настроений. У нас просто не было таких денег. При этом мы решили защитить сбережения людей, хранившиеся в этих банках. И это уже интересно – мы охраняем состояние 5 % населения, а платят за это остальные 95%».

Д-р Эйо взял паузу, вид у него был довольно растерянный. Я правильно понимаю, что он не согласен с таким решением?

«Да. То есть, я хочу сказать, что люди рассматривают его слишком поверхностно, не пытаясь разобраться в том, что происходит на самом деле. Однако, наш текущий курс просто ужасен. Если мы продолжим его придерживаться, экономика превратится в ресурсно-зависимую, зарплаты станут низкими, а талантливые и умелые люди покинут страну в течение 10-15 лет. Все до одного».

А может, они присоединятся к CCP?

Д-р Эйо смеётся.

В дорогу я брал с собой почитать нашумевшую книгу Томаса Пикетти (Thomas Piketty) «Капитал в XXI веке», ставшую хитом из-за заявления, что наши текущие системы разрастаются слишком быстро, в необратимой – без радикальных мер, вроде налогов на капитал и 80%-ых ставок на высокие доходы – манере. Если вкратце, то книга (на удивление забавным образом) рассказывает, что богатые богатеют всё больше. Я спросил у д-ра Эйо, что он об этом думает, и насколько верна та же ситуация для его подопечной экономики.

«Скажу две вещи. Первая – книга у меня есть, только я её пока не читал, так что подробностей не знаю, но приму на веру ваше резюме. Если судить по вашим словам, то да, в EVE можно наблюдать похожую ситуацию с людьми, которые, проще говоря, способны зарабатывать в разы больше остальных. Впрочем, как я считаю, в EVE всё более равномерно, чем в реальном мире, потому что в игре приходится действительно придумывать какие-то новые схемы и контролировать огромное множество операций, что очень сложно».

«Богатство, накапливаемое в реальности, защищено законами реального мира», – говорит д-р Эйо. – «Это могут быть как патенты, так и олигархические ограничения – как в России, и в некоторых случаях, в США, где предприятия становятся такими большими, что с ними затруднительно конкурировать. Речь о таких компаниях, как Walmart и McDonalds, о трудовом законодательстве, об оплате труда – эти системы в текущем состоянии, вероятно, не способны справиться с проблемой».

Это основа аргументов Пикетти, отразившаяся в названии книги – накопление капитала обгоняет рост экономики, что в результате делает невозможным самостоятельное выравнивание всей системы.

«Несколько лет назад я столкнулся с интересной дилеммой: когда мы занимаемся балансировкой игры, больше всего беспокоимся о том, что при нарушении работы какой-то конкретной функции, она станет приносить больше дохода по сравнению с остальными и будет представлять больше экономической ценности из-за неудачного кода или наших ошибочных замыслов – и для нас это будет проблемой. Если кто-то может за час заработать гораздо больше других, то это повлияет на игровой опыт остальных игроков и они ринутся заниматься этой же деятельностью. Так что, нам приходится учитывать необходимость равноправия, чтобы, чем бы ни занимались игроки, они зарабатывали примерно одинаково».

«Это заставляет меня задуматься: а почему мы не делаем так же в реальном мире? Как у экономиста, у меня возникают мысли о том, что всё основано на конкуренции», – говорит д-р Эйо. – «Но если мы позволим то же самое в игре, некая группа людей быстро сделает на чём-то большие деньги, собрав у себя основные богатства, а все остальные побегут заниматься тем же, но не выдержат конкуренции и покинут игру».

«Если проводить такую аналогию, то почему люди не покидают США? Всё-таки, материальные блага распределены там очень неравномерно, среди небольшого количества богачей – почему бы тогда всем остальным не переехать в Канаду или в Скандинавию? Их жизнь безусловно станет лучше. Это озадачивающий вопрос. Так что я почитаю книгу и поищу ответ в ней!»

Проводить параллели между экономикой EVE Online и реальным миром бессмысленно, и учиться на её примере – значит забывать о том факте, что мы говорим о космосе в интернете. Но, прощаясь с добродушным доктором Эйо, не могли выкинуть из головы знаменитую фразу генерального директора CCP, Хилмара Петурссона (Hilmar Petursson). Космос в интернете – это серьёзный бизнес.


Владимир FrostBite Хохлов @progamer_ru [email protected]

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас
Популярное сегодня