Крутого облачного гейминга не будет

Драма | |

Сервис облачного гейминга GeForce Now в течение последней недели успел получить два внезапных удара в спину.

Сначала от сотрудничества с проектом компании Nvidia отказалось руководство Activision Blizzard. Местные менеджеры решили, что лучше пока закрыть подписчикам GFN доступ к своей библиотеке игр. Причина — стороны якобы не согласовали юридические тонкости сделки. AB, конечно, успели дать добро на доступ к своим продуктам в ходе бета-тестирования сервиса, но на то оно и было бета-тестирование, чтобы в самый ответственный момент Activision Blizzard сделали финт ушами и испортили всем праздник.

Вторыми тот же маневр исполнили молодцы из Bethesda. Делайте, геймеры, теперь с подписками, что хотите, а играть в Skyrim и Fallout через GeForce Now теперь нельзя.

Казалось бы, какая ерунда. Ну проваливается новинка от Nvidia, идет ко дну очередной облачный сервис, кому какое дело. Пусть лучше цены на видеокарты снизят, их тогда сильно больше человек купит. Проблема в том, что такое поведение разработчиков и издателей игр однозначно говорит о том прискорбном факте, что сделать по-настоящему крутой облачный игровой сервис невозможно в принципе. Кто бы какие девайсы не выпускал, на каких бы скоростях не летал ваш интернет, хорошего «облака» мы не получим.

В чем вообще соль GeForce Now? Ну, помимо стандартного «будем играть в Doom Eternal на тостере». Соль в том, что GFN не навязывает никаких дополнительных покупок и просто интегрируется в ваши библиотеки Steam, Epic Games Store и подобными. Вы платите только за мощное удаленное железо. Этим GFN выгодно отличается от того же Google Stadia, который считает себя отдельной уникальной консолью, заслуживающей покупки отдельных уникальных ключей от местной библиотеки.

То есть, у Activision Blizzard в случае чего не получится всучить вам на GFN дополнительный ключ от Diablo 4 чисто для «облака». А Bethesda не сможет в десятый раз продать Skyrim за полный ценник. И — что совсем ужасно — не сможет единолично высасывать подписки.

Близняшки из Wolfenstein: Youngblood

В Wolfenstein: Youngblood от Bethesda ещё можно поиграть в облаке

Потому что ну конечно все крупные компании хотя бы по разику, но попытаются запустить по доморощенному «облаку». С отдельной платой за вход, отдельным клиентом, отдельным букетом глюков, отдельными разборками со службой поддержки, отдельным всем на свете.

Закономерно, что в авангарде «отказников» от GeForce Now встали две здоровенные конторы с самым алчным руководством, бездушным менеджментом и свежей репутацией халтурщиков. Кто, как ни AB с Bethesda, должны были оказаться первыми, кто плюнет на интересы своих клиентов и одновременно приготовится залезть еще глубже им в карман. Кто еще бы сгодился на роль пионеров выжженной земли, прокладывающих путь для остальных крупных игроков.

Примеры Bethesda и Activision Blizzard прекрасны настолько, что я ни разу не сомневаюсь — дальше с «облачным геймингом» дела будут только веселее и веселее. Давайте хотя бы вспомним, сколько крупных издателей пооткрывали свои эксклюзивные цифровые магазины с клиентами, ну просто ни разу не похожими на Steam. Кто там один из главных первопроходцев? Electronic Arts. О да, если эти парни не готовят свое личное «облако», то только по недоразумению. Еще есть как минимум Ubisoft. И Rockstar.

Думается, если до последнего момента вышеозначенные игроки рынка в общем-то не особенно и смотрели в сторону облачных сервисов, то AB с Bethesda намедни открыли им глаза. Зачем просто так договариваться с Nvidia и вообще кем бы то ни было, если можно не договариваться? Или договариваться, но по совершенно новым расценкам.

Steam-то ладно, там магазин успел взлететь до того, как все очнулись. По GeForce Now лупят уже на старте.

Пробный период облачного гейминга не задался

Что же мы имеем в ближайшей перспективе? Прежде всего, про по-настоящему большие облачные библиотеки можно решительно забыть. Какому-то одному сервису, кому бы он не принадлежал и как бы здорово не был устроен, собрать все-все-все крутые игры под одной крышей не дадут. Под двумя, скорее всего, тоже. Где-нибудь что-нибудь по тем или иным причинам да заблокируют.

Затем, «5$ в месяц» скорее всего тоже останется только в наших мечтах. Грядут «премиальные подписки» с «дополненными библиотеками», где ради какого-нибудь Overwatch придется выплачивать отдельную мзду. Чем дальше, тем больше издатели будут пропихивать во все подряд облачные сервисы модель Stadia, где для каждой игры надо будет покупать новый ключ. За полную розничную стоимость.

Как-то так получается, что рынок облачных гейминговых сервисов еще даже не оперился, а уже превращается в помойку.

С одной стороны, все-таки жаль тех геймеров, кто видел в подписке на «облако» решение своего ребуса с наличием очень хорошего интернета и полным отсутствием возможности приобрести ПК хотя бы средней игровой мощности. С другой, нельзя не позлорадствовать. Компании подумали, что нашли себе золотую жилу, навострили денежные пылесосы, но вот просто не могут, никак не могут мирно ее освоить и начинают топить соседних золотоискателей — а вместе с ними и карьер — в помоях.

Это просто здорово. Глядишь, Nvidia, как следует искупавшись в болоте игровой индустрии, возьмет да и правда придумает, как продавать видеокарты подешевле. Чисто чтобы облачные сервисы были в принципе никому не нужны, и все эти крутые игроделы просто подавились своими правами на «геймплей через облачный сервис».

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить