ProGamer
×
×
  • Создать...

Антон Sneg1 Черепенников: «Киберспортивные бренды стоят десятки миллионов долларов»


sneg1 Антон Черепенников

Мы побеседовали с владельцем организации Virtus.Pro. Антон Черепенников рассказал о финансовой составляющей киберспорта, о прибыльности киберспортивных организаций, и о перспективах компьютерного спорта с точки зрения инвестиций.

Недавно ты был на турнире Dota 2 Pit League во Франкфурте. Как тебе ивент? Эмоции, ощущения?

Я туда приезжал со своими друзьями по бизнесу. Когда мы вошли в заполненный стадион, мои товарищи (не посвящённые в киберспорт) сказали: «Вау!». Размах впечатляет, и это вселяет веру в то, что я делаю. А если говорить насчёт нашей команды по Dota 2, то конечно, хотелось бы большего, аппетит приходит во время еды. Когда во время полуфиналов один из комментаторов сказал, что мы фавориты — это прозвучало приятно. Я был в восторге от того, что делаю. Да, мы проиграли, но проиграли по-спортивному. Меня не расстраивают проигрыши, если команда готовилась, если она старалась, но кто-то просто оказался сильнее. Хотелось бы большего, но нельзя жаловаться.

Если говорить о команде, то какими процессами конкретно ты руководишь?

Я сейчас руковожу в общем, принимаю глобальные решения. То есть если пару лет назад я делал практически всё своими руками, то сейчас в Virtus.Pro работают 100 человек. В настоящее время в VP есть четыре основных человека, которые работают по своим направлениям — медиа, продажи, команды, и операционно-финансовая деятельность. Постепенно я стараюсь делегировать свои задачи и полномочия этим людям. Конечно, это процесс трудный и медленный, он порождает массу ошибок, и промахов. Но ошибки людей, которые работают в VP — моя инвестиция. На ошибках учиться лучше всего. Те люди, которые работают у нас два или три года, стали намного более профессиональными, нежели раньше.

Virtuspro-IEM-Katowice

Многие игроки, объясняя своим девушкам или друзьям что такое Дота, сравнивают её с футболом. Оправдано ли это сравнение?

Главное отличие Доты от футбола в том, что футбол не принадлежит никому, а Дота принадлежит издателю, и последний, конечно, всегда будет диктовать свои условия. Проблема в том, что никто не знает планов этого издателя, поэтому экосистему невозможно создать заранее, в неё сложно инвестировать. Если сегодня Valve скажут: «всем спасибо, мы не нуждаемся в организациях, и будем работать с игроками напрямую», нужно будет вкладывать деньги в медиа. К сожалению, и нынешняя экосистема не полностью функциональна. Сегодня у нас есть масса обычных игроков в Доту, и пара десятков профессиональных игроков. Новые звёзды практически не появляются, потому что нет пласта средних команд. Они или быстро поглощаются крупными, или распадаются. Если раньше можно было выиграть профессионалов на таланте, то сейчас тебе нужно год растить команду, она должна тренироваться, чтобы хоть как-то выступить. Но всё это время людям нужно что-то есть, решать свои проблемы — на это требуются большие затраты и инвестор. А кто будет инвестировать в рынок, если непонятно что с ним будет через полгода? Сегодняшняя ситуация, когда двадцать парней ездят по миру, и делят между собой бабки на коммерческих турнирах – нормальна для игроков. Тренируйся, побеждай – и ты будешь в их числе. Но на рынок эта ситуация сказывается не лучшим образом.

А как же Secret Team? Сможет ли долго продержаться самобытная команда из семи человек?

Сложно сказать. Это выбивающийся пример. Скажу честно, что когда Secret Team только образовалась, я предложил им просто неприличную по тем временам сумму денег. Но у них появился какой-то меценат, и они приняли его предложение. Сегодняшний киберспортивный рынок раздут. Игроки получают намного больше денег, чем это стоит с точки зрения рекламы. Сейчас средний игрок получает в год больше, чем средняя организация за это же время. Если сейчас средний спонсорский контракт составляет 20-30 тысяч евро в месяц, то игроки должны получать пропорционально. Нужно что-то оставить менеджерам, платить по контрактам. А если игрок просит 30 тысяч евро, то организации на что существовать? Откуда взяться средним командам, если даже при поддержке двух спонсоров ты не сможешь купить сильных игроков? Если Secret Team существует, значит система им позволяет существовать.

Давай поговорим подробнее об этом. Зачем организациям заниматься благотворительностью, если зачастую у них отсутствует прибыль?

Организации аккумулируют аудиторию. Возьмём к примеру Twitch, который был куплен за миллиард долларов. Twitch отдельно — не приносит денег. Он сплошной минус. Но если смотреть на это с точки зрения рынка инвестиций, то это очень выгодная покупка. Даже киберспортивные бренды, такие как Na’Vi, Virtus.Pro и Fnatic, уже сейчас стоят десятки миллионов долларов. Они ничего не приносят. Я бы не сказал, что эти организации занимаются благотворительностью. Владельцы делают инвестиции, которые потом окупятся, когда аудитория начнёт цениться. Сейчас реклама и аудитория киберспорта недооценена, и инвестируют в эту область только профильные компании: Razer, SteelSeries. Coca-Cola и Nike потихоньку втягиваются в это, но для них пока непонятен рынок с точки зрения глобального маркетинга. Реклама по телевизору — понятно, спонсирование футбольных и баскетбольных клубов — понятно. А вот когда Coca-Cola, или HTC, или Reebok поймут, то в киберспорт пойдут совершенно другие деньги. Маленькие организации умрут, останется одна, контролирующая весь рынок. Может быть, она будет принадлежать Valve, может быть ESL, но рано или поздно это случится. И тогда, команда, которая приносит 1 рубль в месяц, продастся за 20 миллионов долларов.

Многие болельщики и фанаты Доты знают о давнем конфликте Empire и Virtus.Pro. Прокомментируешь?

Я заметил один кузус. Многие фанаты Доты говорят, что Virtus.Pro не очень, потому что состав Империи сильнее их. Аудитория часто судит по тому, как выступают игроки, а не по самой организации. «Не называйте Empire плохо, если вы не играете на уровне Empire», и всё в таком духе.

Расскажи о совместном проекте Virtus.Pro И Na’Vi. Какие у вас отношения?

Мы представляем один регион, и у нас много общих интересов (интернет магазин, который продаёт товары с символикой обеих команд, мы совместно строим студии). Но это не касается команд. Есть спорт, и есть менеджеры, которые грызутся между собой за игроков, выполняя свои задачи. Игроки могут не любить друг друга. Но этот факт не может мешать мне общаться с ZeroGravity и иметь общий бизнес. А наш проект D2CL это отдельная организация, которая принадлежит владельцам двух киберспортивных клубов.

Вопросы задавал: Виталий v1lat Волочай. Текст: Алексей Брагин.


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас

Это как сидеть на чемодане с золотом, который требует чтобы в него докладывали еще золота :)

Ответить 0 - +
Популярное сегодня