Марк Esheriff Авербух: “В СНГ киберспортивной журналистики нет”

Киберспорт, Интервью | |

Mark Averbukh

Марк, привет. Думаю, что большинству наших читателей ты скорее известен, чем нет, но тем не менее – скажи кто ты, и чем занимаешься.

Привет тебе и привет читателям. В данный момент я занимаюсь организацией турниров в Dreamz Media, которая является совместным детищем Natus Vincere & Virtus.pro. Начал работать январе 2014, а до этого несколько лет занимался редакторской деятельностью, если, конечно, так можно сказать.

Как так получилось, что тебя занесло в эту сферу? Я про киберспортивную журналистику.

Первую свою новость я написал в 1996 году для клановой странички команды Moscow Team Fortress. Несмотря на то, что играли мы тогда в великий Quake II, новость была про другую FPS – Blood, до сих пор помню, как текст начинался и, что именно в тот момент я ощутил, какой кайф мне доставляет складывать мысли в слова и предложения. Потом была пауза длиною в пять лет, а затем понеслось: Progamer.ru, Cyberfight.ru, Proplay.ru, igamecentral.ru Coverage.su, Place2Play.ru и Navi-gaming.com, в промежутках вел свой дневник, который тоже относился к соревнованиям по компьютерным играм. Вставлю свою обычную ремарку: нет в СНГ никакой киберспортивной журналистики, другие могут со мной не согласиться и это их право.

Если бы у тебя был выбор: стать лучшим и самым узнаваемым игроком в одной из киберспортивных дисциплин или журналистом, который пишет актуальные обзоры и лучшую аналитику в мире. Что бы ты выбрал?

Это хороший вопрос и, если нельзя выбрать оба варианта, я остановлюсь на втором. Поясню выбор на одном из самых ярких примеров – Антоне «Cooller» Синьгове. Долгое время Антон был лучшим и самым узнаваемым игроком в Quake III но, как и в любом спорте, век спортсмена скоротечен. Сейчас мало кто помнит о заслугах этого парня. В случае журналиста, у нас возможна весьма продолжительная история, которая может длиться не один десяток лет, открывающая гораздо большие просторы для самореализации, развития личности и кругозора, чем карьера спортсмена.

Если всё-таки опустить твоё замечание о том, что киберспортивной журналистики не существует, то в чём различие между ней, и обычной журналистикой? Пусть даже спортивной (футбольной, хоккейной etc.). Всё-таки общее наблюдается, но особенности, я думаю, тоже есть.

Различие именно в том, что в СНГ киберспорте ее нет. Нет аналитики, нет своих героев, нет авторитетов, нет тех, кто может даже в далеком будущем претендовать на Пулитцеровскую премию (это не значит, что они не появятся). Я не могу говорить про весь мир, но мне кажется, что в СНГ искусство журналистики постепенно схлопывается и скатывается во всякие аналоги Lifenews и прочие макдональдсы, ускоряющие информационную люмпенизацию тех слоев общества, которые еще можно спасти. На том же VP читать с удовольствием можно только некоторые блоги, где автор находит действительно интересные вещи, как например Spectre-F. Для того, чтобы тут появилась журналистика, нужно просто несколько хороших парней.

С твоим багажом знаний и опыта в сфере журналистики, какие бы ты советы дал тем, кто только начинает свой путь? Больше писать? Заводить больше знакомств с известными людьми? Дай наставление тем самым нескольким хорошим парням.

Больше литературы, художественной и учебной, меньше лениться, всегда быть в курсе событий, тренировать свою въедливость. Научиться воспринимать свои тексты как продукт, а не как нечто абстрактное и не требующее особых усилий.

Хорошо, расскажи о плоде сотрудничества Na’Vi и VP. Как получилось, что две конкурирующие организации смогли создать новый проект, который занимается организацией турниров. Можно об этом поподробнее?

Я бы так не сказал, что Natus Vincere конкурируют с Virtus.pro. Конкурируют их команды, а главы организаций активно сотрудничают между собой, что собственно и привело к созданию Dreamz Media. Честно говоря, я не знаю как именно родилась идея Dreamz Media, лучше всего адресовать этот вопрос Александру или Антону. Вообще, сотрудничество этих двух парней вызывает у меня легкую улыбку, потому что их подходы к работе настолько разные, что просто диву даешься. Иногда я сравниваю их с Ливси и Смоллетом, если вы понимаете, о чем я.

Какие цели перед собой ставит Dreamz Media?

Захватить мир, конечно же. Погоди, надо выкинуть из головы это сравнение с островом сокровищ. Глобальная цель на данный момент – вывести продукты на уровень SLTV, Dreamhack и ESL. Тут, безусловно, работы на несколько лет и все понимают это. Промежуточные цели подчинены глобальной. Лично я работаю над тем, чтобы сегодня Dreamz стала чуточку лучше, чем вчера. Так победим!

Может быть ты помнишь тот ролик с Brablay, на котором ты и Майкер “дрались” на боксёрском ринге, но в итоге вас обоих победил Шокедмен? Расскажи про него, и про историю с УС. Очень хочется услышать от первоисточника.

Конечно помню, разве такое можно забыть? Я бы не назвал себя первоисточником, так как шокедмен был одной из тех чудесных легенд, которые способно родить сообщество только  в моменты особого безумия. В те дни на Proplay как раз царило безумие и, вот он, этот желтоголовый парень с необычным оскалом. В целом, получилось так, что я ушел с Proplay.ru в 2007 году, а Миша, видимо, уже делал GoodGame. Все это вылилось в анархию, бандитизм и захват форума кловунами. Достаточно сказать, что вернувшись на Proplay, я банил тысячи аккаунтов в день (лучшие дни в моей жизни=), для чего пришлось даже ввести процедуру терминации, когда нарушитель не просто банился, а стирались все следы его жизнедеятельности на сайте. В общем, как вы уже поняли, веселое было время.

Видимо, поэтому тебя и назвали Шерифом?

Да, я правил железной рукой, а первый указ начинался со слов: “В проплейвилле новый Шериф”.

Расскажи нашим читателям про УС. Откуда это пошло?

Из сообщества, которое возмутилось детищем Миши – GoodGame.ru и немедленно окрестило его Унылым Сайтом (УС). Потом были ус-2 и ус-3, но без того огонька, который разгорелся при открытии GoodGame.ru.

Если сравнивать твою сегодняшнюю работу и настроения сцены с тем, какими они были 5-8 лет назад, что тебе больше нравилось, и что было по душе?

Сцена-то купается в деньгах. Хотя, глядя на то, что менеджер команды не в состоянии уложить поездку пятерых человек в США в $5000 и другие факторы, не скажу, что денежный дождь пошел всем на пользу. Тогда все было проще, но прогресс есть прогресс, и никто не говорил, что все это будет одной веселой прогулкой с друзьяшками, а именно таким киберспорт был 8-10 лет назад. Мне-то по душе прогулки с друзьяшками.

И сразу следующий вопрос. Ты выезжал из России по работе. В каких странах ты побывал? Какая из них понравилась больше?

Да, выезжал, в основном для того, чтобы провести репортажи с турниров. Много в каких, хотя нельзя сказать, что много какие я посмотрел, потому что репортаж проходил в формате отель-место проведения-отель. Редко когда удавалось выбраться в город. В Китае, например удалось, и нам в каком-то баре поставили тему из бригады, когда узнали, что мы русские. Перечислять не буду, это займет несколько строчек. Те, кто следил за моими репортажами и так в курсе.

Скажи что-нибудь напоследок.

Спасибо тебе и всем, кто прочитал интервью. Смотрите меньше телека и не дайте политоте скушать ваш мозг!

Вопросы задавала Аселя Дуйсебай. Фотография M5.

Поделиться

Обсудить