Интервью c Mr. Chae, главой GomTV Starcraft 2
Намедни в сети было опубликовано обширное интервью с одним из главных деятелей мирового Starcraft 2 – Mr. Chae, главным по булочкам в отделе GomTV, занимающимся контентом по Starcraft 2. Куда двинется дальше GSL, планируется ли на GomTV выпуск новых шоу, посвященных SC2, что GomTV думает по поводу шумихи Naniwa и много чего еще – Mr. Chae обстоятельно ответил на множество вопросов, заданных ему телезрителями.
Если на основе мнения, полученного Blizzard от команды комментаторов GomTV, были созданы какие-то патчи, то мне бы хотелось узнать, в чем они заключались. Также расскажи, пожалуйста, что, на твой взгляд, следует улучшить в Heart of the Swarm?
Да, их было немало. Больше, чем вы могли себе представить. Наиболее показательными можно назвать ладдерный пул карт и Tal Darim Altar, как первую карту, разработанную не Blizzard и включенную в общий пул. Для того, чтобы наблюдать за GSL, зарубежным фанатам нужно покупать билеты. Поскольку по объективным причинам за чемпионатом наблюдает часть персонала Blizzard, мы даем некоторую часть билетов им. Были добавлены новые функции для зрительского режима и полностью обновлен интерфейс. Все это стало возможным благодаря нашему фидбеку: почти все пожелания, высказанные нашими комментаторами Yoon, Jung Min, Lee и Seon Jong, были приняты во внимание.
Как геймер, которому нравится Starcraft 2, я не думаю, что в самой по себе игре есть какие-то проблемы. Мне хотелось бы увидеть усиление роли коммьнити на Battle.net. Независимо от того, проиграл ты или выиграл, все равно чувствуешь себя там одиноким; нет даже места, где можно было бы пообщаться с кем-нибудь. Только тогда, когда игроков объединяет подобное место, где можно вместе собираться и общаться, они будут продолжать играть. Поэтому меня огорчает тот факт, что с этой точки зрения Battle.net похож на обычную консольную игру.
Есть ли в планах создание женской лиги по Starcraft 2?
Только когда для этого будет достаточно игроков. На сегодняшний день их слишком мало для создания официальной лиги, хотя специальный турнир можно было бы уже провести.
А планируются ли какие-то тематические развлекательные шоу по Starcraft 2?
Определенно. Еще с самого начала было шоу под названием «The Baneling», но впоследствии оказалось, что для него не хватает комментаторов. Сегодня у нас уже достаточно талантливых ребят, поэтому внутри компании снова зародилась идея запустить какое-то шоу. Зрители жаловались, что подобных шоу было слишком уж много во время проведения Open Seasons. Недавно я подумывал о том, чтобы начать работу еще над одним.
Что, по-вашему, ждет Starcraft 2 в будущем, и как расширение игры повлияет на существующий баланс и геймплей… Будет ли GomTV придерживаться своей теперешней программы вещания… На сегодняшний момент лига транслируется на AniBox, но что будет, если канал сменит сетку, что вы будете делать после прекращения вещания? У зарубежных игроков постоянно возникают проблемы с адаптацией к Лиге, поскольку из-за разницы в уровне игры им зачастую приходится проводить месяцы в Корее перед тем, как сыграть одну-единственную игру. Есть ли смысл заставлять их оставаться в Корее для того, чтобы иметь возможность принимать участие в Лиге?
Еще как минимум на протяжении года программа вещания и структура Лиги будут оставаться неизменными, а потом в силу вступят изменения, основанные на фидбеке. Может быть, будет что-то типа системы Up and Downs? В целом, я доволен тем, что происходит с Starcraft 2.
AniBox – это отдельная компания, поэтому ничего не могу о них говорить. Думаю, им следует придерживаться своего графика вещания.
Помочь иностранным игрокам призвана система «посева». Согласитесь ведь, что существует огромная разница между оффлайн и онлайн турнирами. Даже те иностранные турниры, которые до сих пор остаются онлайновыми, начинают принимать оффлайн-концепцию. Только сейчас они стали осознавать всю важность турниров в оффлайне. И мы будем тоже придерживаться стратегии оффлайн-соревнований. Это даже не обговаривается. Все должно быть вживую (за исключением, может быть, только каких-то исключительных обстоятельств). Что же касается трудностей, с которыми иностранные игроки сталкиваются при участии в наших турнирах, то мне кажется, что им мешает скорее недостаток игрового мастерства, чем какие-то вопросы логистики.
Метагейминг Starcraft 2, особенно в GSL, стали очень инертен и однообразен. Так почему же в GSL используются карты, где подобного рода тактика игры еще сильнее поддерживается вместо того, чтобы использовать экспериментальные карты? Карты, которые есть сейчас в распоряжении GSL, как никогда близки к тем нешаблонным картам, которые были в свое время в Starcraft 1 (monty hall, 815, hitchhiker). Они не имеют почти ничего общего с картами, подобными peaks of baekdu, troy, medusa или fortress, на которых можно было играть в стандартной манере, лишь иногда позволяя себе поэкспериментировать.
Вы можете возразить, что так было сделано ради баланса, но ведь карты GSL совсем не отличаются хорошей сбалансированностью. Вы также можете возразить, что на этих картах игры могут получаться лучше, но выходит так, что они еще более шаблонны, чем карты Proleague. Если необычные карты настолько сложно вами воспринимаются, то вы можете воспользоваться картами с новыми возможностями или по крайней мере попробовать экспериментальные в GSTL! Так почему же ничего из вышеперечисленного вы не делаете?
Экспериментальные карты не используются по той простой причине, что они экспериментальные (смеется). Если бы мы были развлекательной программой, то пользовались бы экспериментальными картами. Но если вдруг мы попробуем их в рамках официальной Лиги и нас постигнет неудача, то цена такой ошибки может оказаться слишком высокой. Ведь нельзя же с бухты-барахты открыть новое футбольное поле с фонтаном посередине во время проведения Чемпионата мира! По мере того, как геймплей становится стандартизированным, игроки таким образом открывают для себя новые стратегии, которые нельзя останавливать введением новых карт. Сами по себе карты играют не столь уж важную роль в определении стратегий. Мы понимаем важность тестирования и использования экспериментальных карт. В прошлом мы даже сделали их несколько, но реакция на это была отрицательной. Даже сегодня мы всегда обсуждаем возможности новых карт с их создателями.
Профессиональные игроки наделали много шума. Как комментатор, что вы думаете по этому поводу?
Это меня расстраивает. Я думаю, истинная причина, почему такого рода проблемы приобретают широкую огласку состоит в том, что сегодня для прогеймеров открыто очень много каналов общения. Все больше людей пользуются твиттером или фейсбуком, и благодаря этому на поверхность всплывает все больше ошибок. По сравнению с прошлым, манера поведения игроков не слишком изменилась, просто в наши дни стало больше путей для самовыражения. Хотелось бы, чтобы игроки вели себя немного посдержаннее. То, что вы говорите, публика подхватит и разнесет в считанные секунды, и это может существенно навредить вашему имиджу. В качестве шутки я бы даже внес предложение о том, чтобы запретить игрокам пользоваться твиттером.
Есть уже какие-то идеи, чтобы начать трансляцию программ starcraft 2 «19+»? (речь идет о введении возрастных ограничений на версию starcraft 2 для Южной Кореи)
Я бы очень этого хотел. Ani Box рассчитан на аудиторию 12+, поэтому мы не можем пускать в эфир ничего для аудитории старше 19 лет. Мы думали над тем, чтобы были разные комментаторы, но изображение на двух экранах не будет соответствовать тому, что они говорят. Мы пытались даже сделать так, чтобы два компьютера контролировалось одной мышью, но это не сработало.
Вы признаете, что с плеером GomTV случаются постоянные проблемы? Ежедневно происходит по несколько отключений. А когда после этого нажимаешь «play», то проигрываются только рекламы. И зрителям ничего не остается делать, кроме как просматривать их снова и снова в ожидании возобновления трансляции. Только не говори мне, что даже сотрудники GomTV постоянно смотрят GSL по Ani Box! Подобного рода жалобы поступают постоянно с тех пор, как на GomTV начались трансляции starcraft 2, но никаких признаков того, что эта проблема хоть как-то решается, не видно и по сей день.
Да, я признаю это. Gomplayer сделан сторонними разработчиками, поэтому я в его работе не сильно разбираюсь и много по этому поводу вам не расскажу (смеется). Даже я лично один или два раза сталкивался с подобного рода проблемами, и каждый раз сообщал об этом компании. Разработчики постоянно работают над исправлением всех неполадок. Они даже пытались объяснить мне суть проблемы, но я так и не понял, о чем они говорили. Лично у меня нет соответствующего образования для того, чтобы починить GomPlayer. Однако, получая жалобы от пользователей, я все время передаю их дальше в компании.
Как происходит «посев» игроков? Основывается ли он на их результатах, или скорее на симпатиях спонсоров? В этом году посев заставил меня немало удивиться. Как вы решаете, кому из иностранных игроков достанутся квоты на «посев»? И что ты думаешь о том, чтобы один «посев» предназначался исключительно для иностранцев, а другой – как для иностранцев, так и для корейцев?
Спонсоры предлагают нам кандидатуры игроков. В прошлом году все основывалось на рейтингах MLG. Однако, с начала этого года две лиги уже не сотрудничают друг с другом. Поэтому вместо того, чтобы основываться на показателях каких-то конкретных турниров, мы берем за основу общие результаты. Иностранным игрокам мы отдаем большее предпочтение. Те игроки, которые хотят выступать в GSL, сталкиваются с целым рядом проблем при переезде в Корею. Поэтому мы считаем, что им нужно давать шанс. Но это не значит, что этот шанс будет раздаваться кому не попадя: в первую очередь, мы смотрим на их результаты. Суть этого процесса не просто в том, чтобы посмотреть, кто занял 1, 2, 3 места в непонятно каких турнирах, и раздать им «посев». Мы принимаем во внимание множество факторов, и выбираем тех игроков, кто, по нашему мнению, будет достаточно перспективен, или тех, кто еще никогда не был «сеяным». Таким образом, на этот раз выбор пал на Naniwa.
В прошлом году с Naniwa случилась неприятность. И реакция на это событие со стороны корейских и зарубежных фанатов была абсолютно противоположной. После случившегося корейские фаны обрушились на Naniwa с потоком жесткой критики, считая его наказание справедливым. Но за пределами Кореи такое наказание было признано слишком суровым. Та же ситуация повторяется сегодня и с посевом. Корейцы твердят, что Naniwa не достоин быть «посеянным», в то время как иностранные фанаты очень довольны таким решением. Мы, со своей стороны, считаем, что ответа на этот вопрос не существует. Если все поддержат какую-то одну точку зрения (неважно, «да» это будет или «нет»), то такая позиция будет для нас единственно приемлемой. Но пока мнения разделяются, мы не видим для себя однозначного ответа. Как Naniwa, так и его команда приносили письменные извинения. Он участвовал во всех отборочных соревнованиях, чтобы доказать нам, что ему действительно жаль. Он хорошо выступил на MLG и IEM. Я признаю, что наши стандарты для определения «сеяных» игроков далеки от идеала. И поскольку много людей будут недовольны такой методикой «посева», то я подумываю о том, что, может быть, все-таки лучше будет выбирать «сеяных» среди победителей турниров. Поскольку в этом году будет проводиться еще не один турнир, то, возможно, принятие их результатов за базу для отбора будет лучшей стратегией.
Из-за того, что у MLG и GSL получилась «накладка» в расписании, чемпион DongRaeGu не смог принять участие. Позволите вы другим игрокам образовать новую группу или поменяете им порядок выступлений?
Он не участвовал? Да ведь соревнование-то еще даже не началось (смеется)! В прошлом году мы полностью взяли на себя затраты, связанные с размещением игроков. Если хотите услышать мою четкую позицию по этому вопросу, то игроки должны выбирать между турнирами. Если расписания игр пересекаются, то пусть они сами ставят приоритеты, какое соревнование им важнее. Такова жизнь, и с этим ничего не поделать. Утвержденные расписания (без внесения в них никаких изменений) должны стать нормальной практикой. Но общественность еще хочет, чтобы мы снова организовывали размещение игроков после того, как несколько раз мы пошли на это. У нас есть утвержденное расписание и сформированные группы. И если внести изменение в чем-то одном, то тогда придется изменять абсолютно все. В Starcraft 1 не было таких ситуаций, когда чемпион не мог принимать участие после того, как выиграл один сезон. Поэтому я до сих пор не определился, изменять ли в этом сезоне расписание игр или нет. Мы работаем над такой возможностью, но нам нужно также иметь достаточное количество комнат, чтобы разместить всех игроков. Мы не можем приносить интересы всех в угоду интересам одного: получится у нас изменить расписание – хорошо, не получится – тоже неплохо. Но я хочу, чтобы все знали: такое изменение расписания игр (ради одного человека) – это не очень хорошо.
Судя по финалам первого сезона, можно сделать вывод, что публики, наблюдающей «вживую» за поединками, становится все больше. Исходя из этого, многие высказывают свое недовольство очень неудобным расположением студии. Планируете ли вы переезжать в другое место? Также хотелось бы видеть GSL более успешной. Ожидают ли нас в будущем какие-то интересные события?
То, что мы не переезжаем, не зависит от денег. Просто трудно найти подходящие условия. Нам нужны прочные перекрытия, и чтобы их не подпирали никакие колонны. Но такого места нам пока что не посчастливилось подыскать. Если сумеете построить или найти нам подходящее здание, то мы с удовольствием в него переедем. А пока этого не произошло – приходится довольствоваться тем, что есть.
Кажется, что ваш контракт с Blizzard заканчивается в июне этого года. Собираешься ли ты сохранить пункт о эксклюзивном сотрудничестве в обновленном контракте?
Во-первых, в июне следующего года. А во-вторых, это не мы вносили в контракт этот пункт, поэтому и решение о его продлении принимать тоже не нам. Пожалуйста, хватит строить вопросы на ошибочных предположениях!
Каковы ваши впечатления от League of Legends?
Я играл в нее, но она не очень мне понравилась. Многие из моих знакомых играли в эту игру, поэтому я дошел в ней до пятого уровня, или где-то около того. Вроде бы мне и все нравилось, и хотелось проходить дальше… но я остановился. Не мое это, понимаете? Но раз уж в League of Legends играет столько людей, то думаю, это неплохая игра.
Что вы думаете о балансе?
Протоссы кажутся слегка сильнее остальных, но подавляющего преимущества нет ни у кого.
По-вашему, какими игроками стоит следить пристальнее всего?
MMA, DRG, Stephano. В этом сезоне – еще и Naniwa.
Представим, что я хочу один день поработать на GomTV. Что мне для этого нужно?
Во-первых, для начала нужно определиться с тем, чем именно ты хочешь там заниматься. Я бы посоветовал тебе как можно быстрее окончить университет, после этого ты можешь пробоваться на разные роли. Если я разгляжу в тебе талант и увижу страсть к работе, то обязательно найму тебя.
Jeon, Yong Joon Caster, Um, Jae Kyeong, Kim, Jung Min – как они справляются с комментированием? Ведь Starcraft 1 и Starcraft 2 – это по сути разные игры.
Определенно лучший – это Yong Joon “hyung”. Он настолько талантлив, что другим даже может стать чуточку завидно. Jung Min и Jae Kyeong “hyung” тоже отличные комментаторы. Они хорошо подготовились на этот раз, и успели рассказать многое благодаря тому, что времени было не так уж много. Лично мне их манера комментирования очень нравится.
У общества очень неоднозначное отношение к геймингу и геймерам. Что вы думаете по этому поводу?
Гейминг – это способ времяпрепровождения молодежи. Люди старшего поколения привыкли обвинять гейминг чуть ли не во всех проблемах. Но поскольку играет чуть ли не каждый, то на мой взгляд, проблемы возникают из-за множества различных факторов, а не только из-за гейминга как такового. Думаю, мы слишком предвзято относимся к политикам, потому что они никогда даже не пробовали играть в игры. Тем не менее, множество неурядиц возникает именно из-за них.
В Корее, кроме GSL и GSTL, по сути нет других лиг. Планируется ли какое-то их расширение? Ведь честно говоря, до тех пор, пока ты не в Code S, то как прогеймер ты финансово нестоятелен.
Что касается расширения лиг, то сейчас это AOL. Мы и так уже вещаем по шесть дней в неделю. Так куда нам еще создавать одну лигу? Мы выходим в эфир 250 дней из 365 в году. Думаю, что вместо новых лиг, нам необходимо сфокусироваться на увеличении количества развлекательных программ.
Поведайте нам о своих планах насчет создания плеера для смартфонов Smart Phone Gom player? Ведь во время трансляции многие фанаты находятся на рабочих местах, а повторных показов нет.
Да, мы действительно работаем над этим. Уже даже готова зарубежная версия. Корейцы могут пользоваться ею, но только за дополнительную плату. Иногда я пользуюсь ей, когда нахожусь за пределами страны. Полагаю, что версия для Кореи тоже вскорости появится. Недавно был релиз приложения под названием GomBox. С его помощью вы можете смотреть видеоролики, загруженные на сервер, без необходимости их декодирования. Одновременно их также могут смотреть ваши друзья. Хорошее приложение, стоит его попробовать.