Как The Elder Scrolls входит в мир мультиплеера
Новость, годами бывшая у всех на слуху, наконец-то объявлена официально: франшиза The Elder Scrolls впервые со времени своего появления в 1994 году выходит в версии более чем для одного игрока. Это будет не просто новая игра серии Elder Scrolls с режимом мультиплеера, а полноценная MMORPG.
Официально новость нашла свое подтверждение 3 мая. Она также подтверждает некоторые подробности, которые стали нам известны впервые еще несколько месяцев назад, в марте: то, что действие игры будет происходить еще за тысячу лет до появления Skyrim и то, что в ней будет три фракции, за которые можно играть. Сайт Game Informer пролил на ситуацию чуть больше света, чем было сказано сухими словами пресс-релиза. Там отметили, что в игре будет присутствовать Молаг Бал (Molag Bal) – принц Даэдра, знакомый игрокам в Morrowind по своему желанию «превратить Тамриэль (Tamriel) в демоническое королевство».
TES Online разрабатывается не Bethesda Softworks (компанией, до сих пор создававшей все игры серии), а ZeniMax Online Studios – студией, основанной в 2007 году и возглавляемой Мэттом Фирором (Matt Firor). Мэтт также является одним из сооснователей Mythic Entertainment – компании, работавшей над оригинальной Dark Age of Camelot. «Мы тяжело работали, чтобы создать онлайн-мир, в котором игроки смогут исследовать эпическую вселенную Elder Scrolls вместе со своими друзьями. По словам многих фанатов, это именно то, чего они так долго ждали» – говорит Фирор, занимающий сейчас должность «режиссера» TES Online. «Для меня большая честь – рассказать миру о том, над чем мы работали, не покладая рук на протяжении нескольких предыдущих лет. Вся наша команда очень старалась, чтобы создать лучшую MMO за всю историю, достойную нести гордое имя The Elder Scrolls».
Когда Фирор говорит «на протяжении нескольких прошлых лет», получается, что разработка игры могла начаться не раньше, чем в конце 2006 года. Ведь именно такая дата с упоминанием «MMO-тайтла, похожего на World of Warcraft» значится в обнародованных документах в рамках судебной тяжбы между Bethesda и Interplay об MMO-версии Fallout. Позже сообщалось, что скрывавшаяся в официальных бумагах за такой формулировкой игра была ни чем иным, как MMO Elder Scrolls, а объявить о ней собирались в 2009 году.
На сегодняшний день о TES Online известно, мягко говоря, немногое. На днях появились первые скриншоты и тизер официального трейлера, а на сайте Game Informer в развитие ситуации продолжают появляться только малоинформативные сообщения о некоторых особенностях игры. Упоминалось о доступности путешествий по всему Тамриэлю (бескрайний континент, многие части которого игроки уже посещали в предыдущих играх серии TES), но все так же неясным остается вопрос, будет ли этот список дополнен такими местами, как, например, Вварденфелл (Vvardenfell) – один из главных оплотов Морровинда. Может быть, просто все дело в том, что карта Тамриэля появится на обложке Game Informer, и после этого уже будут сняты все вопросы о географии, доступной в игре? Издание также упоминает о наличии в TES Online одиночных квестов, общих подземелий, и битв в режиме PvP между тремя фракциями, ставших причиной «погружения в огонь провинции Циродил (Cyrodiil) и императорского трона».
Пока что неясным остается и то, будет ли игра полностью следовать всем «законам жанра» ММО. Мы «раскопали» интервью Фирора сайту MMO Gamer, датированное 2007 годом и приуроченное основанию студии ZeniMax Online. В этом интервью он, помимо прочего, сказал такое: «иногда мне кажется, что традиционное ММО, которое просто приносит людям удовольствие, уже безвозвратно потеряно под влиянием всех этих «must have»-штучек. Жанр обрастает ими все больше и больше, но ведь на них совершенно наплевать большинству игроков». Он высказывает предположение, что квесты, где нужно просто убивать, например, крыс, по своей природе изначально являются глубоко неправильными. Такие задания повсеместно встречались в большинстве RPG для одного игрока (в частности, он упоминает Ultima II, Baldur’s Gate, и Oblivion). По его словам, наиболее важными составляющими для MMO-игр являются сюжет и бэкграунд.
«Данные игры (речь идет о RPG для одного игрока) все отличаются своими сюжетами, бэкграундом и в целом геймплеем» – говорит он. «Это как говорить о книгах, что все они одинаковы только потому, что сложены из слов и картинок. Но на самом деле важны сюжет и ощущения, а не форма. ММО – это, прежде всего запоминающиеся сюжеты и впечатления от игр, а не просто системы для ведения боя. Но в последнее время нам предлагают фокусироваться на механике, а не на сюжетной линии. В 1999 году, играя в EverQuest, вы убивали крыс, и при этом также узнавали больше об истории Фрипорта (Freeport); возможно даже совершали путешествие в пустыню Ро (the Desert of Ro); скрывались от императора Д’Винна (D’vinn) и недоумевали, что же в себе могли таить все эти погребенные под толщей песка пирамиды . В 2006 вы убивали крыс уже в WoW в окреснгостях Оргриммара (Ogrimmar), а затем совершали свой первый полет на дирижабле и обнаруживали, что, оказывается, зона Barrens (степи) не такая уж и пустынная. Это абсолютно разные персонажи, разные установки, квесты. Но самое главное – разные сюжетные линии».
Когда его спросили, может ли ZeniMax Online претендовать на создание чего-то новенького, Фирор ответил: «Я бы не занимал свой пост главы студии, если не был бы готов предоставить публике свежую игру. Но наша философия состоит в последовательном удовлетворении желаний игроков. Нам важно, чтобы с самого начала в нее было легко и комфортно играть, и именно поэтому мы не гонимся за созданием большого количества концептов, а делаем все наверняка. Ибо путь клонирования концептов может легко привести к потере базы игроков еще до того, как они привыкнут к игре».
По прошествии четырех с половиной лет с того момента, как он дал это интервью, кое-что из этого могло поменяться. Однако, сравнивая упомянутую в судебных документах «MMO в стиле World of Warcraft» и сказанное Фирором в своем интервью 2007 года, можно предположить, что TES Online весьма органично впишется во вселенную Elder Scrolls.
Независимо от того, насколько хорошей получится новая игра, все равно найдутся фанаты серии, которые будут в значительной степени недовольны новостью о ее появлении. Может произойти такой же существенный отток фанатов хардкоровой одиночной игры, как это произошло, когда было объявлено о расширении Mass Effect 3 режимом кооперативного мультиплеера. А ведь это был просто опциональный режим, который никак не диссонировал с сюжетной линией ME3.
Реакция такого рода поклонников на эту новость может быть еще хуже, и не только из-за того, что история Elder Scrolls значительно богаче, чем у ME3. Несмотря на то, что индустрия гейминга уверенно движется по направлению к включению мультиплеера (или хотя бы возможности онлайн-подключения) в как можно большее количество игр, The Elder Scrolls до сих пор удавалось оставаться игрой только для одного пользователя – таким себе напоминанием из разряда «а как же замечательно все обстояло раньше» . В ней нет никаких кооперативных режимов и досок почета лучших игроков; ничто в ней не разрушает прекрасную иллюзию, согласно которой вы – единственный и неповторимый герой во всем игровом мире. И вопреки тем, кто прочит одиночным играм (включая и RPG для одного игрока) скорый упадок, они продолжают оставаться популярными и даже не думают сдавать своих позиций. Идея, заключающаяся в том, чтобы тысячи игроков начали одновременно бродить по Тамриэлю, может не всем прийтись по душе, а серия Elder Scrolls может навсегда потерять свое место в «элитном клубе» однопользовательских игр.
Но у Bethesda есть запасной план, и согласно ему студия продолжает сосредоточенно работать над играми для одного игрока. Skyrim разрабатывалась в то же время, когда в ZeniMax Online трудились над MMO-версией для TES. И если не принимать во внимание некоторые баги, то в конечном итоге в Bethesda получили весьма приличный продукт. К тому же, продолжалась поддержка игры после ее запуска: не так давно появился апдейт для Kinect на Xbox 360, а представление первого аддона – Dawnguard – планируется провести на грядущей E3 в июле этого года . То есть те, кому нравится играть в одиночку, вне всякого сомнения смогут продолжать это делать. TES Online ни коим образом не будет препятствовать появлению The Elder Scrolls VI, когда на то придет свое время. Более того, никого ведь не заставляют силой играть в MMO-версию.
Пусть наиболее скептически настроенные фанаты и будут игнорировать новый тайтл (хотя я думаю, что некоторые из них не останутся столь категоричными и изменят свое мнение), но TES Online все же станет отличной приманкой для тех геймеров, кто раньше еще никогда не играл в массовые многопользовательские онлайн-игры. Для Elder Scrolls Online принадлежности к серии, ставшей признанным хитом (особенно благодаря Oblivion и Skyrim), должно быть достаточно, чтобы привлечь на рынок MMO-игр внушительных размеров армию новых игроков: почти то же The Old Republic сделала с фанатами Star Wars. Но в отличие от новичков, которые пришли в мир MMO вместе с The Old Republic, но ранее уже имели представление об этом сегменте благодаря, скажем, Battlefront, существует определенная прослойка фанатов Elder Scrolls, которые раньше ни во что, кроме однопользовательских игр, не играли. Это как раз тот случай, о котором говорил Фирор: когда на игроков не следует в одно мгновение выплескивать огромное количество новой информации. И если даже раньше вы играли в многопользовательские игры, то все равно, манера игры в вашу привычную MMO и Elder Scrolls Online будет абсолютно разной даже в том случае, если вы просто будете бродить по миру, игнорируя тысячи других игроков. TES Online нужно быть одновременно захватывающей и достаточно глубокой, чтобы привлечь под свои знамена ветеранов MMO; равно как и располагающей к себе – чтобы с первых же минут не отпугнуть новичков.
С какой стороны не подойди – задание это не из легких. К счастью, у серии Elder Scrolls есть достаточно богатый опыт, чтобы справиться с ним и много преданных фанатов, привыкших проходить квесты на просторах огромного игрового мира. А шанс беспрепятственно исследовать Тамриэль со своими друзьями окажется чрезвычайно привлекательным для многих игроков; даже для тех, чей интерес к MMO неуклонно ослабевает. Былой восторг от массовых многопользовательских онлайн-игр может снова у них возродиться, если в Elder Scrolls Online будет перенесен тот неповторимый дух исследования, присущий предыдущим играм серии: дух, который был утерян после выхода игр, подобных World of Warcraft.
MMO с подпиской – ниша, в которую без сомнения попадет новая игра – по всей видимости переживает сегодня не самые лучшие времена. Однако, TES Online производит впечатление одного из тех немногих новичков, которые только вчера могли быть представлены публике, а сегодня уже будут пользоваться у нее огромной популярностью. Ее способность оправдать подобные прогнозы будет зависеть от того, что произойдет с игрой между сегодняшним днем и датой релиза для ПК и Mac в 2013 году. Однако комбинация знаменитой франшизы The Elder Scrolls и ветерана Dark Age of Camelot уже сейчас сулит хорошие шансы на успех.