Mass Effect 3: добрая Шепард?
Народ уже не раз слышал старую неизменную песню Шепард под названием «Командор, который кричал «Жнецы!». Сначала она (он, если «она» вас не устраивает) кричала «Жнецы!», когда обнаружила, что смотрители Галактики собираются извести все известные галактические цивилизации. Потом, в Mass Effect 2, она кричала «Жнецы!» после того, как сразилась со здоровенным мерзким монстром, составленным из человеческих частей тела и в процессе потеряла (почти) всех/некоторых своих подчиненных.
Но разве межгалактический народ прислушался? Разве он обратил внимание на эту Шепард и ее грустную историю о сексуальной секретарше и ее несчастных издохших рыбках? Нет, конечно. Земляне были слишком озабочены намерениями организации «Цербер», кроганы были заняты генофагом, который испортил им всю рождаемость, а кварианцев беспокоила только внешность. Все как всегда. Эти дурни даже понизили ее в ранге за то, что она что-то сделала в загружаемом дополнении. Ну а теперь, когда жнецы, наконец, появились, угадайте, кто будет за ними прибирать? Да-да. Старый добрый надежный командор Шепард – снова с нами, чтобы спасти все и вся в новой космической приключенческой игре.
Фоном, на котором разворачиваются события Mass Effect 3, как раз и становится та самая галактика в опасности и задание Шепард, которое состоит в объединении разобщенных рас перед лицом общего врага. В первой игре на кон были поставлены жизни ваших родных и близких, во второй – под угрозой была вся ваша команда, ну а в ME 3 от вас зависят судьбы целых инопланетных цивилизаций. Решения, принятые в прошлых играх (касающиеся Рэкса, Совета, базы коллекционеров, королевы рахни и др.) аукнутся вам, когда вы будете формировать альянсы, чтобы выйти на последний бой со жнецами. Например, у гетов могут быть некие спасительные свойства, но в то же время если вы недипломатично вышвырнете их из родной системы кварианцев, то вполне можете получить доступ к самому большому космическому флоту в Галактике. На войне как на войне – нужно принимать сложные решения…
Тем не менее, как довелось узнать вашему корреспонденту, которому недавно выпала возможность поиграть в ME 3, все начинается на Земле. Действие происходит в футуристичном Ванкувере в день драматичного возвращения жнецов. Шепард и Андерсон вызваны на срочное собрание лидеров Земли, во время которого постепенно пропадает контакт с другими городами и колониями. Внезапно окружающий мир исчезает в белой вспышке, помещение засыпано стеклом и залито кровью, а сквозь облака видны массы жнецов. Вскоре они уже шагают между небоскребами, уничтожая все на своем пути. Каждый представляет собой странную смесь вооруженного лазером кальмара и выпрямленного пылесоса. Все это очень напоминает о «Войне миров» и впечатление только усиливается совершенно неземными звуками, которые издают жнецы перед тем как сжечь очередную жертву.
И в этот момент вы начинаете управлять Шепард, прыгая вниз по небоскребу вместе с Андерсоном, и заново учитесь владеть своим пистолетом. Шеп теперь двигается более плавно, умеет на бегу перепрыгивать через провалы, перекатываться и даже карабкаться по приставной лестнице (каково!), что прибавляет естественности по сравнению с предыдущими частями. Далее игра забрасывает вас в протеанские архивы на Марсе, и тут вы снова будете удивляться своим крепким рукопашным атакам, умению бесшумно убивать из режима скрытности и новой манере Шепард (Шепарда, если вы все-таки играете за мальчика) входить в и выходить из режима скрытности.
На Марсе вы долго не задержитесь, далее вам придется выступать представителем Земли в Цитадели, а ваш визит обусловлен тем, что вы нашли протеанский артефакт, который может помочь в войне. Компанию вам составит новый парнишка, Джеймс Вега, (грубоватый покрытый татуировками вояка, под бравадой которого может таиться мягкое сердце) и выжившие в ME 1 Эшли/Кайдан (ни один из которых не будет доверять Шепард после ее недавних отношений с Призраком). К сожалению, «Цербер» также охотится за протеанской реликвией, а их нечеловеческая тактика изничтожения работников базы при помощи космических пуль и открытых шлюзов подразумевает далеко не самое радужное будущее, которое готовит их звездноглазый лидер.
А вот тут улучшения в сражениях видны еще яснее, особенно в том, как отряды «Цербера» реагируют на вас, а также на более заковыристых полях сражения, где вы обмениваетесь выстрелами из лазеров. В один момент вы продвигаетесь вперед по длинному коридору и по мере того как ваши враги отступают и перегруппировываются, вы действительно чувствуете, что постепенно оттесняете их.
А в других местах вас подстерегают внезапные нападения через окна, вы сможете заманить в засаду приближающийся отряд или пострелять друг в друга из монорельсовых вагонеток. Все это подчеркивает постепенное, от игры к игре, превращение Mass Effect в еще более функциональный шутер от третьего лица. В сражениях гораздо больше приливов и отливов, которые наколдовывает достойный ИИ, он может отправить заходящих с фланга врагов путем, смежным с вашим, и может создать проблему в виде солдата, который несет щит, размером с дверь. (Хотя к этому моменту к событиям присоединилась Лиара, а небольшая доза ее биотических способностей творит чудеса).
В самом начале Mass Effect 3 можно ожидать линейного сюжета, но после пары часов, во время которых перед вами раскрываются чудеса космоса, ожидание от продолжения становится соответствующим. Ваши любимые персонажи скромно просачиваются в повествование, и каждый раз вы ждете с еще большим нетерпением, что же будет дальше, а ожидания венчает новое появление Призрака. В то же время декорации, будь то виды разрушений на Земле или опустошенная база на Марсе в тени гигантской песчаной бури, можно расценивать как серьезное заявление со стороны Bioware.
Действительно, возникает ощущение, что перед вами прекрасно обработанная награда для всякого, кто старательно прошел обе первые игры – финал, достойный уровня «Lost» или «Battlestar Galactica». Но в отличие от сериалов, определять, кто выживет в финальном акте, будете вы.