Обзор Clair Obscur: Expedition 33
1 мая 2025. Неделей ранее температура поднималась до 30 градусов Цельсия. Затем резко похолодало. Ледяной шторм всего за десяток минут поломал тысячи деревьев, которые, падая, рвали провода и вырывали столбы линий электропередач из земли. Десятки высоковольтных опор были уничтожены — а это, поверьте, непросто. Блэкаут.
Государство заявляет, что мы должны справляться своими силами и звать на помощь, только если совсем всё плохо. К счастью, благодаря опыту — у меня есть собственная солнечная электростанция и несколько генераторов разной мощности.
Но кое-где я всё же просчитался. Отключения настолько масштабные, что уже в первый день перестали отвечать 4G-вышки. На второй день и 2G поскользнулась на замёрзшем снеге — работать стало невозможно.
Хвала игровой импотенции. У меня есть глупая привычка — покупать игры, скачивать… и никогда не запускать их. К счастью, Expedition 33 у меня уже установлена. Я смог провести блэкаут с пользой — проходя эту невероятную игру.
Чрезвычайно положительный обзор
Clair Obscur: Expedition 33 — это революционная пошаговая RPG с уникальной боёвкой. Сражения здесь захватывают и затягивают как никогда раньше. Игра сочетает в себе лучшее от Final Fantasy, Persona, Legend of Dragoon, с современными механиками вроде парирования, уклонений и тайминговых контратак.
Боевая система:
- Революционное развитие пошаговых боёв, заимствующее механику из Sekiro (парирование/уклонение/тайминг) и добавляющее её в классическую RPG-систему.
- Часто сравнивается с Final Fantasy, Persona, Legend of Dragoon и другими.
- Поощряет мастерство и позволяет сражаться даже с сильными врагами на низком уровне при должном умении.
Визуал и погружение:
- Визуальная часть и музыка — на высшем уровне. Арт-дирекшн и саундтрек много, где называют лучшими.
- Крутые анимации персонажей.
Персонажи и сюжет:
- Глубокое построение мира и эмоционально насыщенный сюжет, особенно темы горя и утраты.
- Спутники проработаны и интересны, у каждого своя история и уникальный стиль боя.
- Озвучка на высшем уровне — ни одной слабой роли.
Технические и дизайнерские инновации:
- Интерактивная карта — свежая находка.
- Свобода в исследовании мира и доступ к нелинейному контенту поощряются.
- Игра вызывает сравнения с Nier Automata по эмоциональному и философскому воздействию.
Смешанный или негативный обзор
Исследование и навигация:
- Отсутствие подробной карты становится проблемой на поздних этапах, где локации становятся сложными.
- Много беготни и повторного посещения одних и тех же мест, даже несмотря на наличие телепортов.
Сложность и баланс:
- Необязательные противники зачастую имеют непропорционально высокое здоровье и урон — без идеального парирования пройти их невозможно.
- Баланс может отпугнуть казуальных игроков или тех, кто не хочет осваивать защиту по таймингу.
Экипировка:
- Привязка оружия к стихиям вынуждает постоянно менять снаряжение, мешая сформировать личные предпочтения к оружию.
- Прокачка оружия и пиктосов описывается как рандомная и непрозрачная, без понятных правил.
- Ограниченные ресурсы делают улучшения ощущаемо неэффективными.
Производительность:
- Unreal Engine 5 приводит к просадкам FPS, особенно в насыщенных локациях. Забавно, на Ryzen 3600 игра идёт стабильнее, чем на 9800X3D.
- Несмотря на отличную анимацию персонажей, липсинк — слабое место (возможно, из-за локализации или техограничений).
Итог
Expedition 33 повсеместно считается шедевром, особенно среди тех, кого зацепила её боевая система и история. Это одна из самых ярких, художественных и вовлекающих пошаговых RPG последних лет. Инновационные механики, мощные темы и визуальное великолепие сочетаются с сомнительными решениями в навигации и прогрессе. Но несмотря на недостатки, это игра, которая двигает жанр вперёд — и, возможно, способна изменить мнение о пошаговых играх в целом. И да — это синглплеер, что в некоторых ситуациях огромный плюс и вообще хорошо.
