Обзор Expeditions: Rome

Read in English | Новости игр, Обзоры игр | |

Expeditions: Rome

Представьте себе, что XCOM вывернули наизнанку. Основная идея — марафон тактических боев и параллельное развитие своей военной базы — на том же месте, где и была, но все второстепенные элементы и все декорации как будто специально подменили на их полные противоположности.

Вместо недалёкого будущего с элементами фантастики — далёкое прошлое с реальными историческими персонажами и событиями. Пришельцы, летающие тарелки… Забудьте, эта клоунада рядом не стояла с с кипучей историей Древнего Рима. Ну а вместо перестрелок и перебежек через укрытия — по большей части рукопашные потасовки стенка на стенку до последней капли крови. Которая да, постоянно будет литься с обеих сторон.

Представили? Отлично. Если в двух словах, то именно такой фокус и повернула студия Logic Artists, выпустив свою тактическую пошаговую стратегию Expeditions: Rome.

Получился ли фокус? Давайте посмотрим.

античная эстетика

Кровь, тоги и песок

Есть в античной эстетике что-то такое, что каждый первый раз отворачивает меня от видеоигр про центурионов, патрициев и прочих гладиаторов. Белые тоги, перед времени выцветшие статуи, вечные солнце с песком — взращенному на ежиках-водопроводчиках глазу не хватает кислотных цветов, неоновых лампочек. Смотришь на легионеров и понимаешь, что красивые они были ребята, но играться хочется с вояками, закованными в какую-нибудь еще более вычурную броню.

Вкусовщина, знаю. Я бы даже не стал жаловаться. Просто в прологе игра сначала мало того, что сажает нашего героя на скучную галеру в скучном море под скучным солнцем, так ещё сходу сует под нос банальную политическую коллизию «Вражеский род пожёг родную виллу». После чего требует, чтобы мы познакомились с несколькими болванчиками, до которых мне не будет абсолютно никакого дела, пока они не проявят себя хотя бы в ознакомительном бою.

Зато сразу становится ясно, в игре будет Сюжет.

история Древнего Рима

Как известно, за семьсот с лишним лет истории Древнего Рима случилось только одно интересное событие, и событие это — гражданская война, после которой главным по римским булочкам стал Гай Юлий Цезарь. Всё остальное — тлен, гедонизм и разложение, про которые нельзя сделать ничего, кроме порнографии.

Expeditions: Rome — игра приличная, поэтому да, в самом начале первого акта мы познакомимся с неким полководцем Лёликом, поможем ему вернуть свой боевой дневник, и ну вы поняли.

Впереди маячит неизбежная столичная дискотека, ну а пока мы — просто новый командующий одного из легионов, перед которым стоит задача насадить мутных греков на нашу великолепную империю по самые гланды.

Колюще-режущие

После стартового знакомства с драмкружком Expeditions: Rome поневоле ожидаешь через три минуты получить самую безыдейную боевую систему на свете.

Однако, нет. Хлеб и настоящие зрелища таки значатся в программе игры.

Как говорилось выше, главный аттракцион здесь — это пошаговые тактические бои, до боли напоминающие XCOM, но при этом радикально отличающиеся по расстановке акцентов на поле боя.

Как мы привыкли? У нас есть отряд, в котором числятся парни с винтовками, парни с автоматами, ещё парни с автоматами, ещё парни с автоматами. Может быть, пара любителей дробовиков. И один дурной самурай, бегающий по пересечённой местности с гибридом меча и бензопилы, чисто для разнообразия.

Здесь всё наоборот. Наш основной арсенал — это мечи, шесты, копья, ножи и прочее оружие, для использования которого желательно находиться вплотную к противнику. Да, где-то там сзади отряд поддерживает важный, но одинокий лучник. Если очень сильно хочется, то два лучника, правда, в таком случае имеется серьёзный риск того, что авангард посыплется.

конфликты здесь решаются лицом к лицу

Потому что конфликты здесь решаются по хардкору, лицом к лицу. Никогда бы заранее не подумал, но бодание шести юнитов на шести соседних клетках выливается не в безыдейный обмен атаками, а целую науку с нетривиальными цепочками действий.

Отдельно радует, что каждому первому классу и каждому (ну па-ачти) приёму есть своё место. Универсальный алгоритм на все тактические бои в жизни найти не получится. Отчасти из-за того, что боевые головоломки заготовлены сильно разные, отчасти из-за того, что половина приёмов привязана не к развитию персонажей как таковых, а к разному оружию. Хочется вроде бы иногда оставить себе привычный набор действий и прожить с ним до легионерской старости, но только что найденный на поле брани кинжал настолько хорош по банальным циферкам урона, что нельзя не соблазниться.

В общем, тактические бои удались. Я бы только начисто убрал из игры местные коктейли Молотова, уж больно они круто бьют по всему на свете и урезают пространство для маневров. А так, всё здорово.

условия победы

Крадущаяся лесопилка, затаившийся рудник

Перерывы между тактическими боями заполнены разъездами по глобальной карте, привычным развитием базы (то есть, ставки нашего легиона), простеньким стратегическим управлением этим самым легионом и любовно-сюжетными диалогами.

Увы, но ни за одно из вышеуказанных развлечений хвалить Expeditions: Rome мне не хочется. Вот поругать уже будет за что, но тоже не очень сильно.

Меньше всего радуют скачки по глобальной карте. Первые, наверное, минут десять, проведенных за разведкой региона в стиле Heroes of Might and Magic, вызывают такой, знаете, интерес первопроходца. Затем понимаешь, что игра почему-то очень сильно хочет, чтобы ты занимался охотой за пикселями. В смысле, вглядывался в общее полотно и выцеплял из него своим орлиным взглядом неприметные интересности. Пропустить не получится только самые главные достопримечательности карты, все же остальные объекты — от рудников-лесопилок-ферм до случайных складов с припасами — настолько умело вписаны в декорации, что их запросто можно вообще никогда не заметить.

глобальная карта

Простите, но я привык, чтобы в стратегиях решительно любой сколько-нибудь важный столб выделялся на общем фоне. Был отмечен иконкой на мини-карте, был раскрашен ярче простых декораций, чтобы я сходу и без каких-либо дополнительных усилий понимал, что вот здесь есть что-то интересное.

Нет, пропустил каменоломню — значит, пропустил.

Причём, не уверен, что дизайнеры устроили на карте игрища a la Myst специально. В ходе первой кампании я догадался, что где-то проглядел несколько достопримечательностей, прикидывая, на какие же это ресурсы мне надо делать один из базовых апгрейдов базы-лагеря.

Не может такого, подумалось мне, быть, чтобы E:R до сих пор не давала мне железа для самого первого улучшения гарнизона. Оказалось, что и правда, давала, просто я проглядел целых два рудника.

Атака на автопилоте

Собственно же командование легионом, ээ, не раздражает, но особенно и не радует.

У нас есть подконтрольная толпа римлян с мечами, кочующая с одного чекпоинта на другой. Никаких эпических баталий тысяч болванчиков на экране мы, конечно, не увидим, тут у нас не та игра. Только циферки статистики — число бойцов, их мораль, запасы еды.

Да, есть ещё некая отдельная мораль центурионов, которую мотает туда-сюда в зависимости от действий игрока по ходу пьесы. Но влияние настроений командиров на игру ощущается еще слабее, чем моральные дилеммы Mass Effect 3 на её концовку.

Для того, чтобы продвинуться дальше в кампании, легиону надо последовательно выбивать такие же безликие толпы из их опорных пунктов, затем захватывать вышеозначенные лесопилки, затем всё по-новой. Окучив n лагерей и лесопилок, мы строим себе новые шатры, в которых куём лучшую броню, лечим персонал, болтаем с сопартийцами за жизнь, все стандартные дела, всё по известному кругу имени XCOM плюс немного диалоговой политики и романтики.

Total War для самых маленьких

Процесс захвата главных контрольных точек представлен умилительными сценками с неофициальным названием «Total War для самых маленьких». В ходе представления случайные кубики, прямоугольнички и кружочки, обозначающие наши бравые войска и отвратительные вражеские полчища, под сэмплы с бряцающим оружием будут сжиматься и разжиматься аки гармошка, наплывать, отступать друг от друга и делать вид, что на экране происходит нечто важное.

Нам даже дадут подкорректировать тактику, три раза за столкновение.

Никакого глубокого смысла нет в выборе тактик, ни в созерцании оживших стрелочек из школьных учебников истории. Первую баталию из спортивного интереса смотришь от и до, уже третью начинаешь прокручивать до выбора стратагем, где-то к шестой геометрической разборке включаешь предусмотренный автопилот и забываешь, что такое дело в Expeditions: Rome вообще есть.

В общем, разбавить главный геймплей всяческими рутинными задачами у игры получается, но так, по минимуму, абсолютно без искры.

Инвентарь и скиллы

Этот сериал мы уже видели

Наконец, все миссии, происшествия и кампании склеивает друг с другом тот самый Сюжет с Героями.

Опять увы. E:R разыгрывает самый заезженный в массовой культуре сюжет и подсовывает самых стандартных компаньонов. Римский патриций начинает вынужденную военную карьеру перед гражданской войной, затем крутится как может во время этой самой войны, затем переживает её последствия. В спутниках протагониста значатся: варвары-гладиаторы, ветеран-легионер, пожилой ментор-слуга с богатым прошлым, патриций-ренегат…

Да, кое с кем получится как следует пофлиртовать. При желании, конечно.

Короче, сюжет есть. Пара эпизодов получились даже интересные. Похвалим студию Logic Artists за попытку привнести в XCOM глубокие сюжетные перипетии и пожелаем больших успехов в будущем.

глубокие сюжетные перипетии

**

В игру заложены очень и очень хорошие базовые механики, этого не отнять. Тактические бои, ещё раз, очень хороши. Они вытягивают всё остальное — не плохие, но и не особенно интересные — элементы E:R до оценки в 7 баллов из 10. Сделать задания для глобальной карты более осмысленными, а сюжет — ярче, и всё вообще будет здорово.

Пока же вот так, имеем не отличную, но просто хорошую тактическую стратегию. Зато в кой-то веке не про перестрелки и не про пришельцев.

Expeditions: Rome
Expeditions: Rome
Дата выхода:
20 января 2022
Издатель:
THQ Nordic
Разработчик:
Logic Artists
Жанры:
Tactics / Пошаговая
Платформы:
PC
В рейтинге игр:
411 место
Оценка редакции:
70 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да
Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить