Kingdom – галопом по пиксельным тропам
Если мы все еще вас не утомили своими разговорами о Kingdom, но уже вот-вот, то возрадуйтесь. Игра наконец-то вышла, и сегодня последний раз, когда вам придется слушать о том, какая она красивая, милая и необычная. Тем более что поводов ее хвалить оказалось не так много.
Но на обнаружение всех подводных камней уходит некоторое время, и самая подлость в том, что это время ты проводишь по меньшей мере приятно и, важнее, ненапряжно.
От игрока Kingdom требует лишь одного – удержать корону на голове. А раз уж наш протагонист умеет только скакать верхом на пиксельном коне и в прямом смысле разбрасываться деньгами, реализовывать цель приходится методом любого уважающего себя властителя, то есть прячась за спинами своих подчиненных. Звонкими монетами мы превращаем местных аборигенов в солдат, архитекторов и фермеров, а дикую местность – в укрепленное поселение. Чем больше золота вложено, тем меньше вероятность того, что набегающие по ночам бесята украдут-таки драгоценный головной убор. Что может быть проще?
Поскольку все действия в игре совершаются натурально одной кнопкой за вычетом клавиш движения, затягивает это дело быстро: вроде и целым королевством управляешь, и клацать много не надо. Вместо этого следует задумываться, куда именно клацаешь, потому что бездумные инвестиции влекут за собой плачевные последствия и вполне себе тупиковые ситуации. Скажем, апгрейды сторожевым вышкам на первых порах ни к чему, зато лучники не помешают. С другой же стороны, было бы неплохо усилить хотя бы одну из стен – но какую? Может, лучше вообще удариться в сельское хозяйство с минимальной защитой? На подобных решениях, по большому счету, и держится вся механика.
В экономическом плане Kingdom вообще раскрывается прекрасно, вопреки всем нашим страхам. Идея с монетками как единственным ресурсом и способом взаимодействия делает из примитивной «фермы» довольно глубокую и разностороннюю стратегию. Причем касается это не только развития королевства, но и исследования окрестностей. К примеру, можно пожмотиться на постройки и слегка обезопасить себя при вылазках в лес, буквально откупаясь от его злобных обитателей золотом. Да и в случае покушения богатенький король сначала по-сониковски теряет все свои сбережения, чем выигрывает себе несколько секунд на побег домой – при пустом же кошельке корона спадает куда охотнее.
Благодаря постоянному балансу на грани риска менеджмент становится экстремальным и увлекательным. Абсолютной безопасности добиться практически невозможно, всегда приходится наглеть чуть больше, чем днем ранее, лезть на рожон в поисках ресурсов, апгрейдов или рекрутов, потому что иначе с растущей армией врага не справиться. Мотивация очевидная, но грамотно выверенная, из-за чего в игру хочется вникнуть. К сожалению, когда это происходит, на поверхность лезет все то, что Kingdom прятала первые пару часов.
Вплоть до релиза мы переживали, чем же обернется незамысловатая концепция игры, и все-таки нашли обо что запнуться. Однокнопочная схема, увы, не дает желаемого уровня контроля, что создает гадкие препятствия: тут нельзя переназначить специализацию подопечных, изменить расположение отряда, дабы его не перебили почем зря, назначить стрелков на определенные башни, выставить приоритеты постройки и много чего еще. Все настолько просто, что аж сложно, причем в плохом смысле.
Крестьяне – этакие лемминги, которые будут топать в одном направлении, пока не найдут себе занятие. Повлиять на их выбор нет никакой возможности, поэтому если вы отчаянно нуждаетесь, допустим, в строителях, лучше убедиться, что на пути к молоткам нет других орудий труда. В начале, когда одинаково нужны все классы, это погоды не делает, зато позже начинает откровенно раздражать. К тому же это нивелирует всякую пользу от бродячих торговцев, пополняющих запас случайных инструментов, ибо пожизненный запас тяпок от благосклонного рандома легко поставит на колени защиту всей деревушки. Единственное видимое решение – заказывать экипировку строго по сиюминутным потребностям, что нудно и монотонно.
Расширение границ владений тоже ни к чему хорошему не приводит. Во-первых, пропадают важные для прогресса лагеря нейтральных поселенцев. На карте их не так много, а некоторые расположены так далеко, что походы за новобранцами влекут за собой кучу проблем. Зачем вредить себе и уничтожать неиссякаемый источник работяг?
Во-вторых, уследить за всем происходящим в королевстве становится невыносимо трудно. Полное отсутствие интерфейса вынуждает контролировать ситуацию вручную, но каждый раз тратить половину дня на то, чтобы сбегать глянуть «чо там у холопов», не выходит – до наступления ночи нужно многое успеть. Обороняться еще хуже: пока вы переключаетесь с одного фронта на другой, противник уже может втаптывать ваших солдат в землю.
Ну и в-третьих, захват территории не несет вообще никакого преимущества. Фермерские угодья поблизости приносят достаточно золота, чтобы укреплять стены и пополнять ряды воинов. Лучники и рыцари так или иначе будут скапливаться у самой дальней стены, а в глубине базы останутся лишь дозорные на башнях, которые в одиночку все равно не справятся. Опять же, при сопутствующих стратегических функциях дополнительный рубеж защиты мог бы пригодиться, но в нынешнем виде эффект минимальный.
Позже оказывается, что Kingdom еще и преступно мало. Весь контент можно отсмотреть за пятнадцать-двадцать виртуальных дней, после чего вас оставляют гриндить деньги на одинаковых воинов и одинаковые стены для защиты от одинаковых врагов. Конечно, и этого времени хватит, чтобы разбить порталы демонов и пройти игру, но ачивменты подразумевают выживание до ста дней, а тосковать начинаешь где-то на сороковом. Раз есть геймплей с привкусом Tower Defense, то где кучи апгрейдов, миллиарды вариаций солдат и разномастные злодеи? Эх, вы.
Как следствие, повторные партии больше утомляют, чем захватывают. Kingdom, будучи чуть-чуть роглайком, старается освежить впечатления генерацией ландшафтов, но картину это мало меняет. У игры слишком мало элементов, чтобы перетасовка деревьев, камней и алтарей давала какие-то новые ощущения. Порядок действий на начальных порах все равно один, и восстанавливать утраченный прогресс уже совсем не весело.
В результате игры хватает раза на три-четыре. Первые две попытки уходят на знакомство с правилами, третий заход губят управленческие нюансы, упомянутые выше, а четвертое прохождение, самое долгое и вдумчивое, завершается триумфом. Либо короля над силами зла, либо скуки над вашими стратегическими позывами, у кого как. В любом случае, после этого Kingdom больше нечего вам показывать.
Дабы не заканчивать на такой грустной ноте, в очередной раз скажем, как роскошно игра выглядит. Окрестные кадры не передают магии живого арта, дополняемого красивой музыкой, но честное слово, это один из самых удачных примеров использования подобной стилистики и вполне себе весомый повод задержаться в сказочном мире подольше. Никогда еще пиксель-арт так не завораживал нас на 1080p-дисплее.
Kingdom стремилась к простоте – и от своей же простоты пострадала. Как бы ни было весело на первых порах, удовольствие скатывается в болезненное чувство нехватки рычажков управления. Наверное, стратегии для того и существуют, чтобы быть сложными.