ProGamer
×

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey


Если кто-нибудь сейчас же не остановит Nintendo, по закону вселенского равновесия нас всех скоро ждет что-то очень, очень плохое. Потому что ну нельзя за такой короткий промежуток выпускать столько потрясающих игр и думать, что тебе все сойдет с рук. Сначала Breath of the Wild, потом Splatoon 2, а теперь что? Super Mario, говорите, Odyssey? Нет уж, великий космос это просто так не оставит. Может, в 2018 году игры придется выбивать из лутбоксов или каждый релиз будет превращаться в Borderlands 2, но что-нибудь такое точно случится.

Впрочем, знаете что? Пускай. «Одиссея» дарит эмоции столь искренние, позитивные и теплые, что после нее хоть потоп. В компании бывшего водопроводчика даже он не страшен.

Как Марио отправляется в очередное приключение на своем веку, долго объяснять, скорее всего, не надо. О неугомонном Боузере и его вечной заложнице Принцессе Пич знает каждый, а в Nintendo понимают, что мотив «девы в беде» всегда прекрасно работал в контексте сериала – и работать будет еще очень долгое время. Сразу после Kingdom Battle снова слышать беспомощное «Ма-а-арио-о-о!» немного непривычно, но каноничные образы обязывают.

Важно то, что герой у нас теперь не один. К спасательной операции Марио присоединяется Кеппи – глазастая разумная шляпа, которая не только тараторит за двоих, но и играет роль полезнейшего инструмента в нашем арсенале. Эксплуатировать себя новоявленный товарищ позволяет по полной: его можно метать во врагов, избегая тем самым тесных контактов, использовать для сбора монеток или даже в качестве импровизированной платформы. Однако основной его навык и по совместительству главный финт Odyssey гораздо интереснее.

Помимо всего прочего, Кеппи способен перенимать форму и особенности различных существ и объектов. Называется этот процесс, кхм, «зашляпливание», и он – лучшее, что случалось с платформерами за последние много-много лет.

Наверняка вы не раз ловили себя на мысли типа «вот бы мне так», встречая в других играх персонажей с уникальными выкрутасами. Это мог быть какой-нибудь заурядный паук, который ползает по стенам, или летающий босс – любой, кто умеет больше, чем вы, или просто умеет другое. Особенно если это «другое» сэкономило бы кучу нервов при прохождении заковыристого отрезка, не будь геймдизайнеры такими вредными занудами.

Nintendo же хотят, чтобы мы умели абсолютно все. Нужно добраться до дна водоема, но не хватает кислорода? Вселяемся в проплывающую мимо рыбешку и исследуем морские глубины сколько душе угодно. Интересный проход преграждает стена? Закидываем шляпу на танк и выносим преграду метким (или не очень) залпом. Через мгновение мы уже строим гигантскую гумбобашню, а чуть позже – громим округу в шкуре усатого тираннозавра, решая совсем иные задачи.

Для каждой подконтрольной цели предусмотрена своя маленькая механика, которая лаконично укладывается буквально в две кнопки, но ощущается по крайней мере как добротная мини-игра. В их искусном сочетании и заключена корневая идея: Super Mario Odyssey не придерживается конкретного ряда возможностей, а постоянно их перетасовывает. Меняется проблематика – вслед за ней меняются методы, и наоборот. А учитывая, сколько всего здесь поддается зашляпливанию и как удачно вокруг этого трюка выстроены целые этапы, меняться они не перестают никогда.

Преобразуется сама философия игры. Всякий новый уровень – это не совсем «Как мне правильно распорядиться своими способностями?», а скорее «Какие способности у меня есть на этот раз?» Заведомо никогда не знаешь, придется ли тебе летать, стрелять, растягиваться в длину или носить модные очки, через которые видно призрачные мосты. Не всегда даже представляешь, в 3D тебе придется играть или нет. Знаешь лишь, что управляться оно будет на все те же Y и B.

Оттого переходы между королевствами в Odyssey действительно воспринимаются как путешествие в другие миры. Разница не только визуальная – все они работают по собственным загадочным правилам, для постижения которых и используется Кеппи.

Это отнюдь не значит, что сам Марио отходит на второй план. Напротив, бегательно-прыгательная часть здесь основная и проработана ничуть не хуже новомодных шляпных фокусов. Описание всех акробатических талантов веселого итальянца занимает в игре целую энциклопедию, и неспроста. Марио владеет каким-то сумасшедшим числом вариаций прыжка, перекатов и рывков, которые при должном навыке объединяются в крайне впечатляющие комбо. Для комфортного прохождения все до единого осваивать необязательно, но без некоторых приемов из «расширенного» перечня дорога к отдельным секретам вам будет закрыта.

В Super Mario Odyssey, конечно же, есть огромное, просто неприличное количество тайников. Эксплоринг целиком посвящен коллекционированию монеток и лун, и находить что-либо здесь – высшее удовольствие. Критическая масса собирашек, необходимая для продвижения по сюжету, лежит более-менее на виду, а вот для тех, кто хочет задержаться, подготовлены сотни укромных уголков с головоломками и заданиями на внимательность, мастерство и реакцию.

Ну, хоть где-то пригодилась

Это, если угодно, второй слой игры, более хардкорный, как бы нелепо ни звучало. Odyssey работает и позиционируется как проект для детей – но это еще не значит, что взрослой аудитории тут делать нечего. На деле побочная активность составляет процентов эдак 70 от всего контента, и далеко не вся она раскалывается так же просто, как на основном пути. Чего уж там: у меня все еще висит с дюжину испытаний, которые пройти банально не получилось. Я, справедливости ради, далеко не профессиональный платформер… ер (платформерщик?), но все же.

Пожалуй, именно исследовательский элемент завораживает больше всего. Именно ощущение настоящего открытия каждый раз, когда на истоптанных вдоль и поперек локациях вдруг находишь незнакомый кусочек или наконец-то понимаешь, где спрятана последняя луна. Такой же детский восторг у меня когда-то вызывала превосходная Psychonauts – только там новое открывалось с приобретением новых гаджетов. Здесь оно открывается с приобретением новых знаний о механике, которая изначально была у тебя в руках. Или, точнее будет сказать, на голове.

Слегка омрачают впечатление лишь два факта. Во-первых, многие схватки с боссами получились на порядок скучнее и тривиальнее всего прочего. Кролики из свиты Боузера, имена которых уже и не вспомнить, скорее раздражают предсказуемостью алгоритмов, нежели завершают предшествующий творческий марафон. Не будь этих стычек в принципе, мало бы что изменилось.

Ну, и во-вторых, Nintendo все агрессивнее навязывают использование гироскопов. Да, при запуске «Одиссеи» указано, что можно играть как и чем вздумается – только вот добрая половина приемов героя кнопочных альтернатив не имеет вообще. Размахивать Pro-контроллером или, боже упаси, целым «Свитчем» задумка так себе, поэтому волей-неволей приходится переходить на режим раздельных джойконов.

В остальном из Super Mario Odyssey вышло феноменальное приключение – непредсказуемое и изобретательное, но на традиционно простой и дружелюбной основе. Если вы, как и многие, постоянно задаетесь вопросом, откуда у всяких «марио» и «зельд» такие заоблачные оценки на Metacritic, вот ваш лучший шанс прояснить для себя ситуацию. А заодно познакомиться с одной из тех игр, что способны объединять поколения.

Super Mario Odyssey
Super Mario Odyssey
Дата выхода:
27 октября 2017
Издатель:
Nintendo
Разработчик:
Nintendo EPD
Жанры:
Adventure / Кооператив
Платформы:
Switch
В рейтинге игр:
28 место
Оценка редакции:
95 %
Стоит играть? (на основе оценок читателей)
Да
Как вам игра?
+3- +

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас