От видеокарт к аренде вычислений — Nvidia снова отвернулась от геймеров?

Hardware | |

ROG Astral - самая удачная версия 5090

За последние недели в сети появились слухи о судьбе настольной линейки GeForce RTX 50 SUPER: одни инсайдеры пишут об отмене серии из-за дефицита GDDR7/поставок памяти, другие — о её сильной отсрочке до Q3 2026. Конкретно: пост UNIKO’s Hardware утверждал о полной отмене из-за проблем с поставками памяти.

пост UNIKO's Hardware

А известный “утечечник” MEGAsizeGPU (Zed__Wang) позже назвал более мягкий вариант — перенос запуска на третий квартал 2026 года. Это и породило волну материалов и обсуждений в медиасреде.

твит MEGAsizeGPU

Параллельно появился ряд публикаций и расследований, что Nvidia якобы перестала “комплектовать” платы видеопамятью при поставках своим партнёрам (AIB) — по слухам, компания собирается отправлять партнёрам только “кристалл” (die), а сами партнёры должны будут сами закупать чипы памяти у Samsung / Micron / SK Hynix.

Tom’s Hardware подробно разобрал эту утку, отметив, что если слух подтвердится, для мелких вендоров это будет серьёзный удар и ещё сильнее переключит приоритеты индустрии в сторону дата-центров.

Важно: часть из этих сообщений остаётся слухами. Крупные издания (PC Gamer, The Verge и др.) напоминают, что в периоды релизов в сети всегда много неточных “утечек” — и что отмена серии была маловероятной исходно; с другой стороны, задержки и локальные проблемы с памятью действительно фиксируются. То есть картина: не “чёрно-белая”, а “сложная и быстро меняющаяся”.

Почему это коррелирует с общей стратегией Nvidia

NVIDIA уже давно смещает акцент с “чисто геймерского” бизнеса в сторону дата-центров и корпоративных клиентов. На уровне сделок и инвестиций компания активно вкладывается в инфраструктуру и партнёрства для ИИ-клиентов: пресс-релизы Nvidia и OpenAI говорят о масштабном стратегическом партнёрстве, в рамках которого Nvidia заявляла о готовности инвестировать до $100 млрд по мере развёртывания гига-ваттных AI-фондов (планируется развертывание до 10 GW AI-дата-центров).

Кроме прямых сделок, Nvidia делает крупные стратегические инвестиции в смежные компании — пример: недавний шаг по покупке доли / инвестированию в Synopsys и в других игроков экосистемы, что усиливает её позицию не только как производителя GPU, но и как поставщика “стека” для создания и проектирования ИИ-решений.

Все эти факторы объясняют, почему дефицит памяти (вынужденное либо целенаправленное перераспределение компонентов) делает “игровую” ветвь менее приоритетной: спрос дата-центров на HBM/GDDR повышает цены и снижает доступность модулей для настольных плат.

Что это значит для геймеров и энтузиастов сборки ПК

  1. Цены и доступность. Если память массово перенаправляется в сектор ИИ, то и видеопамять подорожает и дефицит скажется на конечной цене видеокарт. Это уже влияет на себестоимость видеокарт для ПК.
  2. Меньше стимулов для апгрейда. Современные игры порой неплохо идут даже на картах с 8 ГБ VRAM — значит у многих игроков нет острой нужды менять железо “прямо сейчас”. В сочетании с ростом цен — это снижает привлекательность игровой ниши для производителей.
  3. Риск ухода мелких вендоров. Мелкие партнёры могут не выдержать конкуренции, что уже наблюдалось ранее (пример — EVGA), и экосистема кастомных карт станет ещё более концентрированной.

Почему локальные LLM представляют риск для модели Nvidia-как-сервис

Сегодняшний рост Nvidia во многом основан на беспрецедентном спросе на GPU со стороны AI-компаний. Эти стартапы — от OpenAI до Perplexity, Figure AI, Runway и т.д. — покупают десятки тысяч GPU, а Nvidia, в свою очередь, инвестирует в них же.

Cпрос на GPU создаётся не пользователями, а инвестиционными деньгами, и пока AI-модели не смогли монетизировать должным образом.

Большинство AI-стартапов по состоянию на 2024–2025 год:

  • не прибыльны
  • не имеют устойчивых бизнес-моделей
  • сжигают сотни миллионов долларов на датацентры

Модель “тратить GPU → инвесторам показывать рост графиков → собирать раунды → тратить ещё на GPU” не может существовать бесконечно.

Еще одна проблема — с ростом персональных вычислительных мощностей и развитием локальных LLM (Mistral, LLaMA-семейство, DeepSeek и ряд других) часть нагрузки и потребности в облачных сервисах может схлопнуться.

Это связано с интересом к приватности и автономности — компании и пользователи не хотят делиться чувствительными данными. Финтех, медицина, юристы, промышленность, госструктуры не хотят отправлять данные в облако.

Но часть рынка определенно устоит. Обучение/тонкая настройка крупных моделей по-прежнему требует огромной массы GPU-часов и памяти.

Оценка рисков

Ажиотаж вокруг ИИ напоминает пузырь криптомайнинга. Отличие лишь в том, что нейросети обладают более широким прикладным для пользователей значением, чем майнинговые фермы.

Ситуацию можно сравнить с золотой лихорадкой: раньше все скупали лопаты (видеокарты) для добычи цифрового золота (майнинга), а теперь те же лопаты массово скупают гигантские корпорации для строительства “умных” заводов (ИИ-дата-центров), оставляя обычных садоводов (геймеров) с дефицитом инструмента и высокими ценами.

  • Слухи об отмене/отсрочке RTX 50 SUPER распространились и частично подтверждаются пересмотром планов — но официального пока нет. Слухи о перенаправлении памяти к дата-центрам тоже циркулируют и получают подтверждение в аналитике. Это реальная угроза для рынка сборки персональных ПК и геймеров.
  • Стратегия Nvidia очевидно смещается в сторону корпоративного ИИ и аренды вычислений — массовые сделки и инвестиции подтверждают это. Тем не менее технологии персональных LLM, приватность и сама возможность запускать локально могут со временем поставить под сомнение монополию облачных провайдеров.
  • Практический совет геймерам/сборщикам: если вы планируете апгрейд в ближайший год — оцените, действительно ли вам нужны “топ-новинки” или можно продлить жизнь текущей сборки. И покупайте, когда цена и наличие вас устраивают.

Видео ниже сгенерировано нейросетями сервиса Google NotebookLM. Чтобы вы оценили современные возможности. Загрузил итоговый текст данной статьи и на выходе получил видео, никаких правок, никаких промтов.

Поделиться

Обсудить