ProGamer
×
  • Создать...

ААА-игры могут повлечь за собой крах мейнстрим-проектов?


Недавно интернет-издание The Verge (точнее, его собсвенный медиа-проект Polygon) опубликовало очень подробную статью о состоянии дел в индустрии компьютерных игр. Большое количество информации в статье, касающейся топ-игр, указывает на то, что, по мнению многих заядлых геймеров давно должно было произойти: мейнстримные топ-игры от ведущих мировых издателей обречены на неудачу. Так произойдет в основном потому, что не решается самая большая проблема игровой индустрии: популярные тайтлы в большинстве своем едва ли приносят прибыль.

Согласно Рассу Питтсу (Russ Pitts) из Polygon, в проведенном им небольшом исследовании подтверждаются слова многих игроков со стажем: рынок топ-игр не в состоянии сам обеспечивать свое существование. В сравнении с несколькими предыдущими годами, продажи падают от месяца к месяцу. Очевидно, во многом это происходит из-за не всегда высокого качества самих издаваемых тайтлов, а также из-за режима постоянной экономии.

Тем не менее, производство игр стоит все еще намного дешевле, чем выпуск даже среднего голливудского фильма. А игра получает к своему названию приставку «AAA», как только бюджет, необходимый для ее производства, достигает значения в 20 миллионов долларов. Однако, отталкиваясь опять же от статьи на Polygon, это оставляет свой отпечаток на таких компаниях, как Activision-Blizzard, Electronic Arts и THQ, последняя из которых, последняя из которых, кстати, сейчас легла в дрейф.

На самом деле совсем не нужно быть экспертом в области финансов, чтобы понять, что ЕА сейчас переживает далеко не лучшие свои времена как в вопросах восприятия компании обществом, так и по экономическим показателям. Руководством компании была установлена планка продаж Mass Effect 3, при которой игра должна продаваться тиражом более трех миллионов копий, чтобы начать приносить хоть какую-то отдачу. Ходили также слухи, что боссы ЕА были не слишком довольны количественными показателями продаж Star Wars: The Old Republic. В конце-концов, эти слухи оказались правдой. Последняя «лошадка», на которую ставит ЕА – это Dead Space 3. В этом случае в компании заявляют, что необходимо продать пять миллионов копий игры, иначе продолжение франшизы просто себя не окупит.

Но хватит нам уже поддавать жару в костер страстей вокруг ЕА. Что-то мы совсем забыли об Activision. А ведь эта компания тоже не прочь составить конкуренцию ЕА, когда речь заходит об AAA-играх для массового рынка. Для этих ребят ничего не стоит вложить 100 миллионов долларов в промо-кампанию такой игры, как Call of Duty. Зачастую такие безумные средства, потраченные на раскрутку тайтла, просто не окупаются. После этого мы наблюдаем за посредственно продающимися играми вроде Prototype 2, которые выглядят весьма неплохо, но совсем уж не на розничную цену продажи в 60 долларов, а после приводят к разорению Radical Entertainment. А еще была игра Enslaved: Odyssey to the West, продажи которой едва ли составили 75000 копий несмотря даже на то, что, согласно сообщению Guardian, в авторитетном рейтинге Metacritic она набрала 81 пункт.

Также мы хорошо помним такие игры, как Neverdead, Spec Ops: The Line, Knights Contract и еще дюжину подобных им «супер-рейтинговых» блокбастеров, которые вряд ли существенным образом увеличили прибыль своих компаний-издателей. Мы также видели множество подобных игр на совершенно не впечатлившей Е3 2012: там первые лица компаний лично пытались убедить нас купить абсолютно невыразительные игры, в которые мы уже точно играли не менее, чем тысячу и один раз. Не будет секретом также сказать, что далеко не все эти топ-игры, представленные на Е3, станут продаваться огромными тиражами: некоторые из них потерпят неудачу, иных же ожидает полный провал.

Статья на The Verge также обращает наше внимание на действия компании Vivendi Universal: там пытаются уйти с топ-сегмента индустрии электронных развлечений еще до того, как дела в нем станут совсем плохи. Сейчас там рассматривают вариант продажи Activision-Blizzard за 1,8 миллиарда долларов, поскольку руководство медиа-магната не видит больше перспектив роста игрового направления. И это правда, ведь из Activision уже выдоили все, что только могли, не совершая при этом почти никаких инноваций. А теперь у них начинается явный спад, ведь даже показатели World of Warcraft и Call of Duty показывают тенденцию к снижению.

Однако некоторые утверждения в статье выглядят весьма спорными. Например то, что рынок топ-игр почти не покрывает сегмент ПК (по некоторым данным, приведенным в статье, уровень пиратских копий у пользователей персональных компьютеров доходит до 90 процентов). Однако эти данные были фактически ничем не подтверждены. Хотя с другой стороны, полностью очевидно, что сегмент ПК очень высокодоходен. В 2011 году его оборот составил 18 миллиардов долларов, что всего лишь на несколько миллиардов меньше, чем продажи в сегменте консольных игр.

В продажах, ориентированных на пользователей ПК, в данный момент лидирует Steam. Согласно оценкам Forbes, их часть на этом рынке равняется порядка 3 миллиардов долларов. Но вся суть заключается в том, что многие игры ориентированы на достаточно узкую целевую аудиторию своих активных поклонников. Показатели продаж компьютерных игр во многом отражают желание коммьюнити играть именно в свои нишевые игры, и вряд ли полностью иллюстрируют тенденции на глобальном рынке игр, который как правило диктует, во что именно нужно людям играть на своих приставках. Другими словами, подавляющее большинство геймеров на ПК тратят деньги именно на то, что им нравится. А не на то, где бюджет в 50 миллионов долларов или маркетинговая кампания в 100 миллионов.

Еще одна ошибка в статье от Polygon – то, что они думают, будто бы падение топ-игр не коснется огромного рынка мобильных устройств, рассматривая последний как весьма прибыльную альтернативу. Ту же ошибку допускают и издатели, полагая, что поскольку у миллионов людей есть мобильные девайсы, то они все могут тут же превратиться в потенциальных геймеров. В реальности же, только парочка из тысяч мобильных игр, наводнивших рынок, являются действительно прибыльными. Прошлогодние данные аудиторской фирмы PricewaterhouseCooper (равно как и прогнозы на несколько последующих лет) свидетельствуют, что доходы на рынке игр для мобильных устройств ничтожно малы, чтобы быть способными тягаться с доходами на рынке домашних приставок или персональных компьютеров. Равно как этой прибыли не хватит, чтобы компенсировать издателю отказ выпускать игры для сегмента консолей при переходе исключительно на мобильный сегмент.

Что же, в конце-концов, все это может значить? Это значит, что рынок мейнстримных топ-игр безвозвратно теряет свою «звездность». Еще это иллюстрирует видение многими геймерами рынка этих игр как состоящего по большей части из штампованных блокбастеров, а не действительно стоящих вещей.

Даже креативный директор Ubisoft по Assassin’s Creed 3, Алекс Хатчисон (Alex Hutchinson), согласился, что рынок ААА-игр находится сейчас на грани краха, и сравнил это состояние со злокачественной опухолью. В каком-то смысле, подобные игры действительно растут, но не показывая при этом никаких признаков улучшения.

Статья от медиа-проекта Polygon от Verge направлена на покупателей, которые, собственно, и обеспечивают прибыль вышеуказанным играм. Там отмечается, что многое изменится, когда менее значительные вещи будут продаваться по более высоким ценам. Что-то вроде того, о чем в своем интервью CVG говорил генеральный директор Crytek Севат Ерли (Cevat Yerli): в конечном итоге, все игры станут бесплатными, или, возможно, перейдут на модели «pay-to-win» и «pay-to-progress».

Я, наверное, покажусь вам слишком занудным старонравным игроком, но я желаю всем издателям компьютерных игр развеяться в прах и исчезнуть с лица земли. А их место занять людям, которые действительно разбираются в этих вещах и являются настоящими талантами в индустрии гейминга – разработчикам. Хочу, чтобы они изобрели компьютерные игры еще один раз.

Несмотря на то, что индустрия компьютерных игр все так же развивается семимильными шагами и становится больше год от года, в один прекрасный день она все-таки достигнет точки, когда времени мейнстримных топ-игр придет конец, а мы все будем наслаждаться большим количеством классных инди-игр. Геймеры об этом могут только мечтать.


Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Общайтесь с нами в Discord Канал в Telegram

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас