Экскурс в историю Shadowrun от Джордана Вайзмана
В последние несколько месяцев благодаря проекту Kickstarter дизайнеры «игр-ветеранов» значительно преуспели в привлечении средств под свои новые игровые проекты. Начало тенденции положил Тим Шафер (Tim Schafer), когда привлек 3,3 миллиона долларов с помощью этой платформы краудфандинга для новой игры. После этого количество «бывалых» разработчиков, желающих попытать таким образом счастья на Kickstarter, увеличивается буквально день ото дня.
Поэтому нам с трудом верится словам ветерана FASA и Microsoft Джордана Вайзмана – «отца» таких горячо любимых многими серий как MechWarrior and Shadowrun – о том, что он был искренне удивлен, когда начатая на Kickstarter кампания по сбору средств на продолжение Shadowrun собрала необходимую сумму в 400,000 долларов буквально за один день.
«По натуре я пессимист» – объясняет он. «Ты всегда надеешься, что твоя работа оказала какое-то влияние на людей. Тебе кажется, что люди все так же должны любить и ценить твои творения. Но на самом деле ты не знаешь этого наверняка. Не знаешь, насколько это вообще может быть кому-нибудь интересно. Сейчас, например, я преподаю в университете Вашингтона (University of Washington), и ни один из моих студентов никогда не слышал о тех играх, которые я когда-то сделал».
Сомнения Вайзмана укреплялись еще больше: ведь после того, как Microsoft в 2007 году выпустил очень неоднозначный шутер из серии Shadowrun, интереса со стороны компаний и инвесторов спонсировать игру в стиле киберпанк не наблюдалось. «За последние пять лет в разговорах с издателями я неоднократно поднимал тему Shadowrun. Но дальше разговоров дело так и не пошло».
«Ответ всегда был почти одинаковый. Люди в компании говорили: «О да, конечно. Я же всегда был фанатом таких игр». Но потом они общались с маркетинговыми компаниями, которые заявляли о том, что Q Score (показатель в маркетинге, характеризующий популярность и узнаваемость бренда) близок к нолю и об этой идее лучше было поскорее забыть. Или неожиданно появлялись ограничения для платформ. В общем, причины для отказа находились всегда. Если бы не Kickstarter, то у нас так ничего бы и не получилось».
У проекта уже есть 1,2 миллиона долларов и целых восемь дней впереди (данные по состоянию на 20 апреля), чтобы привлечь еще средств на Kickstarter. Вайзман и его расположенная в Сиэтле студия Harebrained Schemes (известная по игре Crimson: Steam Pirates) скоро возьмутся за разработку Shadowrun Returns – пошаговой стратегии для ПК и планшетов, которая обещает нам возврат к традиционным ценностям серии: вовлеченности в сюжетную линию и развитии персонажей.
Возвращаясь к классической 16-битной Shadowrun
Почти двадцать лет прошло с того дня, как истинные ценители увидели появление на свет видеоигр серии Shadowrun. Beam Software выпустила версию для Super Nintendo (SNES), а BlueSky Software – для Sega Genesis (Mega Drive). Что интересно, обе эти игры вышли под разными названиями, а японская компания Group SNE создала вариант на CD для Sega, который никогда не выпускался за пределами Японии (перевод на английский осуществлялся самими фанатами).
Эти игры погружали вас в темную урбанистическую дистопию, не похожую ни на одну игру для консолей того времени. В них было полно шаманов, хакеров, мегакорпораций, вампиров, кибернетически измененных уличных самураев и оружия на любой вкус. Хотя это и были во многом ограниченные интерпретации настольных ролевых игр, в создании которых участвовал Вайзман в 1989 году, но, тем не менее, восхищенные игроки были благодарны разработчикам за интересный сценарий и точную передачу угрюмого мира киберпанкового будущего.
Новость о выходе продолжения Shadowrun, сохраняющего лучшие традиции серии, была особенно приятной для поклонников подобного рода старых тайтлов, поскольку ни одна из игр не была выпущена ре-релизом для современных консолей. Но так происходило не из-за того, что Вайзман, прилагал недостаточно усилий, чтобы игры знаменитой серии увидели свет в новых версиях. Он уточняет, что переход прав на игры и закрытость их разработчиков сделало ре-релиз крайне затруднительным.
«Вся соль заключается в том, чтобы выйти на этих людей» – говорит Вайзман. «На самом деле, мы пытаемся вычислить ребят из Data East / Beam Sotware», которые в свое время сделали версию для Super Nintendo (SNES), потому что нам хотелось бы каким-то образом снова предложить ее фанатам. Но я ничего не стану загадывать заранее, поскольку нам еще предстоит разобраться, кто же именно владеет правами на эту игру по состоянию на сегодняшний день».
«И смею вас уверить, что мы над этим работаем. Мне кажется, можно будет что-то придумать со сменой названия или вроде того. И тогда мы сможем адаптировать версии игры между собой. Поскольку сейчас есть некоторые нерешенные проблемы, то этого и не происходит. Посмотрим, найдем ли мы какой-то выход. Но повторюсь еще раз: пока что никакой конкретики по этому вопросу нет».
На сегодняшний день есть предварительное согласие от студии Harebrained Schemes сделать специальную миссию для игры, объединяющую сюжеты игр для Super Nintendo (SNES) и Sega Genesis (Mega Drive) в том случае, если кампания на Kickstarter в итоге соберет более полутора миллиона долларов.
Изменяя видение будущего в Shadowrun
Этот новый проект обещает подарить нам нечто большее, чем просто возвращение к старой доброй серии игр. Это будет возвращение к тем идеям, которые были отвергнуты в последней Shadowrun. Вайзман уверен, что в версии 2007 года для Xbox 360 и Windows – разработанной исключительно как шутер от первого лица, а не как одиночная RPG – было допущено слишком много фривольностей в толковании сюжета и мифологии вселенной.
Одна из целей, преследуемых Вайзманом при создании Shadowrun Returns, – сохранить в ней дух старых видеоигр, которые, несмотря на свою ограниченность в видео- и аудио эффектах, заложили основу современного гейминга. В то же время он хочет вложить в проект все те знания и прогресс, которые появились в индустрии за прошедшие двадцать лет, адаптировав игру к реалиям современного мира.
«Перед нами стоит непростая задача: создать что-то новое, способное удивить всех вокруг, и в то же время не выйти за рамки того привычного видения и представления, которое годами складывалось о Shadowrun» – говорит Вайзман. «Самое интересное в том, что ты становишься действительно старым – это когда оглядываешься назад и смотришь на свои творения уже как на что-то из жанра научной фантастики, но понимаешь, что все это было на самом деле».
«Чтобы полностью принять концепцию создания версии игры для планшетов на Android вдобавок к версиям для ПК и Mac, нужно сначала осознать, что с точки зрения прошлого (когда я создавал еще настольную Shadowrun) подобные девайсы сами были еще научной фантастикой, не так ли? К тому же, настолько «далекой» фантастикой, что они даже не вошли в рамки той фантастики, которая описывалась в игре. Тогда я просто не мог предвидеть их появление».
«Есть ли в игре анахронизмы? Ну, в оригинальных настройках нет никаких WiFi-передатчиков, все подключается с помощью обычных проводов и разъемов. И подобный пример не один. Я имею ввиду, что в свое время в Shadowrun мы, можно сказать, предсказали, что в наши дни люди будут массово ходить в пирсинге и татуировках. Мы допускали, что когда-то это будет возможно. И теперь мы видим, как это стало реальностью не «когда-то» (в какой-то отдаленной и туманной перспективе), а прямо сегодня и сейчас».
Возвращение еще одной Shadowrun
Вдобавок к играм для ПК и планшетов, другой разработчик – немецкая фирма Cliffhanger Productions (создатели Jagged Alliance Online) – после лицензирования прав собственности работают над своей игрой – Shadowrun Online. Это будет бесплатная браузерная игра, которая, по словам Вайзмана, будет строиться на поединках «игрок против игрока» в режиме мультиплеер и основанных на сценарии картах.
«Они подходят к игре и ее вселенной с немного другой стороны» – говорит Вайзман о Cliffhanger Productions. Он также добавляет, что несмотря на то, что у Shadowrun Online больший бюджет из-за ее ориентированности на онлайн мультиплеер, но Harebrained будет концентрировать свои скромные ресурсы вокруг сюжета Shadowrun Returns и того, чтобы помогать игрокам рассказывать свои собственные истории с помощью редактора уровней.
«Мы тратим свои деньги на разные вещи и мне кажется, что созданные нами игры тоже будут отличаться» – продолжает Вайзман. Я думаю, что если изобразить аудиторию одного и второго продукта с помощью диаграмм Эйлера-Венна, то значительная ее часть пересечется. Но, разумеется, будут и люди, которым один из предложенных вариантов определенно понравится больше другого». Сейчас он ведет переговоры с Cliffhanger на предмет того, чтобы объединить сюжетные линии проектов и, как вариант, их активы.
Киберпанк или Вторая мировая война?
Несмотря на то, что на сегодняшний день под названием «Shadowrun» вышло уже четыре видеоигры, несколько изданий настольных игр и дюжина романов, Вайзман все так же полон оптимизма насчет будущего серии и желания обогатить современный мир еще парочкой захватывающих историй.
«Меня постоянно греет мысль, что вселенная Shadowrun – это отличное место для возникновения сюжетов новых историй» – рассказывает нам разработчик. «Благодаря разнообразию персонажей она (вселенная Shadowrun) становится сама как отдельный персонаж. В ней нет места нравоучениям и высоким моральным принципам. С точки зрения геймплея, количество вариантов ведения игры и сюжетных линий в Shadowrun очень велико».
«Наша вселенная – это совершенно иная вещь, чем, скажем, Вторая мировая война или что-то наподобие, где возможности поведения ваших персонажей и разнообразия восприятия ними игрового мира очень ограничены. В Shadowrun у вас будет нечто, более похожее на конфликт четырех разных реальностей, наслоенных друг на друга. А для игры и ее сюжета это значит очень многое. И это именно то, что не позволяет мне опускать рук».