Ретроспектива Grand Theft Auto

Культ | |

Старый добрый реальный мир.

Моя бедная бессмертная душа. Ее разложение началось в 1997 году, когда мне было всего 19 лет. Что звучит довольно странно, потому что… Я ничего не путаю, серии GTA всего 15 лет? А разве первая игра появилась не в 1993?

Впрочем нет, это случилось именно в конце 90-х, когда Дейв Джонс (Dave Jones) устроил свою небольшую диверсию, развратив массы при помощи хардкорного киллер-симулятора.

Это совпадение, но вероятно, весьма занятное совпадение, однако буквально в конце недели я писал о первой GTA, вспоминая бурные времена компании Realtime Worlds, основанной Дэйвом Джонсом (Dave Jones), который раньше работал в DMA. Его творение породило настоящую империю и дважды подчеркнуло то, как один человек может повлиять на целую игровую индустрию – уже после создания Lemmings, совершенно непохожей на GTA, сделавшей его известным.

Вы можете поиграть в GTA хоть сейчас, загрузив ее бесплатно с сайта Rockstar, и заново вкусить атмосферу той бурной полемики, которая преследует серию на протяжении всей ее истории. Даже если вы не играли в GTA, но наверняка слышали о ней. Однако если вы не только помните о ней, но и играли в нее, когда она только появилась, то наверняка испытывали то непохожее ни на что чувство, которое трудно назвать неприятным.

графика в гта

Не то чтобы видеоигры были невинными и целомудренными до 1997 года. Явно нет. Это был довольно скандальный год. (Тогда же у нас появилась еще одна игра, где мы могли рядами выкашивать ни в чем не повинных людей – Carmageddon). И когда мейнстрим-игра от DMA, т.е. от студии, которая некогда развлекала нас зелеными и пурпурными суицидальными хомяками, ошарашивает нас фразами вроде: «Мой братец знает, что я трахнул его жену. Нужно замочить ублюдка, пока он меня не нашел» – это настоящий сюрприз. Вчера эти ребята делали Christmas Lemmings, а сегодня их игра пестрит фразами вроде «Хочу перепихнуться!» Это как заявление вашей бабушки о том, что она хочет стать звездой порно.

Вы смотрите на вашего миниатюрного спрайтового персонажа сверху вниз, и тот может украсть любую машину, какую пожелает, а затем рвануть на ней по городу, совершая всевозможные преступления. Целью является не прохождение, а скорее, набор достаточного количества очков, чтобы открыть следующий этап игры. Наибольшее количество очков дается за успешное прохождение серии миссий, но ничто не мешает вам зарабатывать их не такими большими порциями, а просто угоняя машины, выполняя побочные квесты и, конечно, сбивая и тараня ни в чем не повинных людей.

Мысль о том, что игра вышла раньше 1997 года, усугубляется наличием в некоторой степени изворотливой графики. Несмотря на то, что GTA была в 3D, вид сверху-вниз намекал на то, что этой игре в самую пору быть где-нибудь на Amiga, не говоря уже об особенно примитивной подаче. В игре не было мини-карты, зато была настоящая карта, напечатанная на бумаге, которая поставлялась вместе с игрой, а это здорово затрудняло навигацию. Вам редко говорили о том, где вы находитесь, поэтому вам приходилось сопоставлять еле видимые квадратики на бумажной карте с изображением на экране, дабы попытаться найти более-менее приемлемый способ добраться до нужной локации, стараясь не угодить в один из бесчисленных тупиков.

liberty city

Кроме того, это был огромный мир для исследования. Оригинальная GTA вмещает все три города, которые впоследствии были реализованы еще более достоверно. Вы начинаете в Либерти-Сити, откуда следуете в Сан-Андреас, а затем в Вайс-Сити. В каждом из городов находится от 10 до 20 районов, в каждом из которых есть магазины, торгующие бомбами, мастерские, в которых можно перекрасить машину, полицейские участки, железнодорожные станции и т.д.

Я полагал, что милая мультяшная графика и относительная примитивность игры низведут шок-фактор на нет. Правда, сейчас мы можем оглянуться назад и сильно удивиться тому, какими бы были наивными. Впрочем, лично мне игра все еще кажется довольно сомнительной с точки зрения графики.

Покуда капот вашей сверкающей машины врезается в довольно реалистичного человека, а его бездыханное тельце летит в кювет по всем правилам ragdoll-физики, в этой игре есть нечто более жестокое – например, беспечные пешеходы, которые как ни в чем не бывало перешагивают через огромные лужи еще не запекшейся крови. Но в то же время кто-то кричит (э-э, нижеследующая фраза будет слегка грубоватой): «Это гребаный район принадлежит Тони Дио! Он хочет его вернуть!»

Кроме того, город был довольно оживлен. Некоторые даже возразят, что ряд нынешних сэндбокс-игр не могут похвастаться такой бурной жизнью. Они обладают меньшей детализацией, но в то же время сильно отличаются от своего старшего собрата. Например, можно увидеть скорую, которая прибывает на место происшествия, чтобы соскрести с асфальта останки ваших жертв. Частенько вы могли стать свидетелем последствий дорожного инцидента, который произошел за пределами экрана, а это намекало на то, что вы не единственный человек, который как-то влияет на этот мир. Ну и, помимо прочего, тут тоже есть полицейские погони, которые с каждой минутой становятся все более масштабными.

frenzy failed

Если вас поймали за совершением преступления, за вами начинает гнаться всего один полицейский. Но вскоре напряжение возрастает, что приводит к появлению блокпостов и еще более жесткой реакции со стороны правоохранителей. В этом случае вашей задачей становится понять, где вы находитесь, и найти путь до ближайшей автомастерской, чтобы там вашу машину перекрасили. Новый номерной знак приводит полицию в ступор, и даже если они ждут вас прямо за воротами автосервиса, они тут же прекратят погоню. «О, извините, мы преследовали человека, очень сильно похожего на вас. Однако у вашей машины другой номерной знак, поэтому мы оставим вас в покое».

Возможно, вам уже надоело, что я по делу и без говорю, о том, что в GTA можно заблудиться. Знаете, я прямо чувствую, как некоторые из вас готовы прямо таки крикнуть что-то вроде: «Перестань нести вздор, ты, пустопорожний болтун! Просто выучи карту!» А это значит, что я хочу обратиться к тем из вас, для кого такая задача кажется довольно сложной. Вы как раз те самые люди, которые могут сказать: играя в GTA 4 или Saints Row 2, мы почти всегда смотрим на мини-карту, где бы мы ни были, практически не обращая внимание на оставшуюся часть экрана.

Я могу заблудиться, взбираясь по лестнице. При перемещении из ванной в гостиную в чужой квартире мне может понадобиться помощь святого Бернарда или даже бригады скорой помощи. Я потратил целый год, разъезжая взад и вперед по нашему небольшому городку дважды в неделю в компании друга, который учил меня водить – мы ездили по двум разным маршрутам. Год. Это длилось целый год пока я не понял, что это один и тоже маршрут. Я хочу, чтобы вы поняли, зачем нужны мини-карты. Они нужны для людей вроде меня, которые, находясь за рулем автомобиля, плохо ориентируются в городской географии – географическим кретинам.

Впрочем, трудностью, которая сильно запомнилась гораздо большему количеству игроков GTA, а вдобавок является самым удивительным аспектом игры, если посмотреть на нее сейчас, 15 с лишним лет назад, было то, что проигранная миссия просто заканчивалась.

вас завалили

Чтобы зачистить Либерти-Сити, вам нужно набрать 1 млн баллов. Однако чтобы заполучить такое громадное количество очков, нужно проходить миссии, которых всего около дюжины. Вы берете задание, угоняете грузовик, взрываете здание, а затем звоните по телефону, чтобы перейти на следующий уровень. Игра не будет утруждать себя подсказками вроде «Миссия провалена», а затем отбрасывать вас к началу, чтобы вы опять угнали грузовик, взорвали здание и т.д. Она просто скажет: «Миссия провалена». И оставит вас там, где вы есть.

Если у вас кончатся задания, но необходимое количество очков набрано не будет, вам придется соскребать эти очки с местных сусеков, ввязываясь в различные уличные преступления. Или начать сначала. Помимо прочего, счетчик жизней ограничен, поэтому не стоит умирать слишком часто. Чекпоинтов нет, разве что вы не зачистили весь город. Это делает игру более внушительным челленджем, чем большинство современных игр Rockstar. Впрочем, не сказать, что чересчур внушительным, однако ставки тут гораздо выше.

Игра остается экстраординарной. Играть в нее при помощи чего-то еще, помимо клавиатуры, все еще остается невозможным. Да, она поддерживает контроллеры, даже от Xbox 360, однако управление получается настолько неистовым, что никакого веселья от такого времяпровождения можно не ждать. И вам действительно понадобится немного привыкнуть, прежде чем вы сможете управлять автомобилями на высокой скорости. Зато потом вы будете отрываться по полной.

бешеные спортивные машинки

Впрочем, вам нужно знать еще несколько вещей. Многие люди, включая меня, играли на версии, разработанной для современных систем, и ее файл ключей портился каждый раз, когда вы закрывали игру. Чтобы загрузить GTA снова, вам нужен был GTAFixer.exe. Он же позволял исправить глупую ошибку с неверно названными аудиофайлами, из-за которой вы слышали переговоры полиции, прогуливаясь пешком. Помимо фиксов, по ссылке вы найдете сканы карт и инструкции. Кроме того, если помните, при нажатии на F7 повторялось ваше последнее сообщение на пейджере. А еще не забудьте, что нажав на F11, вы запустите процесс апгрейда графики до 1024×768.

В общем, поиграйте в GTA хотя бы из сочувствия к Realtime Worlds, которые пытались обновить франшизу, сделав из нее онлайн-мир, который, правда, работает не очень хорошо. Или для того, чтобы размазать по асфальту сотню-другую невинных людей, ведя себя как сумасшедший социопат – таблоидам ведь нужно о чем-то писать.

And remember respect is everything.

Поделиться

Обсудить