ProGamer
×
  • Создать...

Остановлены продажи игры Company of Heroes 2


В связи с обращениями пользователей, считающих недопустимыми ряд эпизодов игры, компания «1С-СофтКлаб» приняла решение c 26 июля 2013 г. остановить продажи компьютерной игры Company of Heroes 2 на территории Российской Федерации и СНГ. В данный момент 1С-СофтКлаб анализирует ситуацию и проинформировал об этом разработчика и издателя Company of Heroes 2.

СНГ против COH2

Стратегия в реальном времени Company of Heroes 2 была очень тепло встречена мировой прессой, получив, в среднем, 80 баллов из 100. Однако существует немало людей, кому эта игра не совсем понравилась.

Критики из России и других постсоветских стран утверждают, что военные действия, происходившие во время Великой Отечественной войны, отображены в игре предвзято, сквозь призму сложившихся на Западе клише о роли Советского Союза в крупнейшем военном конфликте мира за всю историю.

Волна негодования соотечественников буквально захлестнула Metacritic, в результате чего пользовательский рейтинг Company of Heroes 2 был снижен до 1,7 баллов. «Сюжет игры – ложь и в нем полностью фальсифицирована история советской России и методы ведения войны» – говорит один из комментаторов. Другой добавляет, что игра «собрала в себе все самые грязные мифы о войне, после чего ее сюжет превратился в кучу идеологического мусора».

Прежде чем мы продолжим разбираться с этим непростым вопросом, необходимо указать на масштабы пропаганды того времени. Очень многие факты могут оставаться искажены и по сей день в головах людей по всему миру. И истину о Второй мировой мы можем никогда и не узнать. Вероятно, истина где-то посередине. Точную картину могут показать цифры, а о причинах и целях этого мы можем только догадываться.

Соотношения потерь на Восточном фронте Германии приводится в различных источниках и оно явно не в пользу СССР. На одного убитого немецкого солдата приходится примерно 1,6 убитых советских солдат, что может быть свидетельством более расточительного использования человеческого ресурса со стороны Советского Союза. Если такое соотношение убитых сохраняется и в игре, то вина разработчиков ставится под сомнение.

Какие ваши доказательства?

Тем не менее, тысячи людей подписались под петицией на сайте Change.org с просьбой к Steam о запрете продажи игры в странах СНГ. В самом тексте обращения видение разработчиками событий Второй Мировой описывается как «вызывающее отвращение». Ниже основная часть текста петиции:

Игра, о которой идет речь [Company of Heroes 2], затрагивает весьма сложный и неоднозначный период в истории России и других сопредельных с нею стран. Его нельзя оценивать только с положительной или только отрицательной стороны, равно как и участвующие в тех событиях стороны.

Здесь, на постсоветском пространстве, мы верим в победу сил антигитлеровской коалиции, в победу, вынесенную на плечах достойных людей, храбрых, мужественных, честных и способных на жертву.

Разработчики же игры рассматривают СССР с исключительно негативной стороны, извращают ход событий и дают им явно пронацистскую оценку. Портреты же людей, с которыми знакомит сюжет игры, призваны вызывать отвращение и чувство стыда за принадлежность к такому народу.

Сергей Галёнкин – украинский блоггер, работающий в российской компании-разработчике Nival, создавшая популярный военный тайтл Blitzkrieg, написал:

«CoH2 стала собранием всех существующих мифов о России». «ГУЛАГи, армии без оружия, русские, стреляющие в спины собственных солдат… К началу третьей миссии я уже был готов увидеть медведей, скачущих верхом на лошадях» – добавил он.

Галёнкин обращает наше внимание на различия между сюжетами второй части Company of Heroes от первой, где описывались действия войск Запада на территории Франции. В оригинальной игре, по его мнению, просматривается ярко выраженный дух сериала «Братья по оружию» (Band of Brothers), изображающий солдат и офицеров союзников как братьев на поле боя, всегда действующих слаженно и готовых прийти на помощь друг другу в любой момент.

Вторая же часть акцентирует свое внимание на жестокости генералов Красной Армии: использование ними практики отправки на фронт солдат без оружия, а также последующий массовый расстрел отступающих. Сюжет игры фокусируется на репрессивной политической обстановке, сложившейся в советском обществе того времени и на том, как эта обстановка в конечном итоге повлияла на военные события Второй Мировой.

В Relic утверждают, что игра показывает исторические реалии, обосновывая свое видение проведенными архивными исследованиями и личными свидетельствами русских солдат.

Критики игры говорят, что, несмотря даже на общеизвестные случаи беспрецедентного варварства и жестокости, царившего порой во время Великой Отечественной войны, в Relic чересчур избирательно отнеслись к выбору фактов для освещения в сюжете. Там предпочли проигнорировать то, что в России принято воспринимать как благородное самопожертвование: а именно намного больший вклад в дело борьбы с фашизмом советских солдат в сравнении с воинами западных войск, позже пришедших на помощь СССР.

В России и других странах постсоветского пространства Великая Отечественная война всегда ассоциировалась с героизмом народа, а не с вождями-тиранами, бросающими безоружных ребят на амбразуры. Не сделали прозрачнее восприятие этого вопроса за рубежом напряженные времена холодной войны, железный занавес и Голливуд. Реальные исторические факты сегодня скрыты от западного общества из-за затянувшегося периода советской власти, которой очень часто было выгодно спекулировать на исторических темах.

Десятилетиями самыми надежными источниками правдивой информации о событиях периода Великой Отечественной считались советские диссиденты или бывшие немецкие солдаты. Официальная же документация об этом периоде войны подвергалась жесткой цензуре и перекручиванию фактов, граничащему с абсурдом.

Даже сегодня попытки освещения Красной армии в негативном свете вызывают в России мгновенную реакцию негодования. Президент страны Владимир Путин хочет даже пролоббировать очередной абсурдный закон, запрещающий упоминания о Красной армии в любом другом ключе, кроме как о героической армии-освободительнице.

больше снега

У каждой нации, участвовавшей во Второй Мировой войне, есть собственные причины, которыми пропаганда объясняла ее участие в этом конфликте. Так, для американцев это была борьба за свободный мир. Для англичан – успешное противостояние немногочисленных собственных войск превосходящим их в количестве силам противника. Для французов – гордое сопротивление. Согласно же сложившихся в советском обществе традиций, участие в данном конфликте СССР всегда объяснялось единственно возможной причиной – необходимостью праведного возмездия.

По разным оценкам, за время войны погибло около 20 миллионов граждан Советского Союза – на то время это 14 процентов от общего населения страны. Для сравнения, Соединенные Штаты потеряли 420 000 жизней или 0,3 процента населения. Разумеется, такая разница во многом продиктована тем, что большей частью для русских война проходила на их родной земле.

Лукаш Маркевич (Lukasz Markiewicz) – поляк, и, по его словам, «у Польши должно быть меньше всего оснований, чтобы любить СССР». Но даже для него очевидно искажение Relic фактов о Великой Отечественной войне.

«По сути, кампания представляет собой один огромный обидный стереотип. Первые четыре года войны останутся в памяти всего человечества как самый мрачный период его истории. И нет ничего плохого в том, что люди хотят воссоздать эти события в художественной форме. А вот что по-настоящему плохо – так это подавать данные события в форме примитивного клише, как противостояние немецкого Вермахта и СС против русского Ивана».

Основная критика, озвучиваемая на русских игровых форумах, сводится к тому, что игра во многом переняла сюжет таких фильмов как «Враг у ворот», где русских солдат отправляют на немецкие пулеметы абсолютно безоружными, в надежде раздобыть винтовку, забрав ее у погибшего товарища.

«Не было в войну такого, чтобы одну винтовку делили между собой двое солдат, разве что в особенно редких случаях» — говорит Маркевич, 27-летний налоговый инспектор, имеющий ученую степень бакалавра по истории. «Никогда не было «заваливания телами» немецких пулеметных гнезд MG40, если, конечно, офицер, отдававший приказ о наступлении, не совсем слетел с катушек. В те редкие случаи, когда подобное и происходило, виновные тут же понижались в должности или отдавались под трибунал».

«В то же время, существует множество примеров некомпетентности и жестокости советских командиров» — добавляет он. «Если хорошенько поискать доказательства, то можно с легкостью найти примеры того, что показывалось в картине «Враг у ворот». Я не пытаюсь никого призывать к проведению переоценки всех известных нам исторических фактов. Во время Великой Отечественной войны столкнулись два свирепых тоталитарных режима, поэтому факты крайней жестокости там время от времени присутствовали. Беда же в том, что непосредственно в игре эти зверства и жестокость были вынесены на самый первый план, сильно преувеличены и превращены, по сути, в фарс».

Дэвид Стоун (David Stone), профессор военной истории университета штата Канзас, специализируется на истории Советского Союза.

«Дизайнерам и разработчикам постоянно приходится выискивать пути, чтобы как-то выделить собственный продукт среди других» — говорит он. «Это значит, что в игре, действие которой происходит во времена ВОВ, обязательно будут присутствовать стандартные для данного военного конфликта клише, чтобы она могла как-то выделиться среди остальных игр жанра. При этом, когда на первый план выходят интересы маркетинга, историческим соответствием могут и пожертвовать. С такой точки зрения нет ничего удивительного в том, что Relic преувеличивает в игре количество снега, жестокость красных командиров и проблему нехватки оружия» — добавляет профессор.

По его словам, многие из представленных в игре фактов основываются на реальности, но солдаты, которых бросают в бой без оружия – «это картина, характерная для Российской империи в Первой мировой войне, но не для Советского Союза во время Второй».

Приказ 227

В Company of Heroes 2 используется механика, позволяющая игрокам разворачивать боевые действия на основе формирований, состоящих из «дешевых» новобранцев, минуя этап их подготовки в своем тылу. Преимущество в количестве при недостатке опыта компенсируется Приказом № 227: любая попытка отступления влечет за собой применение к провинившимся различных форм наказания, вплоть до смертной казни.

Печально известный Приказ № 227 был издан Иосифом Сталиным и предусматривал создание заградительных отрядов для предотвращения бегства военнослужащих Советской Армии с поля боя. С военной точки зрения эту тактику трудно назвать успешной. То, что в игре используются нормы вышеупомянутого приказа, само по себе достаточно реалистично, хотя в действительности он применялся лишь в особых условиях.

«Такое действительно случалось, особенно весной 1942 года под Сталинградом» — рассказывает он. «Солдаты и офицеры, покидавшие поле боя бегством или дезертировавшие, почти всегда неминуемо попадали после поимки в ряды штрафных батальонов и рот, использовавшихся в дальнейшем для ведения боевых действий на самых трудных участках фронта, «чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной». Кроме того, формировались также специальные заградительные отряды (как правило, в тылу штрафных батальонов) для того, чтобы «расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной». Подобное, несомненно, имело место быть, однако это были скорее исключительные, нежели общие случаи».

По словам Галёнкина, этот игровой аспект очень сильно преувеличен.

«В игре перед нами предстает армия, напрочь лишенная каких-либо моральных качеств и взявшая себе за цель саморазрушение» – говорит он. «В миссиях игры советские солдаты показываются кровожадными варварами, убивающими больше своих соотечественников, чем врагов. Никто такого не делал, даже русские в те тяжелые времена. Подобные действия просто лишены какого бы то ни было смысла».

ww2 rus soldiers

В Relic утверждают, что сюжет Company of Heroes 2 исторически сбалансирован и полностью опровергают обвинения в том, что игра строит свое повествование вокруг единичных случаев, выдавая их за массовые.

«Имея дело со столь масштабной войной, каковой была Великая Отечественная, нам нужно было делать акцент на отдельных битвах и случаях, чтобы обеспечить широту повествования» — сказал режиссер игры Куинн Даффи (Quinn Duffy).

Кроме этого он добавил, что за основу сюжета кампании были взяты очерки известного писателя и военного журналиста Василия Гроссмана, пробывшего три года на передовой и имевшего:

«опыт постоянного общения с командирами всех уровней на разных фронтах». В его работах, по словам Даффи, «описывается беспрецедентное мужество находившихся на передовой солдат, но также в них упоминается жестокость, мелкие склоки, интриги и карьеризм, как характерные явления на всех уровнях советской военной иерархии».

По словам Даффи, его команда пыталась донести то благоговение, испытываемое ее участниками по отношению к героическим усилиям советских мужчин и женщин, которым приходилось противостоять «не только немецкому врагу, но также недоверию и жестокости, проявляемому со стороны некоторых лидеров собственной страны». Также он отметил, что перед созданием игры прочитал десятки книг о Великой Отечественной войне, поэтому при описании имевших место в ней событий «мы были настолько честны, насколько нам позволял это сделать уровень осведомленности по предмету».

А что же со всеми этими солдатами, которых безоружными бросали в самую гущу боя?

«Я считаю, что это вполне может соответствовать действительности» – говорит Даффи. «Пусть подобные моменты и смахивают на клише, но так мы показали те трудности, с которыми приходилось бороться солдатам Красной армии. Кроме того, таким образом подчеркивалась и решительность советских солдат. Мы не ставили себе целью показать их жестокость или некомпетентность, в первую очередь была цель продемонстрировать отвагу и храбрость этих ребят».

При этом Даффи ссылается на многочисленные источники, свидетельствующие о серьезных трудностях с обеспечением советских войск ресурсами во время стремительных немецких наступлений 1942 года.

Не подвергается сомнению и тот факт, что в Relic очень детально готовились к созданию игры и дело не ограничилось просмотром пары голливудских фильмов. Очевидно также и то, что большая часть игры опирается на существенные отличия между стратегией и тактикой ведения боевых действий на территории СССР и Европы. Но пересказ исторических событий и расставление при этом правильных эмоциональных акцентов – это всегда очень нелегкое задание, особенно если дело касается столь трепетных вещей, как Великая Отечественная война. Многочисленные комментарии на различных форумах и сайте Metacritic являются наглядным свидетельством тех сильных чувств, которые эта война до сих пор будоражит в сердцах представителей народов бывшего СССР.

coh-2-online-german-assault

И хотя в Relic утверждают, что они занимаются восхвалением советских солдат, критики игры из России видят в ней очередное негативное представление их самих, десятилетиями заточенных на жестокость, всегда готовых принести себя в жертву ради высшего блага. Нет никаких сомнений, что именно такой стереотип о русских широко распространен в массовой современной культуре Запада.

Даффи считает, что главные отличия между первой и второй частями игры на самом деле кроются в другом. Он говорит, что вторая часть заставляет нас более широко взглянуть на вещи, а ее повествование касается жестокости войны и террора, имевшего место быть в советской армии того времени. В свою же очередь, первая часть фокусировалась на небольшой группе солдат, не имея своей целью помочь игроку расширить существующее у него представление о таком великом и трагическом событии, коим несомненно является Вторая мировая война.

«Я стал замечать существенную разницу между двумя частями еще на том этапе, когда мы не смогли найти такого персонажа, который мог бы пройти всю игру от начала до конца, как это было в Нормандии. Очень многие гибли в тот период войны» — сказал он.

В заключение Даффи отмечает, что не все комментарии с постсоветского пространства несут в себе один лишь негатив. «Нам поступало немало твитов, постов на Facebook и сообщений на форуме, поддерживающих факт осветления нами тяжелых моментов ВОВ. Так, один молодой человек показал геймплей игры своему дедушке, служившему танкистом во время Второй мировой – тому очень понравилось. Читая такие отзывы, я понимаю, что работа была проделана не зря» — подытожил он.


Общайтесь с нами в Discord Канал в Telegram

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас