Модернизация самого себя: грядет эра носимых компьютеров

Культ | |

Это был интересный год для самого известного сайд-проекта Google. Выйдя из недр таинственной лаборатории Lab X в апреле, очки Project Glass были представлены во время круглого стола с Чарли Роузом (Charlie Rose), дали возможность посетителям конференции Google I/O взглянуть на мир глазами парашютиста, расхаживали по подиуму на Неделе Моды в Нью-Йорке и выступили на одной сцене с губернатором Калифорнии Джерри Брауном (Jerry Brown) во время подписания закона о разрешении эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах штата.

Сергей брин в очках Project Glass

Тем не менее, мы еще многого не знаем об этом проекте, даже несмотря на то, что он являет собой броскую и эффектную попытку сделать носимые компьютеры следующей Большой Штуковиной. Публичные демонстрации пока лишь намекают на истинный потенциал этой технологии. Предвестие эры Google Glass все еще остается лишь предвестием, то же самое касается и всех остальных носимых компьютеров во всем их многообразии, даже несмотря на десятилетия исследований в этой области, которые проводились кем не попадя: от военных до подпольных «самоделкиных».

Речь не о том, что те годы не были богаты на события, просто само понятие носимых компьютеров с тех пор претерпело некоторые изменения. В последнее время оно стало переплетаться с идеей дополненной реальности (далее – ДР). Это относительно новый термин, но если смотреть шире, он появился десятилетия или даже столетия назад. Вот несколько примеров: солнцезащитные и просто очки улучшили и оберегают наше зрение, электричество и лампочки избавили от необходимости пользоваться дневным светом, автомобили и другие транспортные средства расширили то пространство, которые мы считаем домом. Но технология носимых компьютеров и все эти обещания на будущее – это дополнения другого рода: они не просто дополнят нас или наше окружение, но и уже существующие технологии.

Ключевые элементы

На данный момент носимые компьютеры во многом считаются витком эволюции смартфонов, которые наиболее близки к «носимой» технологии сами по себе. Но ее реальная история, как мы знаем, уходит далеко за то время, когда был изобретен первый сотовый телефон, не говоря уже о первых смартфонах. В тех больших и громоздких устройствах можно разглядеть корни современных носимых компьютеров: камеры и PC.

Влияние компьютеров и, в частности, персональных компьютеров, очень сложно переоценить. Как блестяще заметил исследователь и гейм-дизайнер Ян Богост (Ian Bogost) в недавнем эссе для The Atlantic, которое было посвящено Алану Тьюрингу, компьютер – это устройство, созданное не для выполнения конкретного задания, но для имитации других устройств, или «особый вид машины, который работает, выдавая себя за другую машину». Чем мощней и совершенней становятся компьютеры, тем больше устройств они могут имитировать и, в конечном счете, заменить.

ENIAC - первый электронный цифровой компьютер общего назначения

ENIAC – первый электронный цифровой компьютер общего назначения

С появлением персональных компьютеров это стало еще более очевидно, т.к. все меньше людей отдавали предпочтение радио, телевидению, калькуляторам и множеству других девайсов. Совсем недавно мы наблюдали похожую картину, когда люди переключались с PC на смартфоны, планшетные компьютеры, камеры и игровые консоли. В каждом из этих случаев новая технология вымещала старую и начинала играть все более важную роль в жизни людей. В то время как персональные компьютеры были этаким вычислительным центром, привязанным к дому, смартфон стал почти постоянным аксессуаром и источником непрерывной связи. Носимые компьютеры обещают и далее расширять идею «перманентного соединения». И что более важно, их потенциала достаточно, чтобы полностью изменить природу того, что мы называем «связь».

Еще одно ключевое и не менее важное устройство – это камера. Как некогда мобильное и всегда (или почти всегда) доступное подключение к интернету дало толчок развитию смартфонов и отделило их от персональных компьютеров, так и сейчас постоянно активная камера – это один из ключевых факторов отличия смартфонов от многих современных носимых компьютеров. Это не всегда было так очевидно, так как многие носимые компьютеры были специализированы для выполнения конкретных задач. Например, устройство, которое многими по праву считается самым первым носимым компьютером, было задумано в 1955 г., а протестировано в 1961 г. Эдвардом Торпом с целью помогать владельцу при игре в рулетку. Безусловно, это был носимый компьютер, т.к. один из элементов устройства был встроен в ботинок и управлялся при помощи пальца ноги, а другой представлял собой наушник, в котором проигрывалась та или иная музыкальная нота. Данный девайс выполнял некие базовые вычисления (расчет времени шарика и колеса рулетки), но его создатели не задавались целью сделать именно носимый компьютер. Когда грянула эпоха PC, нашему глазу предстали новые идеи для wearable-технологии, а также четкие признаки того, что как раз камера сыграет в этом существенную роль.

Носимый компьютер без камеры – это просто компьютер, который можно носить с собой. Он более портативен, всегда доступен и будучи таким, какой он есть, открывает новые возможности, но эта идея не ушла далеко от традиционных персональных компьютеров. У него есть экран, один-два устройства ввода и ряд программ для выполнения тех или иных задач. Но если добавить камеру, носимый компьютер становится не просто девайсом для съемки и записи, но устройством для постоянного мониторинга окружающего пространства (плюс некоторая помощь со стороны GPS и всевозможных сенсоров). Такая ситуация делает проекты вроде Glass все более значимыми. То, что мы обычно видим перед своими глазами плюс наложение дополнительной информации – это не просто какая-то очередная новинка, на которую интересно посмотреть. Это новый способ смотреть на окружающий мир.

Носимые компьютеры обретают форму

Стив ман со своей штуковиной

Важность камеры для носимых компьютеров наиболее очевидна в работе Стива Манна (Steve Mann), выпускника MIT и главного пионера в этой области. Манн создал свой первый девайс подобного типа (компьютер в рюкзаке и камера с видоискателем, прикрепленная к шлему) в 1981 году и продолжает работать в этом направлении. Покуда определение «носимый компьютер» становилось все более растяжимым, Манн продолжал адаптировать свои системы на протяжении многих лет, делая их все менее громоздкими с каждой новой версией.

mann

Среди этих систем было много таких, которые он называл WearComp., и они помогли сформировать архетипический образ носимого компьютера: небольшой компьютер, как правило, на закрепленный на ремне, портативное устройство ввода и переносной дисплей. Также, разумеется, есть камера, которую Манн еще в середине 90-х использовал для прямой передачи видеосигнала в сеть. Позже он сделал дисплей еще меньше на своем устройстве EyeTap, которое выглядит таким же замечательным как Google Glass, но в то же время в нем присутствует что-то от DIY. В настоящее время Манн отважно ступает по территории киборгизации, утверждая, что его дисплей теперь вживлен и его можно отсоединить от головы только при помощи «специальных инструментов». Ранее в этом году это устройство стало причиной проблемы с сотрудниками McDonald (формально там запрещена видеосъемка, а Манн не смог постоять за себя и возразить персоналу Макдоналдса) во Франции , которые пытались снять его с Манна. Это событие привлекло к переносным компьютерам больше внимания, чем любое другое событие из этой области, не считая недавних новостей о Google Glass. Кроме того, Манн использует нечто под названием mind-mesh (клетка для разума), эдакое устройство для интерфейса «мозг-компьютер», а также работает с компанией InteraXon, которая занимается разработкой устройств, управляемых силой мысли.

Тот же прогресс в сторону чего-то более именно носимого, а не переносного (за вычетом работы в области киборгизации) можно увидеть в работе Тэда Стэрнера (Thad Starner). Он учился с Манном в MIT примерно в то же время и также на протяжении десятилетий надевал на себя устройства, сделанные своими руками. Самое первое из них базировалось на Hip-PC, разработанном Дугом Платтом (Doug Platt), и по существу представляло собой собранный в домашних условиях 286 компьютер, который крепился где-то в районе бедра. Устройства также использовали дисплей Private Eye от компании Reflection Technology, который крепился к голове (популярная опция среди энтузиастов того времени), а также контроллер Twiddler для одной руки, как устройство ввода.

На протяжении многих лет более широкий подход Стэрнера сильно отличался от того, чем занимался Манн, хотя первоначально он стремился создать устройство, более близкое, скорее, к личному помощнику, чем к компьютеру для взаимодействия с окружающей средой. Его работа получила своего рода продолжение, но включала также и технологию Remembrance Agent («Агента памяти»), которую он разработал вместе с Брэдли Роудсом (Bradley Rhodes). Это устройство постоянно контролировало то, что делает пользователь и предоставляло ему список релевантных документов, тем самым эффективно дополняя человеческую память, по словам Стэрнера. Манн исследовал этот тип дополнения в свой книге Cyborg: Digital Destiny and Human Possibilityinthe Ageofthe Wearable Computer («Киборг: цифровая судьба и человеческие возможности в эпоху носимых компьютеров»), написанную вместе с Хэлом Нидзвиецки (Hal Niedzviecki), отмечая переход от «умных вещей» к «умным людям».

да, это уже существовало в 90х годах

Учитывая это, и Манн и Стэрнер (а также другие в этой сфере) также должны быть признательны Дугласу Энгельбарту (Douglas Engelbart), который не только изобрел гармоничную клавиатуру, которая использовалась на многих ранних носимых компьютерах, но и написал историческую для этой области работу Augmenting Human Intellect («Усиление человеческого интеллекта»). В ней Энгельбарт опирается на труды Ванневара Буша (Vannevar Bush) и его пред-гипертекстовую идею (Memex), чтобы искать новые способы усиления нашего мышления.

Многие из других изобретений Манна и Стэрнера сводятся к простой идее о том, что носимый компьютер должен быть носимым все (или почти все) время. Теперь этой идее вторит Google и, в конечном счете, ее должны взять на вооружение все производители носимых компьютеров, чтобы хоть как-то приблизиться к успеху смартфонов и планшетов. Ясно одно – Google считает, что это возможно, и эту мысль продолжает Манн в своем «Киборге», утверждая, что «в один прекрасный день бы будем чувствовать себя обнаженными без нашего носимого компьютера». Уже сегодня так можно сказать о многих людях и их смартфонах. Кстати, Стэрнер сейчас работает над Google Glass, в то время как Манн продолжает заниматься своими проектами, будучи штатным профессором в Торонтском университете.

Разумеется, не все новаторские работы в области носимых компьютеров появились в академическом мире. Например, DARPA занимается этой технологией с 1990 года и, наряду с промышленным использованием, носимые компьютеры нашли практическое применение в до-потребительскую эпоху и в военных целях.

В большинстве случаев это, как и ранее, устройства для выполнения конкретных задач, но они также демонстрируют наглядные примеры использования ДР, как мы ее понимаем сейчас. В инициативах вроде программы Land Warrior армии США аукается множество типичных элементов носимых компьютеров, включая HUD, умеющий отображать карту, «тепловое» зрение и улучшенную систему прицеливания для солдат. Эта программа была отменена в 2007 году, но экипировка немного использовалась в Ираке. Подобные работы по созданию «солдата будущего» продолжаются в США и ряде других стран (FELIN-II во франции, немецкий IdZ и российский Всевидящее Око) по всему миру.

На другом фронте есть еще одна технология, разработка которой началась примерно в то же время, что и носимые компьютеры, и которая тоже обещала однажды стать следующей Большой Штуковиной: виртуальная реальность (далее – ВР). Между ними есть нечто общее (носимые дисплеи и устройства ввода), но в то же время есть и различия: ВР более сфокусирована на внутреннем цифровом мире. Однако по-прежнему, ВР – это далеко не пережиток недавнего прошлого, которое мы могли видеть в фильме “Газонокосильщик” Бретта Леонарда. Ранее в этом году Oculus Rift, относительно недорогой носимый дисплей с возможностью отслеживания движений, наделал много шума, став успешным проектом на Kickstarter и подарив новую надежду на будущее этой технологии в видеоиграх.

Майкл Абраш (Michael Abrash) из Valve также видит место для ВР в ближайшей перспективе в качестве своего рода временной технологии, пока полноценная ДР еще набирает обороты. Недавно он написал в своем блоге, что «взаимодействие с реальным миром и, особенно, с другими людьми – вот почему ДР является верной стратегией в долгосрочной перспективе». Однако, он добавил, что «есть смысл заниматься ВР сейчас и толкать эту технологию так быстро, насколько это возможно, но в то же время продолжать исследовать уникальные задачи с ДР и со временем наращивать работу в этом направлении, покуда эта технология не созреет полностью».

система, предназначенная для отображения информации из терминатора

robocop interface

Конечно, большинство популярных изображений носимых компьютеров берут начало не из реального мира, а из научной фантастики. Многие первый раз увидели дисплей с ДР от лица киборга в фильмах вроде «Терминатора» или «Робокопа». На нем постоянно обновлялась некая информация, наложенная поверх поля зрения. 1980-1990 годы с подачи Уильяма Гибсона (William Gibson) и Нила Стивенсона (Neal Stephenson) подарили нам кибер-панковое будущее, в котором присутствовали киборги другого вида: они тоже были своего рода дополнены технологиями, но все еще оставались людьми.

Носимые компьютеры вдохновляют создателей научной фантастики и по сей день. Короткометражный фильм Sight за авторством Эрана Мэй-раца (Eran May-raz) и Даниэля Лацо (Daniel Lazo) привлек довольно много внимания, явив гипер-дополненное будущее, которое изобилует компьютерами размером не больше, чем пара контактных линз (что не так уж фантастично). Эта тенденция, естественно, заметна и в видеоиграх, например, тайтл DeusEx: HumanRevolution снова выносит идею улучшенных кибер-панковых людей на передний план.

Google-фактор

Было и другое короткое видео, но не (совсем) научно-фантастическое, которое привлекло к носимым компьютерам столько внимания, как никакое другое до него в этом году. Google официально анонсировала Project Glass посредством видеоролика One day, в котором был показан не сам девайс, а то, что видит носящий его человек: от простых напоминаний до инструкций по видео-звонкам, которые будто бы плавают в поле зрения пользователя. С точки зрения многих, было показано чересчур сверх того, на что способен прототип, но согласно Google, это не очень далеко от настоящей функциональности девайса. Кроме того, устройство само по себе выглядит довольно впечатляюще, даже на текущий момент: самодостаточное, сравнительно небольшое и способное делать (относительно) высококачественные снимки и видео.

В секретной Lab X помимо Стэрнера над проектом работал целый ряд экспертов области, включая текущего руководителя Бабака Парвица (Babak Parviz), который ранее занимался дисплеями-контактными линзами. Впрочем, по общему мнению, на самом деле руководитель проекта – это со-основатель Google Сергей Брин, который является его движущей силой. Об этом свидетельствует его энтузиазм во время «парашютной» демонстрации Glass на конференции Google I/O. Судя по всему, Брин также думал о носимых компьютерах в более широком смысле и много говорил, например, о том, как эта технология может привести к некоторым по-настоящему новым видам деятельности человека.

красивые картинки с презентации

Несмотря на сходства, между Google Glass и носимыми компьютерами Стива Манна все же имеются некоторые различия. Возможно, это наиболее заметно, если обратить внимание на то, каким они видят взаимодействие пользователя с окружающей средой. В то время как Google продвигает подход «не быть препятствием между вами и реальным миром», как обмолвился Парвиц в интервью Wired, Манн видит носимые компьютеры чем-то вроде «промежуточной реальности», которая позволит пользователю адаптировать окружающую среду для личных нужд. Вплоть до блокирования объявлений и рекламных щитов в реальной жизни, как это делают фильтры рекламы в интернете. Сам Манн называет такой тип посредничества «персональной визуализацией» и пишет в «Киборге», что это будет «одним из масштабных и важнейших аспектов предстоящей кибернетической революции носимых компьютеров».

Однако, несмотря на различия, в одном отношении оба подхода весьма схожи. Тем, как они отличаются от традиционного представления о компьютерах. В интервью TechnologyReview Стэрнер объяснил, что одной из главнейших вещей, которую он собирается привнести в Glass, является «сделать такие мобильные системы, которые помогут пользователю уделять больше внимания реальному миру вместо того, чтобы бежать от него». Это неизбежно поднимает ряд других вопросов о том, как эта технология изменит нашу жизнь. Будет ли нам интересно знать, что мы пропустили, если не решились пойти в новое место без нашего носимого компьютера?

Конечно, в ситуации, когда все внимание приковано к Glass, может показаться, будто Google – это единственная компания, которая экспериментирует в этом направлении. Но уже в 1990-ых года были Xybernaut и Via Inc., которые поставляли на рынок готовые носимые компьютеры. Они возымели некоторый успех на промышленном и корпоративном рынках, но не сумели достучаться до массового потребителя. Они привлекли не слишком большое внимание СМИ к носимым компьютерам, но, с другой стороны, обеспечили некую альтернативу самодельным устройствам для тех, кто более-менее был заинтересован в этой области. Однако, в конечном счете, Xybernaut стал очень далек от того, чтобы называться лидером в небольшом на тот момент сегменте бизнеса. В 2005 году SEC обвинила компанию в мошенничестве, а вскоре после этого было объявлено о банкротстве.

Еще совсем недавно Motorola и Kopin продолжали работать над приложениями для носимых компьютеров, ориентированными на промышленность (все еще один из наиболее жизнеспособных рынков), а бесчисленное множество других компаний продавали или пытались продать автономные носимые дисплеи годами, хотя и с небольшим успехом. После релиза у Google Glass будет некоторая конкуренция со стороны Vizux, которая обещает выпустить собственный девайс Smart Glasses на базе Android в середине 2013 года, а ранее в этом году Oakley анонсировал свой HUD, созданный для работы на пару со смартфоном.

Мост через каньон: вперед к «носимому» будущему

У носимого компьютера есть шанс стать следующей Большой Штуковиной, но на данный момент эта штука все еще не одна. Большинство из тех девайсов, которые уже можно приобрести, – это не полноценные компьютеры, а вещи типа умных часов или фитнесс-мониторов, каждая из которых в отдельности являет собой толику функциональности будущего носимого компьютера. Кроме того, такие продукты прибывают на рынок с менее навязчивыми и более модными форм-факторами, что делает их более привлекательными для потребителя, чем HUD (Head-up display), вдохновленные научной фантастикой, и кибернетические разработки Google, Манна и Стэрнера.

Pebble Smartwatch

Взять, например, умные часы Pebble Smartwatch – успешный Kickstarter-проект, потребительский продукт, который находится в процессе разработки, но уже с нетерпением ожидаемый как меценатами в количестве примерно 69 000 человек, так и индустрией. Среди функций Pebble есть часы, фитнесс-компьютер и медиа-плеер, но его также можно использовать как некоторое дополнение смартфона, которое может служить вторым экраном с возможностями удаленного управления и показа уведомлений. Pebble работает, как автономный девайс, но его потенциал полностью раскрывается только в паре с iPhone или телефоном на Android.

Вдобавок есть и другой подвид, в отношении которого слово «носимый» еще более приемлемо, чем к Google Glass, и оно полностью зависит от связи с внешними устройствами. Технологии Nike+ и Adidas miCoach уже сформировали значительную базу пользователей, обувь и одежда которых снаряжена датчиком. На данный момент эти устройства отслеживают фитнесс-информацию вроде частоты сердечных сокращений, а также преодоленной высоты или пройденного расстояния во время тренировок. Составными частями являются гироскоп, GPS, акселерометр и магнитометр, которые упакованы в небольшой внешний модуль и вплетены в ткань.

Несмотря на признание со стороны потребителей, эти системы все еще находятся в зачаточном состоянии. Также им предстоит процесс более точной отладки с точки зрения дизайна и того, как используются собранные данные. Значимой частью работы в этом направлении является создание еще более носимых технологий. Саймон Дрэббл (Simon Drabble), директор Adidas miCoach, сказал, что целью проекта является достигнуть той точки, когда перед потребителем не будет стоять дилемма «Хорошая технология или хорошая одежда/обувь?». Другими словами, смысл в том, чтобы человек покупал одежду с носимым компьютером без задней мысли.

Ту же цель разделяют компании вроде mc10 из Массачусетса, которая фокусируется на девайсах, которые удобно носить. Свои разработки они называют «конформной электроникой», они представляют собой тонкие, гибкие интегральные микросхемы, которые можно крутить и растягивать. Это позволило создать биометрический датчик (с форм-фактором эластичной этикетки) с потенциалом определять признаки жизни, чувствовать удары, отслеживать припадки, приступы и пр.

биоэлектроника

Дэвид Ике (David Icke), глава и основатель mc10, видит конформную электронику неотъемлемой частью будущего. Одной из разработок компании является стикер Biostamp размером с кусок пластыря, но тонкий настолько, что еле заметен для своего владельца. Он говорит, что сейчас «большинство людей работают с твердыми, кубическими сенсорами и это не самые лучшие условия для эластичности и высокоуровневой адаптации. Но если вы действительно хотите сделать эту технологию повсеместной, вам нужен просто стикер, который можно прилепить куда угодно и забыть про него. Это именно то направление, в котором нужно двигаться». Используя ту же гибкую микросхематическую технологию, что и в Biostamp, mc10 также разрабатывает эластичную солнечную микро батарею, чтобы помочь преодолеть одно из величайших ограничений текущих мобильных систем: электропитание, точнее, его постоянный недостаток.

Экономия энергии – это та самая область, в которую сейчас направлены взоры создателей портативных девайсов. В основном это работа по повышению эффективности кремния, что позволило бы одновременно увеличить разрешение экрана и сделать корпус еще тоньше. Но в сравнении с этим направлением, аккумуляторные батареи развиваются очень медленно. Брукс Кинкейд (Brooks Kincaid), со-основатель Imprint Energy, некогда покинул Google, чтобы изменить эту ситуацию. «Штампы», разработанные ими, являются новой аккумуляторной технологией, которая является мощной, но при этом и достаточно гибкой для того, чтобы ее использовать в носимых компьютерах. Компании необходимо еще пару лет для создания полноценного коммерческого продукта, но, по словам Кинкейда, их устройства на базе цинка позволят обеспечить дешевое производство и более высокую плотность энергии, чем литий-полимерные аккумуляторы, которыми оборудованы большинство современных гаджетов. Более того, эти гибкие батареи энергонезависимы и их можно буквально напечатать (благодаря чему отпадает необходимость в упаковке), что дает зеленый свет множеству потенциальных  аккумуляторных форм-факторов.

«Тонкость и гибкость – это ключевые моменты в создании любого носимого девайса», – сказал нам Кинкейд, и технология Imprint разрабатывается с учетом важности этих характеристик. «Если мы сможем создать тонкие и более гибкие аккумуляторы, которые можно подстраивать под любые формы и размеры, тогда мы будем готовы предоставить производителям гаджетов больше дизайнерской свободы».

Свобода, которая будет возможна благодаря компаниям вроде mc10 и Imprint, будет историческим скачком вперед, говорит Дженнифер Дармур (Jennifer Darmour), дизайнер из Artefact Group, которая сотрудничает с такими мастодонтами, как Microsoft, HTC и Google. Ее точка зрения аукается с мнением Дрэббла: ключ к более широкому рынку зарыт в области соединения технологии с одеждой, а не просто подключения устройств к себе и тому, что мы носим.

«Если спросить меня насчет одежды, то она должна отлично выглядеть», – говорит она. «Никто не захочет носить на себе связку высокотехнологичных железок».

Она и Дрэббл не одиноки в своих убеждениях. Индустрия «умной одежды» в последние годы становится все шире и шире. Здесь можно встретить что угодно, начиная от платья от Microsoft Research, которое отображает «твиты», до более практичных предложений вроде жакетов от North Face со встроенным PMP-контролем, не говоря уже о вышеупомянутой спортивной одежде, до отказа набитой датчиками. Разумеется, носимые технологии – это не всегда носимые компьютеры, тогда как новые разработки делают возможным использование новых видов материалов. Это то, о чем недавно рассуждал даже Уильям Гибсон в своей последней заметке о будущем моды на страницах Wall Street Journal:

Разумеется, реальное будущее одежды касается тревожных и влекущих изменения новых технологий.  Тканей с нано-бисером, которые сами себя чистят и приводят в порядок, пока висят в вашем шкафу. Относительно невесомых материалов, пакуемых, как шелк, прохладных или удобных, как потребуется. Основанных на опции преобразования таких превосходных материалов, как шелк и кашемир. Области функциональных материалов, технических тканей, многие из которых уже производятся в Германии, столь же дорогих, как итальянская кожа. Этот вид инноваций, похоже, уже чувствует себя не запредельно футуристическим, а полноценной частью нашего с вами ближайшего будущего.

Что дальше?

образцы достигли необходимой миниатюризации

Для многих будущее, густонасыщенное носимыми устройствами, неизбежно. Они станут частью еще более широкого мира девайсов, соединенных между собой и «пронизывающих наши города, наши дома, наши девайсы, нашу одежду и даже наши тела», как выразился Джозеф Парадизо (Joseph Paradiso) из MIT Media Lab. Кто-то, как Парвиц из Google, особенно оптимистичен в отношении темпа перемен. Ранее в этом году он поведал о своих ожиданиях Wired, сказав, что «через 3-5 лет будет необычно и странно наблюдать человека, который держит в руке некий объект и смотрит на него сверху вниз. Носимые компьютеры станут нормой». В то же время другие смотрят на ситуацию гораздо более скептически.

Если и существует консенсус, то он, по словам Брина, касается того, что технология просто должна просто появиться на свет, чтобы стать общепринятой. Если она продвинется вперед, носимые гаджеты будущего будут удобными, модными и незаметными, при этом предоставляя нам данные о мире вокруг и о нас самих полезными и легкими для понимания способами. Также, несомненно, это поднимет новые проблемы, касающиеся личной жизни, и родит новые страхи относительно все более возрастающей зависимости и поглощенности технологиями.

Но даже такие проекты, как Google Glass и Oculus Rift, все еще остаются в будущем, поэтому неизвестно, смогут ли эти устройства подтолкнуть носимые компьютеры ближе к потребителю, как это случилось со смартфонами и планшетами в прошлом десятилетии. Однако они уже помогли как минимум в одном: все больше людей разговаривают об этом и взволнованы появлением доступной дополненной и виртуальной реальности, как никогда прежде. И это совсем не маленький подвиг для технологии, использование которой ограничивалось, в основном, экспериментальными исследованиями, военными разработками и научной фантастикой.

Поделиться

Обсудить