Что Sony, Microsoft и Nintendo думают об играх и почему это важно

Культ | |

Вам может показаться, что игровые разработчики сами решают, как будет выглядеть будущее индустрии, покуда компании вроде Sony, Microsoft и Nintendo просто предоставляют площадки для их творений, однако на мой взгляд, это не совсем верно. Создание успешной консольной династии – это настоящее искусство. И результат этих трудов зависит далеко не только от величины бизнес-бицепса, вдобавок вам нужно обязательно указать пару-другую ключевых убеждений насчет того, что есть гейминг. Убеждений, которые будут резонировать за пределами отдельных игровых систем. И в настоящий момент, когда обретает форму новое поколение консолей, у нас, как мне кажется, есть прекрасная возможность изучить эти убеждения, а заодно и осознать их важность.

Эволюция под флагом Microsoft

xbox evo

Недавно я утверждал, что первейшим приоритетом Microsoft является бизнес-успех. Кроме того, я писал о том, что компания никак не может найти правильный баланс в отношении творческого подхода в создании игр. Однако, судя по тому, что мы видели на E3, на Xbox One планируется движение в креативном направлении, даже несмотря на то, что эти подвижки кажутся запоздалыми.

«Как видите, студии фокусируются на иммерсивных, взаимосвязанных мирах», – отмечает Фил Спенсер (Phil Spencer), глава Microsoft Studios. «Вне всяких сомнений, разработчики думают о том, как это – взять изрытый вдоль и поперек жанр, а затем поместить его в более взаимосвязанное пространство?» Но в интервью Kotaku он пошел дальше. «Всевозможные опции, а вместе с ними и само содержание, создаются с учетом будущего подключения к интернету», – говорит он. «Вот куда смотрят разработчики».

Неважно, думали об этом разработчики или нет до того, как данный подход пригодился Microsoft, но это говорит о том, куда нацелилась платформа Xbox. Создается впечатление, будто Microsoft разделила игры на две большие категории: «завершенные» игры вроде Bioshock Infinite, которые на момент продажи уже полностью готовы, и «эволюционирующие» игры, которые разработаны таким образом, чтобы меняться с течением времени, – вроде Minecraft и World of Tanks. Судя по линейке Xbox One и комментариям Спенсера, компания усердно придерживается именно второй категории, а первая остается практически не у дел.

Как и в случае с Windows 8, которая с ходу отбросила традиционную планировку рабочего стола в угоду планшетному интерфейсу Metro, «эволюционный» подход – это смелый прогноз на будущее со стороны Microsoft. Компания снова играет роль первопроходца. Испытав невероятный успех Xbox Live и став свидетелем небывалого подъема F2P-игр, Microsoft могла посчитать, что эволюционирующие игры со временем вытеснят все остальные. Так зачем ждать, пока все это будет происходить естественным путем? Это ничем не отличается от стратегии Sega, которая в 1998 году снабжала модемом каждый Dreamcast, но как и в том случае, Microsoft обнаружила, что к масштабной эволюции готовы далеко не все.

Между подходами Microsoft (с одной стороны) и Sony/Nintendo (с другой) существует много различий, однако лично для меня основными причинами негативной реакции на Xbox One является недостаток терпения и вежливости со стороны компании. Это просто еще одно направление по развитию бизнеса – безо всяких доказательств его живучести. Напротив, если взглянуть на творческие принципы, которые лежат в основе деятельности Sony и Nintendo, можно увидеть, как они помогли каждой из этих компаний пережить такие неприятные вещи, как взлом безопасности PSN или хроническая нехватка игр на Nintendo, а также взглянуть на каждую из них через призму более слабых поколений.

Sony: мы не диктуем условия

ps4 presentation

Напомню, ряд разработчиков отказался работать с PS3 из-за сложной архитектуры платформы, а взлом PSN повлек потерю доверия со стороны пользователей. Поэтому глядя на то, каким образом Sony являет миру PS4, я сразу почувствовал, как остро она реагирует на эти промахи. Чересчур избегает риска, чтобы вернуть доверие потребителя. «Самое главное – мы не хотели, чтобы консоль стала для программистов эдакой головоломкой, которую нужно решить, чтобы создать качественный тайтл», – сказал изданию Gamasutra Марк Церни (Mark Cerny), ведущий конструктор консоли. На E3 топ-менеджеры Sony Джим Райан (Jim Ryan) и Джек Треттон (Jack Tretton) прямо-таки становились в очередь, чтобы преуменьшить ведущую роль платформы. «Я думаю, мы не диктуем условия ни потребителям, ни девелоперскому сообществу», – ответил Треттон изданию All Things Digital, когда его спросили, почему консоль не будет оснащена периферийной камерой.

Все это очень эгалитарно, но в то же время довольно беззубо. Платформа испытывает недостаток в новых сильных разработчиках, которые некогда устроили грызню с PS2 и PS3. Но тогда, наверно, PS4 не нужно быть такой же технически экзотичной, как ее предшественница. И уж точно не нужно строить из себя пророка, который вещает о том, как индустрия будет выглядеть в будущем. В конце концов, в настоящее время отдельные устройства не так важны, как необходимость донести до разработчиков и потребителей свои убеждения. И эти убеждения могут быть гораздо более громкими, чем запредельная аппаратная архитектура.

Под покровом глянца и матовости Sony взрастила невероятную творческую искру – мы знаем, что компания видит игры не просто развлечением. Доказательством этого можно считать инвестиции в разработчиков вроде Quantic Dream, Media Molecule и Naughty Dog, покуда те исследуют и экспериментируют, а также спонсорство музея Виктории и Альберта, событий вроде EToo и конференций независимых разработчиков. Sony – это дирижер оркестра, который приветствует всякого, кто имел счастье переключиться на PlayStation.

Nintendo: новые идеи важнее улучшенных визуальных эффектов

mario new

Конечно, Nintendo занимается всем этим намного дольше, так что убеждения этой компании сформировались задолго до того, как она начала испытывать трудности с системами вроде N64 и GameCube. В основном благодаря пожизненной заботе одного человека, который отдается своему делу со всем трепетом, удивлением и даже счастьем.

«Какова роль игрового разработчика?», – риторически спрашивает Шигеру Миямото (Shigeru Miyamoto). «Мне кажется, его роль заключается в создании увлекательных и волнующих интерактивных впечатлений». Вот и все. Сверхраздутый бюджет и требование нового IP? Эти вещи не значат для Миямото ничего. Новые идеи важнее новых игр и улучшенных визуальных эффектов. Когда Миямото – а вместе с ним и Nintendo, построенная вокруг него – делает свою работу как надо, чувство восторга, которое исходит от этих новых идей, можно отыскать в любом, даже самом осторожном сиквеле.

Видение Nintendo обладает почти детской чистотой и выносливостью серьезного политика, а это значит, что в вопросе экспорта своих убеждений и сохранения доверия пользователей эта компания перегоняет даже Sony. Мы видим это повсюду. Как сказал на E3 Реджи Филс-Эйм (Reggie Fils-Aime): «Важно то, что вы чувствуете, когда играете в игру». Люди, которые делают игры для систем Nintendo, рассказывают, что разработчики помогают своим сотрудникам уходить в сторону от чистых дизайн-концепций в сторону эмоций, которые передают игры. Вплоть до звуковых эффектов, которые сопровождают получение того или иного бонуса.

Пожалуйста, перестаньте нас ненавидеть

Последняя консоль Sony менее агрессивна, чем ее предшественница (по правде говоря, странно, что на боковой стороне PS4 не написано «пожалуйста, перестаньте нас ненавидеть»), покуда Nintendo бесконечно страдает от софтверной засухи. Так почему же мы возвращаемся к производителям этих консолей, даже если они делают все наперекосяк? Лично для меня ответом является то трудноуловимое ощущение, что все мы верим в одно и тоже. Мы возвращаемся к PlayStation и Nintendo не из-за того, что ждем от них перемен. Мы возвращаемся к ним из-за того, что знаем – меняться они не собираются.

Поделиться

Обсудить