Игры как продолжение работы

Культ | |

Статья не про то, как играть в компьютерные игры и получать за это деньги, а про стирание границ между играми и работой. Как правило, игры нужны, чтобы сбежать от суеты и обыденности повседневной жизни, помещая нас в ситуации, опасные для жизни, непозволительные в реальности или далёкие от неё. Мы превращаемся в морпеха, гонщика, пилота истребителя, футболиста мирового уровня. Но многие игры имитируют ритм и монотонность привычных нам занятий, позволяя нам отрепетировать и переиграть рабочий день после его реального завершения. В большинстве случаев дизайнеры подбирают самые интересные трудности или нюансы профессии и превращают их в игру. Но в некоторых играх оригинал воссоздаётся с высокой точностью.

В Sunset, недавней игре от бельгийской мини-компании Tale of Tales, вы играете за темнокожую служанку, ухаживаете за богатым домом, ежедневно в течение часа вам нужно убирать пентхаус семядисятых годов. Каждое утро хозяин оставляет указания: «развесить картины», «полить цветы», «вычистить пепельницы», и т.д. Дизайнеры использовали такую структуру для особого эффекта: этот час в день становится призмой, через которую игрок наблюдает за политической революцией, разворачивающейся за стенами дома. Но работа здесь – не метафора. Вы выполняете свои обязанности с гордостью и усердием: рутина становится ритуалом.

Sunset-housekeeper

Работа и игра переплетаются в своей сути. Эта связь наиболее очевидна, пожалуй, в симуляторах, наблюдающих всплеск популярности в последние годы. Car Mechanic Simulator, серьёзная игровая реализация профессии механика, стала бестселлером в первую неделю после релиза. Есть и множество других игр, имитирующих рабочие профессии: Farming Simulator (сбор урожая), Oil Platform Simulator (добыча полезных ископаемых), Stone Quarry Simulator (добыча камня), Street Cleaning Simulator (уборка мусора), Euro Truck Simulator (доставка товаров) и Tokyo Bus Guide (перевозка пассажиров).

Car Mechanic Simulator opel corsa

В некоторых случаях такие симуляторы настолько достоверные, что могут использоваться для обучения персонала. Например, время, проведённое пилотом за военным авиасимулятором, может суммироваться с официальным налётом. В прошлом году несколько игроков в Football Manager подали резюме на должность менеджеров в клуб Манчестер Юнайтед, в качестве опыта работы указав игровые достижения. А Nissan регулярно проводит соревнования по Gran Turismo в поисках новых талантов. Лукас Ордоньез (Lucas Ordoñez), победитель первых соревнований в 2008, теперь входит в число сильнейших гонщиков команды.

Но всё это не объясняет успешность игр, не имеющих отношения к нашим профессиональным интересам. В Farming Simulator 2015 вы просто выращиваете урожай на трёх участках земли – пашете, сеете, удобряете и собираете всё, что наросло, налаживая прибыльный фермерский бизнес. Со временем вы приобретает скот и даже нанимаете рабочих на тракторы и комбайны, чтобы работать меньше. В отличие от Sunset, здесь нет чего-то большего: работа, хоть и кажется утомительной, сама содержит в себе достаточно испытаний и занимательных вещей.

Farming Simulator 15

В своём труде «Работа для человека: против парадигмы работы в видеоиграх» критик Стивен Пул (Steven Poole) говорит, что в играх на самом деле применяется парадигма «зарплатного рабства».

«Нам предлагают воображаемую, бессмысленную занятость, по своему устройству имитирующую реальную работу», – пишет Пул.

Он говорит, что это «на удивление буквально совпадает» с аргументом Теодора Адорно (Theodor Adorno) и Макса Хоркхаймера (Max Horkheimer) почти шестидесятилетней давности, гласящим, что развлечение в развитом капитализме является продолжением работы. Игроки часто используют выражение «пройти игру», подразумевая выполнение её главных задач. Но в большинстве случаев, по словам Пула, они просто делают то, что говорит игра, как прилежные работники. То есть, игры вроде Farming Simulator – это труд, хоть и преподносящийся как удовольствие. Мы работаем, чтобы получить награду или найти решение (это также отражено в нынешней моде на «гуру игрофикации» – людей, что внедряют игровые элементы в рабочую деятельность, повышая её привлекательность).

И зачем же мы тогда возвращаемся в эти требовательные виртуальные миры? Возможно, причина в их честности и постоянстве, игры ценят наш нелёгкий труд: работай усердно и тебя непременно наградят и повысят. Жизнь не всегда столь справедлива. Плюс, в играх больше разнообразия. С возрастом выбор доступных должностей сужается. В молодости во время учёбы мы выбираем будущую специальность, а позже только сильнее углубляемся в неё. Но в играх сегодня вы плотник (Minecraft), а завтра бог (Populous). А может быть, всё проще, и дело в том, что мы можем закончить рабочий день, когда захотим, или вовсе уволиться без неприятных последствий. Так мы сами управляем тем, от чего зависим в реальной жизни.

Поделиться

Обсудить