ProGamer
×
×
  • Создать...

Лидерборды, ладдеры, рейтинги, рекорды


Статья рассказывает про смысл и эффект Лидербордов, вы можете найти больше про визуализацию информации в играх в блоге Эрика Хаззарда по ссылке.

byny scores

Одно из первых моих воспоминаний, касающееся гейминга, связано с игрой в Centipede на старом аркадном автомате, который, к тому же, находился не в игровом зале, а в приемной врача. Сегодня, наверное, кажется немного странным, что в медицинском кабинете могла стоять такая штуковина, но в те времена этому никто бы не удивился. Я помню, как меня водили к этому доктору несколько раз, а я переживал только о том, чтобы подольше поиграть на автомате. Разумеется, по прошествии стольких лет, подробности геймплея стерлись из моей памяти. Даже при написании этих строк двумя десятками лет позже, самое яркое, что выдает мое сознание – это именно ожидание игры. При всем богатстве современных видеоигр лишь единицы из них способны вызвать настолько яркие эмоции, как те, которые рождались в моей душе перед посещением врача. Хотя, на самом деле, сама игра волновала меня постольку-поскольку. Честно говоря, не факт, что это была именно Centipede. Что на самом деле будоражило мне кровь похлеще новогодних подарков – это доска лидеров, присутствовавшая на том автомате в приемной врача.

Такие доски лидеров способны вызвать сильный эмоциональный отклик. В случае с шестилетним мной они создали стойкую мотивацию играть, независимо от названия игры. Мне хотелось играть настолько сильно не от того, что игра была классной (она, скорее всего, таковой и была, но я даже не могу вспомнить ее названия), а для того, чтобы увидеть свою трехбуквенную подпись на доске почета. Мне хотелось вернуться к врачу снова и снова, поскольку я надеялся, что и в следующий раз найду свое имя в списке (хотя тогда я еще не понимал, что, скорее всего, автомат неоднократно выключали и все результаты просто обнулялись). Лидерборды не только мотивируют. Мотивация – это лишь один из аспектов, которыми они привлекают к себе игроков.

Визуализация данных

Лидерборды выступают наглядным индикатором достижений игроков. В общем, целью таких рейтингов есть сравнение каких-либо результатов. Обычно сравниваются игроки друг с другом, но бывают и исключения. Так, например, в одиночных играх на доске лидеров будут сплошь ваши результаты, но достигнутые в разное время. Однако, независимо от того, сравниваете ли вы себя с собой или с другими людьми, неизменной остается их суть – измерение прогресса.

Это весьма обобщенное представление о таблицах лидеров, поскольку они встречаются не только в аркадах и разного рода играх, но также и в неигровом пространстве. Хорошей иллюстрацией неигровой доски лидеров (другими словами, гамификации) является сайт Reddit.com. Размещенный там пост может получить как голос «за», так и голос «против», поэтому каждый голос оказывает прямое влияние на позицию того или иного поста на главной странице. Другими словами, Reddit – это социальный рейтинг для контента. Даже если вы никогда не разместили там ни одной статьи, ваш голос все равно влияет на позиции статей, размещенных другими пользователями.

Визуализируя данные, вы даете им силу. Метод наглядного представления данных определяет то, как люди будут их интерпретировать и какие эмоции будут при этом у них возникать. Я сконцентрируюсь исключительно на играх, но аналогичный подход может быть применен и в неигровом контексте (например, гамификации). Далее мы рассмотрим лидерборды с двух точек зрения: как их можно визуализировать и как они влияют на игроков.

Эффект, оказываемый на игроков

Доски лидеров преследуют различные цели, но среди всех остальных можно выделить три наиболее значимые:

  • Измерение результата/достижений. С помощью таблиц лидеров можно наглядно посмотреть, чего ты добился. По мере твоего роста как игрока, количество заработанных очков увеличивается и их можно сравнить со своими предыдущими достижениями.
  • Статус. У многих игроков существует интерес к улучшению своих результатов, поскольку наличие их имени на доске лидеров – это признак статуса. Всем нам приятно осознавать, что мы лучше, чем сотни (или даже тысячи) других.
  • Понимание границ возможного. На общей доске лидеров максимальное количество очков дает вам ориентир, к которому стоит стремиться. Если у лидера 300000 очков, а вы «застряли» на 200000, то вы будете знать, что при определенной доле совершенствования существует возможность как минимум повторить этот результат. Не стоит забывать, что, если на доске лидеров отображаются результаты читеров (как в подавляющем большинстве игр для iOS, которые мне приходилось видеть), то это негативно влияет на игровой процесс. Когда лучшие результаты находятся далеко за гранью возможного или их может «нарисовать» себе почти каждый, тогда подобным способом нельзя измерять потенциальные навыки игроков.

Как визуализировать достижения

Разумеется, одними только таблицами лидеров не заканчиваются доступные методы визуализации достижений (широко используются, например, значки), но они наиболее эффективны для стимулирования участия в игровом процессе. Ярким примером наглядности (к сожалению, утратившим свою эффективность в современных играх) служит традиционная аркадная доска почета с размещенными на ней десятью-двадцатью именами лучших игроков. Для отдельно взятого игрового автомата такая визуализация подходит прекрасно. Однако, для постоянно изменяющегося мультиплеера с элементами социализации, существуют более предпочтительные методы наглядного демонстрирования достижений. Для масштабов всего мира двадцать строчек – это очень мало, поэтому далеко не у всех игроков будет мотивация попасть такую на доску лидеров.

Виды досок лидеров

Если в игре участвует много людей, то, ясное дело, что всем в топ-20 не попасть. Многие игроки наоборот могут потерять желание к чему-то стремиться, поскольку достичь наивысших позиций им будет просто не под силу. Поэтому для масштабных мультиплеер-игр более эффективными могут выступать относительные таблицы лидеров.

Относительные

При относительном построении досок лидеров все строится вокруг вас. Вы можете видеть людей выше и ниже себя, но целью совсем не является первое место в игре. Здесь намного лучше виден прогресс, поскольку становится легче опередить игроков, которые совсем недавно занимали строчки над вами.

По географическому признаку

Еще один способ подачи информации на досках лидеров – сгруппировать ее по географическому признаку. За единицу деления может браться регион (США, Европа), а на более низких уровнях даже город или отдельный его район. Если сразу со всем миром тягаться у вас не получается, то на уровне города или страны ваши позиции будут явно выше ввиду отсутствия конкурентов, не вошедших в выборку из-за своего месторасположения.

Локальные лидерборды

Даже если игра – многопользовательская, в ней не обязательно будет общая таблица лидеров. Большое значение имеет также локальная демонстрация ваших собственных достижений и прогресса. Не всех игроков мотивирует статусность, которую обеспечивает публичная доска лидеров, но все в той или иной мере хотят следить за своим прогрессом.

По времени

Группируя данные на досках лидеров по времени, они всегда будут актуальными. Возможно, вам не удалось войти в двадцатку лучших на прошлой неделе, но по результатам этой такие шансы могут появиться. Если рейтинги растут в зависимости от времени, это тоже делает игровой процесс более активным. Таким образом, постоянные игроки, появляющиеся каждый день (неделю, месяц) имеют более высокий статус. Например, на том же Reddit пользователи, которые постоянно комментируют посты и получают большое количество ответных комментариев, имеют большее влияние на дискуссию, чем те, кто редко участвует в обсуждениях. Еще одно преимущество группировки данных в зависимости от времени – у игроков увеличиваются шансы на попадание в топ.

Ладдеры

В играх вроде Starcraft и League of Legends используется система ладдеров. Согласно этой системы, существуют различные «ярусы» (tiers) или лиги. В каждом ярусе может быть множество собственных дивизионов (например, тысяча дивизионов «бронзовая лига» по сто игроков в каждом). В лигах начального уровня присутствуют тысячи дивизионов, в то время как в финальной лиге остается только один. Переход в следующую лигу происходит, если игрок занял высокое место в текущей. Ладдеры выступают своего рода гибридом относительных и абсолютных досок лидеров. Абсолютной в том смысле, что у вас может быть 99 место из 100, а относительной – потому что все 100 человек находятся в пределах одной лиги и не сравниваются с представителями самой высшей (если, конечно, вы уже не находитесь в ней).

Системы ладдеров дают игрокам возможность улучшить свои позиции в общем рейтинге, но сделать это и не быстро, и не медленно. Если вы играете хорошо, тогда сможете быстро достичь такой точки, где прогресс уже перестанет быть заметен. А если уровень вашего мастерства оставляет желать лучшего – сначала вы заметно «просядете», зато впоследствии сможете заметно подняться, улучшая свое мастерство.

Еще о досках лидеров

Но это еще не все виды таблиц лидеров. Больше всего мотивации, наверное, рождается в рейтингах, где сравниваются результаты не отдельных личностей, а групп людей друг с другом: в случае, когда, например, оцениваются команды (гильдии, кланы, группы). Каждый участник такой команды будет делать все от него зависящее, чтобы группа, к которой принадлежит он, имела как можно более высокий рейтинг. При этом он зачастую может быть намного более мотивирован в поединках один на один против игроков из других кланов.

Другие виды рейтингов сравнивают игроков с помощью социальных графов. Существует почти бесконечное число способов среза и категоризации данных. Каждый срез, каждое новое представление таблицы лидеров изменяет не только восприятие игроком своих результатов, но также влияет на его мотивацию. К примеру, сравнение человека с друзьями по социальной сети вызовет в нем дух соперничества сильнее, чем когда его результаты сопоставляют с незнакомыми людьми. Однако для некоторых игроков лучше подходят локальные лидерборды: они эффективнее демонстрируют их прогресс и лучше мотивируют к совершенствованию навыков.

Когда вы начинаете сравнивать различные типы рейтингов, то можете создать мощные стимулы для привлечения в игру новых игроков (к примеру, рейтинги по временному и географическому признакам). Применение в досках лидеров фильтрации – еще один сильный инструмент для исследования данных. Но не следует и перегибать палку: слишком много опций или самих досок в рамках одной игры – не самая хорошая идея. Тем не менее, понимание собственных целей на игру и ожиданий от нее аудитории наряду с предоставлением досок лидеров разного типа способны значительно повысить игровой интерес. В случае из моего детства демонстрация достижений этим способом оказалась намного мощнее, чем сама игра.


Владимир FrostBite Хохлов @progamer_ru [email protected]

Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас