ProGamer
×

Спорт нового века


Конец прошлого века можно охарактеризовать как веху зарождения компьютерного спорта. Начавшись с «проходных» турниров по Pac Man, Quake и сетевых баталий подростков, теперь это огромная машина, которая, медленно пыхтя, набирает обороты, и готовится бросить вызов «традиционным» видам спорта. Что же помогло киберспорту выйти на теперешний уровень?
Ответ прост – World Cyber Games (Всемирные Компьютерные Игры) и Electronic Sports World Cup (Мировой Кубок по Электронным Видам Спорта).

World Cyber Games

WCG 2007 Grand Final

Все началось с создания в 2000 году корейской компании ICM (International Cyber Marketing). Основная цель компании – подвести киберспортивные турниры к единому олимпийскому стилю и приблизить статус WCG к статусу Олимпийский игр. Фирменное клише «традиционных» видов спорта – наличие физической силы, ныне рушится под давлением новых технологий. Молодежь теперь привлекают не только сила, но и командный дух, непреодолимый азарт, стратегическая составляющая, интеллект, и, конечно же, элементы шоу.

Собрав воедино все эти составляющие, ICM в 2001 году провели первый турнир из серии WCG. Соревнования в Экспоцентре COEX, что в Сеуле, посетили 430 игроков более чем из 37 стран мира. Более 389 000 участников по всему миру сражались за возможность участия на гранд-финале. Победители в каждой из шести игровых дисциплин, представленных на турнире, разделили призовой фонд в размере 600 000 долларов. Такого наплыва игроков и ошеломительного успеха не ждал никто. После окончания сезона 2001 года компаниями ICM и Samsung было решено проводить подобные мероприятия каждый год, при этом делая упор на культурно-развлекательные моменты. Профессиональный дуэт позволил показывать WCG все более привлекательным для обычного зрителя и прогрессировать еще быстрее.

Судите сами: официальным местом проведения WCG 2007 был выбран футбольный стадион Quest Field, расположенный в американском городе Сиэтле. Строение стоимостью 300 000 000 долларов возведено в 2002 году по решению вашингтонского правительства и позволяет вместить более 67000 зрителей. В начале 2007 года в рамках Всемирных Компьютерных Игр на стадионе было оборудовано несколько арен – для компьютерных игр (WarCraft 3, Command & Conquer 3: Tiberium Wars, Need for Speed: Carbon, StarCraft, Counter Strike 1.6), а также приставочная зона, дисциплинами которой заявлены хиты последних лет (Gears of War, Dead or Alive 4, Project Gotham Racing 3).  Желающих принять участие в турнире прошлого года оказалось, ни много ни мало, 1 500 000 человек. В результате отборочных, проводимых в 74 странах мира, до гранд-финала было допущено 700 лучших кибератлетов. Призовой фонд также вырос более чем в 4 раза по сравнению с 2001 годом и составил 2 700 000 долларов США.
С недавних пор организаторы в лице ICM и Samsung делают упор не только на шоу, но и комфортное пребывание спортсменов в городе. Специальная «фишка» WCG – так называемый Player’s Village. Представляет собой отель, полностью отданный игрокам на время проведения соревнований. В 2007 году им стал The Doubletree Hotel, расположенный в миле от международного аэропорта Сиэтла. В распоряжение игроков были отданы тренажерный зал, бассейн, кафе и гольф-клуб. Одним словом, скучать в ожидании своих игр было некогда.

Electronic Sports World Cup

ESWC 2006

ESWC 2006

Другой ежегодный турнир хоть и носит менее масштабный характер, просто обязан попасть в наш обзор.
В 1999 году была основана французская киберспортивная организация «Ligarena», теперь известная как «Games-Services». Первым проектом ее стал запуск ежегодного турнира Lan Arena в 2001 году. Довольно низкая посещаемость и небольшие призовые турнира никак не могли способствовать его развитию. Но вскоре организаторы Ligarena запустили новый шоу-проект Electronic Sports World Cup (Мировой Кубок по Электронным Видам Спорта). В июле 2003 года конгресс-зал Futuroscope Amusement Park, расположенный в Париже принял 380 геймеров, среди которых было 100 девушек, и тысячи зрителей из 32 двух стран мира. Кибератлеты боролись за призовой фонд в 156 000 долларов США на виртуальных просторах Counter Strike, WarCraft III, Unreal Tournament 2003 и Quake III.
Переломной точкой в размахе турнира стал 2005 год. 8 марта — NVIDIA Corporation, мировой лидер в области решений визуальной обработки, и организационный комитет ESWC объявили компанию NVIDIA титульным спонсором Мирового Кубка по Электронным Видам Спорта 2005. Дуэт NVIDIA ESWC позволил провести отборочные по всему миру, и более 250 000 любителей и профессионалов киберспорта приняли участие в квалификационных раундах. Призовой фонд гранд-финала составил 266 000 долларов, а количество зрителей, посетивших мероприятие составило 35 000 человек.

Dreamhack

Dreamhack летом 2008 года

Dreamhack летом 2008 года

Данный турнир из года в год проходит под девизом BYOC (Bring Your Own Computer – «тащи свой собственный компьютер!»). Являясь рекордсменом по количеству компьютеров, объединенных в одну сеть (более 5000!), он занесен в книгу рекордов Гинесса, как самая большая LAN-party в мире. Помимо соревнований по компьютерным играм здесь также проходит  выставка последних достижений игровой индустрии, а также турниры по программированию и веб-дизайну.
Турниры подобного формата прошли в далекие 1990-е годы, когда слово Интернет было знакомо далеко не всем. Первый Dreamhack был проведен в здании школы энтузиастами Мартином Оджесом и Кенни Екландом. С каждый последующим чемпионатом серии количество посетителей увеличивается.  Такой Dreamhack, каким мы его видим сейчас впервые состоялся в далеком 1997 году. На мероприятие, которое прошло на шведской крытой арене Kupolen, тогда собралось 750 человек. Однако, компьютерным играм на тот момент уделялось гораздо меньше внимания, нежели программированию.
Первый по-настоящему «игровой» Dreamhack прошел в 2004 году. В нем приняло участие более 5200 человек, а количество компьютеров перевалило за отметку 6000. Естественно, что для такого количества компьютеров требуется много места, поэтому Dreamhack занял территорию более 10 000 кв. м. Забавный факт: на мероприятии было выпито 50000 банок колы.

Мы познакомились с крупнейшими международными киберспортивными мероприятиями. А как насчет наших отечественных? Есть ли у нас чемпионаты аналогичного размаха?

Турниры серии Asus

Asus Summer

Asus Summer

В январе 2003 года администрация портала Cyberfight.ru и компания ASUS совместно провели первый турнир из серии ASUS Open. Первые чемпионаты являлись пробными – необходимо было выяснить как российские прогеймеры относятся к соревнованиям отечественного производства. Увидев большую заинтересованность в проведении таких мероприятий организаторы решили проводить турнир каждые три месяца. Как оказалось, турнир стал привлекать не только русских игроков. Так ASUS Summer Cup 2003 посетили два болгарских игрока Димитер «DiDi8» Александров и дравко «SK.Insomnia» Георгиев, которые доминировали в то время в дисциплине WarCraft III: The Frozen Throne.
Если в 2003 году призовые Asus Open были совсем уж скромными, то в 2006 году сделал рывок: призовой фонд составил 1 000 000 рублей.  В 25 региональных отборочных тогда приняло участие более 6000 игроков. До финалов в Москве было допущено более 750 игроков. Местом проведения финалов стал двухэтажный игровой центр 4Game, имеющий площадь 800 кв. м.
Главным отличиями турниров серии Asus от других, проводимых до этого в России стали как размер призового фонда, так и оплата проживания, а также проезда всех игроков на время проведения финалов.

GAMEX-Tournament

Gamex 2007

Gamex 2007

В период 10-11 марта 2007 года в рамках крупнейшей на территории Восточной Европы и стран СНГ выставки электронных развлечений GAMEX (Global Amusement Moscow Exhibition) прошел Первый Открытый Международный турнир в дуэльной дисциплине Warcraft III: The Frozen Throne.
В течении 3 месяцев шли отборочные на финал турнира:
—  Январь-февраль 2007 — квалификационные туры на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана
—  январь 2007 — квалификационные туры в Интернете: Южная и Северная Америка, страны Европы и Азии, страны Австралии и Океании
—  9 марта 2007 — московский квалификационный тур в рамках выставки «GAMEX 2007».
32 лучших игрока приехали в Москву из Кореи, Украины, Беларуси и Казахстана, чтобы сразиться за призовой фонд в размере 1 500 000 рублей.
До этого момента считалось, что такой бюджет в расчете на одну дисциплину под силу переплюнуть только организаторам World Cyber Games. Но теперь и российские организаторы решили составить конкуренцию крупнейшим киберспортивным мероприятиям. Впервые к отечественному турниру было привлечено такое большое количество зарубежных электронных СМИ и  российских телеканалов.
Как и ожидалось, самыми сильными оказались  корейские спортсмены: Jae Ho Moon Jang заняв первое место, забрал на родину 1 000 000 рублей. Его коллега FoV «утащил» 250 000 рублей, а россиянин Андрей Deadman Соболев забрал 100 000 рублей и бронзу.

Алексей DoCeNt Петров


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас