Diablo 3 как киберспорт?

Киберспорт, Статьи | |

diablo 3По мере того, как контуры следующей части культовой серии Diablo стали все яснее прорисовываться на горизонте, многие задаются вопросом: «А будет ли в Diablo III потенциал для профессионального гейминга?» Позиция Blizzard по этому вопросу предельно ясна: они не собираются концентрироваться вокруг одиночных поединков PvP (Player vs Player – игрок против игрока) на арене, сместив акценты в сторону традиционных ценностей Diablo – непрерывного убийства полчищ монстров.

Официальное заявление Blizzard

«Всякий раз, когда мы говорим что-то вроде: «Игра будет просто великолепна в режиме PvE (Player vs Environment – игрок против окружающей среды)», то находится какой-нибудь зануда (любитель PvP), который возражает: «Но послушайте, ведь это типа значит, что не будет PvP»! На что мы отвечаем ему: «А тебя, типа, и не спрашивали, зануда»!».

Хотя в Blizzard и не собираются официально фокусироваться на соревновательном аспекте игры, но нет никаких сомнений в том, что вокруг столь ожидаемой многими Diablo III подобное «соревновательное» сообщество сформируется само собой. Вопрос только в том, какая именно часть игры возьмет на себя функции такого «концентратора внимания».

Сообщество Diablo II

Diablo II получилась по-настоящему успешной игрой. Даже спустя десять лет после ее первоначального релиза, на разных серверах мира полно игроков, мечтающих добиться в ней успеха. Конечно же, такая популярность не могла не подтолкнуть группу самых рьяных фанатов игры на создание ее соревновательной сцены.

Пусть режим сражений «один на один» и не приобрел большой распространенности среди геймеров, но он стал неотъемлемой частью игры с тех пор, как игроки поняли, что могут ходить войной друг против друга. Это нашло поддержку в коммьюнити: моды сродни D2PK (расшифровывается как «Diablo 2 Portal Kill» – использовался для убийства игрока, как только он проходил через свой портал города) и сайты, созданные специально для небольших состязаний позволили игрокам устраивать различные турниры и присоединяться к ним.

И если со своей развлекательной функцией такие поединки справлялись весьма успешно, то выглядели они весьма однобоко и в них было очень трудно проследить за развитием событий (в частности – из-за отсутствия зрительского режима). Если вам когда-либо приходилось наблюдать подобного рода состязания на YouTube, то вы поймете о чем я говорю: можно прекрасно знать все умения и билды в игре, но при этом все равно практически невозможно разобраться, что же происходит на экране.

Второе пришествие соревновательных сцен в Diablo II произошло чуть позже. Эти соревнования основывались на режиме PvE и могли принимать множество различных форм. Можно было набивать на скорость чары для ладдера или убивать конкурентов, чтобы те не продвинулись в ладдере; набивать на скорость уровни или соревноваться, кто быстрее пройдет игру/эпизод; в конце-концов, можно было просто охотиться за сокровищами – список возможностей для выбора был почти бесконечен! В этих сценах наблюдать за процессом игры со стороны было уже значительно понятнее, но и требовало большего количества времени – как для самого игрового процесса, так и для наблюдения за ним. И это лишний раз подчеркивало недостатки Diablo II как соревновательной игры.

А что же насчет Diablo III?

Главное отличие, которое бросается в глаза при взгляде на Diablo III – это то, что у нее есть потенциал для игр PvP на арене. Только один этот факт может стать огромным шагом вперед для всех полномасштабных соревновательных сцен в Diablo. Но успех каждой конкретной сцены будет зависеть от целого ряда факторов, главный из которых – это доступность зрительского режима. Давайте смотреть правде в глаза: если в соревновательных играх не будет зрителей, то это значит, что в распоряжении комментатора будет от двух до шести «камер» от первого лица, между которыми надо будет скакать, чтобы иметь возможность хоть как-то уследить за игрой.

Что предлагает Blizzard

В Blizzard уже не единожды повторяли, что они не поступятся режимом PvE ради PvP ни в коем случае, способствуя таким образом превращению Diablo III в киберспорт. Но они будут предлагать широкое разнообразие режимов PvP: Death Match (в нем игроки возрождаются после смерти), Last Man Standing, Capture the Flag и другие. Даже совмещенные режимы, где могут встречаться как монстры арены, управляемые компьютером, так и другие игроки, имеют достаточно серьезный потенциал для успеха. Еще Blizzard собирается внедрить закрытую систему подбора матчей, в которой не будет ладдеров и рейтингов.

Также в Blizzard однозначно дали понять, что режим PvP не будет сбалансированным. С одной стороны это может показаться проблемой, хотя с другой – нет. Давайте для наглядности представим, что каждый класс из Diablo III – это одна раса из Starcraft. Если игрок в Starcraft чувствует, что выбранная им стратегия или развитие не оправдывают себя, то он отказывается от такой стратегии или развития. То же самое происходит и при развитии персонажа в Diablo. Но если игрок в Starcraft чувствует, что выбранная им раса слабая, то ему приходится идти с ней до конца, изыскивая по ходу игры какие-то способы для победы. В противном случае – при замене расы – он понесет значительный урон.

В Diablo переключение между классами не сопровождается какими-то серьезными штрафными санкциями для игроков. Поэтому очень вероятно, что этот процесс приобретет широкую распространенность и станет обычным явлением. Это может привести к тому, что если какой-то класс окажется намного сильнее других, то, скорее всего, обе противоборствующие стороны будут стремиться выбрать именно его (повторяя зеркальные противостояния в Starcraft). Вместе с почти бесконечным количеством комбинаций «экипировка-класс-навык», баланс в Diablo III вряд ли будет большой проблемой, однако это не помешает ему стать предметом еще не одной горячей дискуссии.

Соревнования, не связанные с PvP

С появлением арены в Diablo III очень маловероятным видится, что отличные от PvP поединки могут взять на себя роль главного соревновательного аспекта игры. А может быть, как раз такое свежее дыхание сейчас и необходимо киберспорту? Подобного рода соревнования могут быть очень разнообразными, варьируясь от того, кто быстрее пройдет игру/эпизод, набьет уровни или соберет сокровища, до особых испытаний для классов. Все эти виды соревнований не слишком подходят для наблюдения за ними с использованием зрительского режима, и вряд ли они станут причиной для проведения турнира по Diablo III под эгидой MLG. Но у Blizzard еще теплится лучик надежды, оказав должную поддержку которому, можно добиться успехов в этой секции – это игры на арене в режиме PvE. Представьте себе режим, где двум командам предстоит выжить в схватке с бесконечными полчищами врагов, нападающих волнообразно? Или им нужно будет пробивать себе путь сквозь бесконечные подземелья? Или в стиле, подобном тетрису, устраивать друг другу неприятности на стратегических важных локациях? На наш взгляд, такие режимы имеют все шансы для того, чтобы вывести игры PvE на уровень киберспорта, но увы, их судьба целиком и полностью находится в руках Blizzard.

Что мы получаем от этого?

Все вышесказанное оставляет нам лишь один шанс для того, чтобы Diablo III вошло в лигу киберспорта, и этот шанс связан с коммьюнити. Шум вокруг Diablo III стоит давно: уже почти пять лет эту игру ждут с огромным нетерпением, а самые преданные фанаты уже даже опробовали бета-версию. Нет никаких сомнений в том, что вокруг Diablo III будет сформировано сообщество любителей киберспорта. Вопрос только в том, хватит ли у этого него сил и выдержки, чтобы заявить о себе во весь голос и стать сообществом, достойным киберсоревнований под эгидой MLG? Не хотелось бы, чтобы все это осталось только в мечтах!

Есть несколько вещей, которые фанаты киберспортового формата Diablo III должны (и будут) делать, чтобы превратить Diablo в игру для прогейминга. Во-первых, Diablo должна стать игрой с нормальным зрительским режимом. Под этим подразумевается то, что игры будут комментироваться и объясняться комментаторами, и в них не будет никаких видов от первого лица, постоянно приближающих и отдаляющих взад-вперед. Во-вторых, в игре должна присутствовать система ладдеров и рейтингов. И хорошая новость в том, что эти вещи обязательно произойдут! Благодаря тому, что Diablo способна собрать вокруг себя большое количество игроков, то будет создано немало вещей, заточенных именно под киберспорт. На форумах и каналах Youtube уже вовсю ведутся дискуссии о формировании ладдеров, о наборах правил и предписаний для PvP, о построении изначально сбалансированных персонажей для поединков «один на один», и о многом другом.

Тот ажиотаж, который окружает сегодня Diablo III, вместе с ожидаемым существенным увеличением базы игроков, без сомнения способен сконцентрировать очень большое сообщество сторонников киберспорта вокруг игры. Прогейминговая сцена также будет присутствовать в следующей серии Diablo, равно как будут существовать и профессиональные игроки в Diablo III, процветающие благодаря либо своим высоким навыкам игры, либо фармингу. Но все же несколько вопросов так и остаются без ответа: хватит ли потенциала у движения, популяризующего направление прогейминга в Diablo, вывести его на уровень, достойный MLG? Повернется ли Blizzard, в конце концов, лицом к любителям киберспорта? Ведь ранее в компании заявляли, что пойдут навстречу сообществу, если оно действительно будет настаивать на соблюдении интересов киберспорта.

Есть ли место в большой семье киберспорта для Diablo III? Ведь там и так уже прочно обосновалась не одна серьезная игра. Честно говоря, не верится, что ради нее оттуда выбросят Halo: Reach, но возможно, именно казуальный стиль Diablo – это именно то, что нужно прогейминговым сценам, чтобы привлечь еще большее количество фанатов.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить