ProGamer
×
×
  • Создать...

Эпоха наивности


Эпоха наивностиВ странах бывшего СССР киберспорт пока что развит на порядки слабее, чем в пресловутой Южной Корее, и так же отстает от киберспорта европейского и американского. Мы играем не хуже других, проводим у себя различные турниры, но все равно за развитием движения мы по большей части наблюдаем со стороны, и насколько бы хорошо мы не были осведомлены о делах различных киберспортивных проектов, форме тех или иных игроков и событиях на местах, наш взгляд на прогейминг зачастую не может ухватить многие детали происходящих событий. Оттого одновременно проще и сложнее заглядывать в будущее. Наше будущее — это настоящее западного движения, а вот общее будущее предсказывается сложнее. Потому всегда интересно узнать, как видят перспективы киберспорта представители зарубежного сообщества. Что сейчас происходит в мире западного прогейминга, и куда ведет сообщество эта дорожка? Недавно своим видением текущих и грядущих событий поделился один из членом американского киберспортивного проекта Sixjax Gaming в статье под названием The Age of Innocence, «Эпоха наивности».

Привет, я из мира киберспорта, и я клевый. Я полон энтузиазма. Давай я расскажу тебе о предмете своей страсти, обеспечу всем необходимым и позову на потрясающий турнир, проходящий сегодня ночью, и мы вместе посмотрим его, как настоящие супер-друзья, каковыми мы и являемся. Но не забудь про еще один эвент, что стартует, как только завтра с утра зазвонит твой будильник, и посмотри те офигенные VoD’ы с турнира, что шел, пока ты спал. Мы из мира киберспорта, и мы поддерживаем друг друга! Все мы желаем только лучшего нашей любимой игре, и мы здесь, чтобы приблизить светлое будущее.

Ага. Пять лет назад это могло бы сойти за правду. Во время бета-тестирования SC2 это могло бы сойти за правду. Еще три месяца назад это могло бы сойти за правду. Но теперь это не так. В воздух поднялся дым, и с каждым днем, пока огонь киберспорта разгорается все сильнее, этот дым становится гуще. Густой зеленый дым, дым цвета денег.

До сего момента сценой SC2 заправляли энтузиасты. Люди покинули руины Brood War и пришли в SC2, пытаясь вести сообщество вперед. Эти пионеры заложили новый фундамент и возложили на себя роли столпов нового комьюнити. Мы смотрели на них снизу вверх, пока те задавали темп и формировали сцену SC2.

До сего момента. Внезапно в наш мир пришли деньги, и твое положение внутри сообщества стало не важно. Стали важны твои издержки, сколько людей платит за твою подписку и сколько рекламы ты показываешь. В нынешние крутые времена балом правит показатель количества зрителей. Своих покорителей ждут новые вершины, новые пики, и одной страстью или энтузиазмом, или решимостью их не взять. Все эти качества до сих пор до определенной степени важны, но во главе угла в деле продвижения вперед они уже не стоят.

Прорыв IGN в мир западного SC2 был сюрпризом для многих, в том числе для меня. Мы знали, что благодаря организовавшей отличные турниры Reddit команде IPL будет хороша, но блин, это был другой уровень, особенно в сравнении с идущей уже неделю NASL. Та неделя NASL была, что первый скрипичный концерт твоей младшей сестры — ты переживаешь за нее всем сердцем, но не можешь не замечать визга инструмента и фальшивых нот.

В IGN Pro-League меня больше всего впечатлило куда более пристальное, чем у NASL, внимание к извлечению опыта из своих ошибок. Визуальное оформление было отполировано до блеска, главным приоритетом было обеспечение хорошего основного продакшена , число участников держалось в небольших рамках. NASL пошла другим путем, привлекая как можно больше интересных зрителям геймеров и работая над оформлением уже в ходе соревнований. Беглый взгляд на Twitter, TeamLiquid или какой-либо еще интернет-ресурс даст вам однозначный ответ на вопрос, какой из двух вариантов предпочли зрители.

И предпочтения эти нынче решают очень многое. Вот он я, сижу и пишу эти строки в середине самых насыщенных выходных в истории SC2. Стартовала IPL, разогналась NASL, прошли первые игры на GSL, а также FXOpen King of the Hill, Razer Domination LAN, Gathering и Star Wars. Планируете ли вы посмотреть игры со всех этих турниров? Конечно, нет. Несколько месяцев назад я написал статью, в которой гадал о возможном будущем SC2. Теперь гадать не надо — будущее уже наступило, мир закрутился с бешеной скоростью.

Беспокоит лишь витающая в воздухе наивность. На мои глаза попался диалог в Twitter’е между inControl’ом [одним из главных организаторов NASL] и Doa [комментатором GSL Code A], завершивший общую картину. InControl оправдывался «Меня печалит, что после старта второй североамериканской лиги большинство волнует, какая из двух лучше. Разве мы не можем быть просто счастливы?», на что Doa ответил «Конкуренции нет! Есть лишь несколько групп потрясающих людей, работающих на благо киберспорта.» Правда? Когда различные организации производят один и тот же продукт в одно и то же время, возникает конкуренция. И идея, что все мы тут «потрясающие» и «счастливые», не имеет к этому никакого отношения, она здесь не важна. Да, мы все рады расцвету SC2 и такому огромному простору для маневра, но связанных с производством контента людей не должно заботить счастье всех и каждого, их должен заботить тот факт, что если их организации начнут отставать от конкурентов, то скоро они лишатся работы.

Время бета-теста прошло; киберспорт — больше не сборище страстных энтузиастов. Это бизнес. Почему Brood War выстрелил в Южной Корее, потому что все были классные и счастливые? Если брать верхушку айсберга, то да, но на самом деле он выстрелил, потому что на нем стало можно заработать гребаные деньги. Бесконечно беспокоит то, что туча задействованного в SC2 народу делает вид, что попала в Страну чудес, где один за всех, и все за одного. По идее, все так и есть. На деле же все обстоит иначе.

Множественные турниры появляются не потому, что очень много людей продвигают SC2 и киберспорт, они появляются потому, что трансляция видео в интернете приносит прибыль. Да, все новые организации используют уже существующие столпы игрового сообщества как точку входа в мир SC2, но давайте не будем притворяться, что все эти предприниматели решили вбухать в игру полмиллиона долларов, просто посмотрев охрененный матч «зерг против террана» на Пещарах Зел Нага.

Сколько раз вы слышали историю о новых богатых владельцах киберспортивных команд, декламирующих свою «любовь к игре» и «любовь к команде», залезших в долги на 500 миллионов долларов, затем улетевших в свою секретную пещеру по типу убежищ злодеев из кино про Джеймса Бонда и гоготавших там как маньяки, пока фанаты утирали слезы футболками с командной символикой? Не дайте убаюкать себя на приятных волнах прилива больших инвестиций в ваш любимый спорт. Мы же из поколения интернета, мы должны быть умными. Сообразительными. Не удивляйтесь, если мир SC2 вместе со всеми его компаниями полетит к чертям от перенасыщения. Весь энтузиазм мира не поможет при дефиците финансов.

Пока что кроме заверений в своей любви к SC2 ото всех этих новых организаций мы ничего не слышали. В воздух то и дело выстреливается слово «сообщество», как будто все мы живем в чистом поле и в перерывах между играми рисуем друг другу на лицах цветы. Не поддавайтесь: в основном мы — коллекция кошельков. Дух комьюнити — просто инструмент, которым эти кошельки открываются еще чуть пошире. SC2 сейчас на пути в эту реальность.

Сейчас зрителей достаточно, чтобы интерес к игре держался на феноменальном уровне, но притворяться, что так будет всегда и что для такого огромного количества турниров хватит места, опасно. Даже места, где члены сообщества собираются вместе, конкурируют между собой, и уже сейчас можно заметить разделение комьюнити. На сцену вышел WellPlayed.org, и сейчас он соревнуется с авторитетными ресурсами TeamLiquid и Reddit. Конечно, приличное количество людей посещают все эти сайты одновременно, но уже сейчас виден проведенный между ними водораздел.

Интересно, когда же начнут исчезать улыбки с лиц тех самых пионеров, когда они начнут понимать, что происходит вокруг. Может и вообще не начнут, может большинство из них так и будет бесконечно кататься на карусели вместе с остальными отравленными фактом, что их любимое хобби, их страсть и весь остальной мир стали такими, какими они хотели их видеть.

Правда в том, что турнирный мир стал таким же конкурентным полем, как и мир самой игры, и изображение одной большой счастливой семьи — потенциально фатальный взгляд на вещи. Да, с философской точки зрения мы все находимся на одной волне, но как только ты связываешься с одной из частей перенасыщенного конкурентного поля, то ввязываешься в крысиные гонки.

Меня беспокоит эта атмосфера из улыбок и добродетели, царящая во время раскручивания колес финансовой маслобойки. Западный SC2 растет ошеломляюще быстро. Также беспокоит то, что носители слепого энтузиазма могут потерять почву под ногами и выбыть из игры. Хорошо дела пойдут у подходящих к делу по-взрослому и при этом быстрых людей, трезво смотрящих и реагирующих на рост киберспорта. До сих пор SC2 управлялся настоящими и бывшими игроками или энтузиастами, управлялся изнутри. Теперь, с пришествием интернет-трансляций, он начинает управляться извне. Игроки и представители сообщества больше не заказывают музыку, теперь они просто игроки и представители сообщества. Если они вдруг окажутся на стороне тонущей организации или провального турнира, то никакая поддержка сообщества и никакой энтузиазм им не поможет. Контроль над игрой больше не в руках самых страстных людей. Они помогли SC2 попасть в этот дивный новый мир, и их усилия не должны быть забыты, но счетчик зрителей и прибыль с рекламы теперь более важны.

По моему тону может показаться, что я считаю это плохой вещью. Это не так. Это важно для продвижения SC2 и киберспорта в целом вперед. Нельзя пройти путь от нишевого хобби до интернационального бизнеса, не претерпев изменений. Не «продаться» и все в таком духе, — вырасти. Войти в реальный мир сетевой прибыли, с контрактами и зарплатами. Как игра сейчас находится в переходном состоянии между старыми любительскими деньками и профессиональным будущим, так и занятые сейчас в киберспорте люди — некто средние между страстными любителями в прошлом и бизнесменами в будущем. В идеальном мире эти люди соединят свою страсть со становящейся необходимой бизнес-сноровкой. Опасность в том, что страсть может остаться, а вот осознание того, что мир изменился, может так и не прийти.

Мне никак не отделаться от мысли, что этим столпам старкрафтерского сообщества необходимо обрести мудрость и осознать, что сейчас происходит. Как зрители мы уже насыщены, и приходится выбирать, что смотреть. Мы будем поддерживать все эти турниры так сильно и следить за нашими любимым игроками так пристально, как только сможем, но это мир конкуренции, и живущим в этом новом мире турниров за большие деньги и видеотрансляций людям надо это понимать. Неохота смотреть, как этих людей вы***т. На эту часть новой эры SC2 я смотреть не смогу.


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас