World of Tanks – это не киберспорт. Мне так сказали

Киберспорт, Статьи | |

World of Tanks – это не киберспортТут у нас World of Tanks замутил здоровую глобальную лигу с призовыми в 2.5 миллиона долларов. Ну, вы наверное уже это знаете. От такого поворота событий с верхушки партии ProGamer.ru слегка поехала черепица, и комитет выдал задание – «Напиши, что World of Tanks — это не киберспорт, пусть там и два с половиной лимона».

Так вот, World of Tanks — это не киберспорт, пусть там и два с половиной лимона.

Что, впрочем, не делает WoT плохой игрой. Всяко лучше Point Blank’а, извините.

Но сколько бы не зудел язык моего начальника до чужих денег, В Главном Он Прав. В каком-то смысле. Идеологическая борьба между бедными, но очень гордыми энтузиастами прогейминга и разработчиками-издателями, сливающими на турниры свои рекламные доллары, с разной степенью напряженности идет уже давно.

Выражается активность сторон примерно так: выходит игра, скажем, F.E.A.R., и тут опаньки — турнир по новинке на миллион тех же самых долларов. Это разработчики заходят с козырей и кладут любителей квейка на лопатки (у этих вообще непростой исторический путь получился), и уже из этого положения наши геймеры посмеиваются — нее, не взлетит даже за такие деньги, куда ж вы дурачки суетесь.

И пока квейкеры вот так лежали, мимо них шла волна совершенного незнакомого им народу. То были игроки, никаким боком не касавшиеся тру-хардкор-киберспорта, засмотревшиеся на деньги. В этой самой массе и кроется суть как того, почему компании Делают Это, и причины в основном болезненной реакции прогейминговой публики.

У энтузиастов с такими явлениями вообще все сложно. Денежные ивенты по «Веселым хэдшотам» бьют в апологетов киберспорта сразу на нескольких уровнях.

В каждой сказке...

В каждой сказке…

Прежде всего, конечно, бесит — даже несмотря на то, что ответ ты прекрасно знаешь — почему столько денег вбухано в такую игру, когда гениям CS 1.6 приходится играть за еду и интернет (фигурально выражаясь). На той же эфирной волне вскипают страсти на тему «Мы строили-строили шалаш для своих милых прогеймеров, а вы пришли и влепили по соседству супермаркет просто потому, что богатые». Буря в стакане выливается в горькое осознание — плевать на самом деле спонсоры таких турниров хотели на вашу и нашу движуху. У них рекламная кампания.

Прицепив себе на грудь бейджик «КИБЕРСПОРТ», игроделы зачастую не моргая выдают миру соревнования a la кто дальше плюнет. Потому что в их глазах прогейминг — это вот оно и есть, соревнования в песочнице. Это ж видеоигры. Обычно устроители рекламных турниров даже список правил толком составить не могут. Яркий пример — те же финалы прошлогодних World Cyber Games Россия с тем же World of Tanks, где судьи не знали, когда надо засчитывать победу одной команды.

Пожалуй, про этот случай стоит даже рассказать поподробнее, так как в свое время я умудрился похерить целых два дополнительных материала про ивент (отчего до сих пор хожу с облаком пепла над головой), и рассказать про это преинтереснейшее происшествие не сумел.

Так вот, в том турнире игралось определенное фиксированное нечетное число карт (кажется, семь, здесь на самом деле я боюсь соврать, но суть от подстановки не того числа не изменится). По сути, очки можно и, по моему скромному мнению, даже нужно было считать, как в шахматах, особенно если учесть, что турнирный раунд в WoT может закончиться вничью. То есть, вот берет, допустим, команда RED Rush три карты из семи, две из семи берут их соперники Virtus.Pro Aces, и на двух картах ничья. Результат — победа RED Rush со счетом 3-2.

Как бы не так. Ни бессменный Дилвиш, ни официальные представители Wargaming.net, готовившие турнир и присутствовавшие на играх, как выяснилось, не догадывались о подобных возможностях. В мозгу плотно сидела формула «best of 7 – значит, до четырех побед». Прямо после положенных семи карт у организаторов сначала случился ступор, потом экстренное совещание, потом геймеры добивали дополнительную карту для правильного счета. Такие дела.

Что должны думать про киберспорт люди из той случайной припиаренной толпы, глядя на такие игрища?

Очевидно, про высокий уровень общей организации, дисциплины и общий серьезный уровень развития прогейминга. А ведь World of Tanks – это еще на самом деле неплохая игра. Есть такие занозы и покруче, например, корейские клоны Counter-Strike. Эти мало того, что просто как игры особой критики не выдерживают, так еще и давят на кнопку «БОЛЬШИЕ СОРЕВНОВАНИЯ» с завидной регулярностью.

Я люблю Point Blank!

Я люблю Point Blank!

Что вы знаете о команде RoX.KIS.Point Blank? О карьере квейкеров в Painkiller? Головокружительной карьере корейца SeLeCT’а, пересевшего в середине двухтысячных с Warcraft 3 на Warhammer 40,000: Dawn of War ради сравнительно халявных денег и медалей WCG? Знаете, что китайцы TyLoo сейчас играют в странный гибридный Counter-Strike Online?

Добро пожаловать на второе дно больших рекламных турниров в киберспорте, где серьезные проекты устают быть гордыми и бедными и начинают играть во все подряд, лишь бы платили.

Несмотря на то, что Рекламный Киберспорт как таковой в общем-то развивался параллельно с киберспортом нашим и никакой прямой борьбы между проплаченными ивентами и турнирами, эхм, классического прогейминга, никогда по сути не было, мы и правда слишком скромно живем, чтобы размашистые жесты игропиарщиков периодически не попадали нам в челюсть.

Для многих талантливых игроков и целых команд после миллионных ивентов прогейминг стал совсем не прогейминг и совсем про деньги. По-человечески здесь все понятно, но — от нас же целые куски плоти отрывают! И нам должно это нравиться?

Сидишь, значит, и смотришь, как зрелищный варкрафтер гоняет в WH:40k нубов, и жалеешь, что вот нет его теперь в лучшей игре. Ждешь, что сообщество любителей командных шутеров таки соберется силами и выберет себе один общий курс, а вон эти сидят у одной кормушки, те у второй, третьи окуклились в CS 1.6 и света белого видеть не желают…

Мне после этого радоваться, что Virgin Gaming ESPORTS зазывает играть на деньги во все спортивные (то есть, те, которые про американский-европейский футболы, хоккей, баскетбол и так далее) проекты сразу? Вот с такой рекламой?

virgin

Теперь про виновников торжества, World of Tanks.

WoT – на самом деле не такие. Они — уже из новейшей истории, где компании не просто тупо рекламируют свои продукты посредством турниров, но стараются еще и вписаться в контекст. Вместе с WoT рука об руку идут Planetside 2, Shootmania и другие подобные проекты. Впереди остальных марширует и освещает путь League of Legends.

Нам говорят про серьезные соревнования, встраивают в клиенты специальные зрительские режимы, пытаются сотворить серьезные масштабные турниры и так далее.

И они — все равно не киберспорт, пусть там и два с половиной лимона (почти) на каждого. Но они нынче и правда очень стараются. Даже лучше, чем народ из Counter-Strike, которому нужно было провести год в истерике, чтобы вспомнить, что и их любимый 1.6 тоже изначально не был даже 1.0.

Ближе всех к Труъ Киберспорту подобрались Riot с их LoL. Во-первых, слишком много денег и людей, чтобы их не замечать, во-вторых, они два сезона масштабных игрищ набивали себе шишки, и сейчас идут по третьему кругу, продолжая наращивать обороты и в целом улучшать качество всего, что по их мнению можно/нужно улучшить. Их левая толпа — она уже не левая толпа, она играет в LoL каждый день. Riot научились не просто размахивать кулаками во все стороны, оставляя после себя выжженную землю, но пробиваться с помощью этих кулаков к некой настоящей цели.

Последний крупный турнир World of Tanks от самих Wargaming.net «Уральская сталь» на этом фоне выглядит таким местечковым слетом бардов-палаточников. Где-то в сети еще есть фото-видео павильона с колонной главных танкистов — все это медиа стоит хотя бы раз ради смеха поразглядывать под саундтрек «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Скоро же мы будем посмотреть, что будет с этим самым здоровым турниром и двумя с половиной лимонами.

О, нашел! Аж на GameSpot.com.

О, нашел! Аж на GameSpot.com.

Войны разных проектов за звание киберспорта — это, наверное, войны на удержание покупателей. Надо, чтобы народу было зачем оставаться в игре. Тут людям совершенно все равно, что там происходит в остальном прогеймерском мире, какая нынче мода у старкрафтеров, какой герой был выпущен в какой доте,..

Дисбаланс инициативы сверху и инициативы снизу — то есть, турниров, устроенных без непосредственного участия большого дяди — в таких сценариях слишком велик, чтобы можно было говорить о вставших на ноги и отказавшихся от родительского респиратора соревновательных дисциплинах.

World of Tanks — это не киберспорт, пусть там и два с половиной лимона. Пока что это большая рекламная кампания с таким соревновательным флером. Смешивать, но не взбалтывать, ха.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить