Невыносимая аугментированность бытия – обзор Deus Ex: Mankind Divided
Чего люди хотят от сиквелов? Того же, что и всегда – повода второпях пройти оригинальную игру за полтора часа до релиза новой, дабы не чувствовать себя чужими на общем празднике жизни. Некоторые, конечно, ждут достижения невиданных высот в развитии любимой серии, удачной преемственности и прочей дребедени, но мы-то с вами знаем, что таких меньшинство и это всего лишь очередной разряд хипстеров.
Deus Ex: Mankind Divided тоже это знает и преследует другую цель. Она, как прилежный отпрыск, заботится не о себе, а о предках, поэтому притворяется не очень качественной игрой, чтобы Human Revolution на ее фоне выглядела еще лучше. Даже если хорошей она вам тогда не показалась, сиквел, возможно, заставит пересмотреть свои взгляды.
После злополучного инцидента в финале прошлой части Адам Дженсен проходит курс лечения в медцентре на Аляске, где активно работает над достойным продолжением сюжетной линии. Именно там он придумывает настолько гениальный сценарий для Mankind Divided, что от возбуждения теряет память, включая все наработки и воспоминания о дюжине концовок, развития которых мы ждали пять лет. Никто никаких кнопок не нажимал, ничего особенного не случилось, и Хью Дэрроу… кто это?
В отчаянии Дженсен звонит в Eidos Montreal и объясняет ситуацию. «О, Адам, arrête ton char! – звучит голос из трубки. – Мы все уладим, oui, oui, а ты пока займись другими делами. Allons-y!» На вопрос о том, что будет с повисшими в воздухе концовками, ответа так и не дают, зато героя по блату определяют в Интерпол и отправляют в Дубай на срочное задание – показать, что разработчики наконец-то поиграли в игры, вышедшие после 2004 года, и в свободное время сделали геймплейные правки на основе увиденного.
После прибытия в недостроенный арабский отель мы узнаем, что играть комфортнее как-то особо не стало. Разве что обтирание стен теперь чуть богаче на возможности и напоминает неплохую систему укрытий из The Division, модули оружия можно менять пристальным взглядом да во вкладках меню появился крафтинг, позволяющий собирать из двух гаек примитивные вещи вроде нанобатареек, тесла-картриджей и универсальных устройств взлома. На критическое обновление механики не тянет – просто ощущается все современнее и аккуратнее, что ли. А стрельба… Ну не любят люди шутеры, чего взъелись-то? Как будто вы не загружаетесь после каждой проваленной стелс-вылазки, ей-богу. Какая вам разница?
Акцент по-прежнему делается на тихом прохождении и использовании сверхспособностей, а в этом плане изменилось еще меньше. Поскольку аугментации подглядывать не у кого, список пополнился всего несколькими новыми приемами, среди которых нет абсолютно ничего важного и/или занятного. Нет, удаленное управление электроникой, конечно, звучит круто и жизнь местами упрощает в разы, но и без него перенапрягаться не приходится. С таким-то искусственным интеллектом.
Тщательный психологический анализ поведения врагов в игре привел нас к выводу: все они на днях заблокировали Дженсена в «твиттере» и теперь старательно его игнорируют во избежание неудобных разговоров. Здесь, как и раньше, действительно нужно очень сильно постараться, чтобы встретиться с кем-то взглядами, не говоря уже о поднятии тревоги. В большинстве ситуаций лучший способ остаться незамеченным – это идти вперед с таким видом, будто имеете все основания здесь находиться. Прямо как в реальной жизни!
Нового ищи, а старого не теряй
Примечательно, что один из главных мотивов – реабилитация нашего протагониста после ужасной травмы, – остался и в новой игре. На этот раз, правда, страдания Дженсену предстоят скорее эстетические, ибо постоянно видеть перед глазами интерфейс Mankind Divided, должно быть, чертовски больно. Функциональности и организованности ему прибавили, несмотря на еще большее количество консольных упрощений, но по стилистическим показателям он болтается где-то между мануалом к китайской кофеварке и всеми остальными современными проектами. От былой изобретательности в формах, тонах и даже шрифтах не осталось и следа – только трендовое «квадратное» оформление, которое совершенно не вписывается в остатки вычурного дизайна.
А еще полоска здоровья тут справа. Теперь и вы это увидели.
В общем, осознав, что нового тут кот наплакал, а до обратного рейса еще несколько часов, наш герой прорывается сквозь гостиничный комплекс и собирается предотвратить нелегальную оружейную сделку. Все идет по плану до тех пор, пока один из ее участников не бросает настолько бездарную отсылку к Mass Effect, что вмешивается третья сторона и устраивает натуральную резню. Реплика, правда, эксклюзивна для отвратительной русской локализации, но исход от этого не меняется – аферу прерывают без нашего участия в любом случае.
Разочарованный фактом собственной ненужности, Адам возвращается на свою базу в Праге – и по ошибке попадает в Homefront: The Revolution. Или так, или художественная палитра Mankind Divided, поумерив лихорадку желтых оттенков, теперь испытывает какой-то кризис индивидуальности. Окружение живое, относительно разнообразное и очень-очень детальное в нужных местах – но уже вообще не уникальное. Вокруг обычная антиутопия, обычный футуристический сеттинг – обычное все, как у всех. Когда ближе к середине выключают свет, фирменного колорита заметно прибавляется, и все же подмена чувствуется.
Даже событийная основа тут подобающая: повсеместная сегрегация аугментов, беспорядки в обществе, тотальный контроль, теракты и секретные организации, грызущиеся друг с другом. Типичная завязка про то, как все люди равны, но некоторые равны чуть меньше. Не хватает разве что корейских оккупантов, но место заклятого противника тут уже второй раз занимают иллюминаты. Только мы все никак не успеваем до них добраться.
К счастью, все ключевые персонажи тоже ошиблись игрой, так что ни для кого это проблемой не становится. Тут и телевизор с бывшим начальником Дженсена на связи, и все коллеги, и даже нынешний босс, слишком похожий на престарелого Сэма Фишера, чтобы быть кем-то другим. Адам вспоминает, что последние две Splinter Cell были не очень хорошими, поэтому не спешит доверяться руководству – а быстро находит группировку хакеров из Watch_Dogs и вместе с ними пытается вывести его на чистую воду, попутно раскрывая заговор тайного правительства.
Но вскоре он окидывает взглядом происходящее и понимает, что сюжет в Mankind Divided и вполовину не такой захватывающий, как прежде. За историей, в центре которой банальная война фракций, попросту неинтересно следить: тут нет значимых для вселенной событий, она не выносит на обсуждение ничего нового, наживаясь на уже поставленных в Human Revolution вопросах, а действующие лица забываются раньше, чем уходят из кадра. Ну, а после того, как главный злодей при первой же встрече почти прямым текстом говорит: «Я ГЛАВНЫЙ ЗЛОДЕЙ!1» – и никто с этим ничего не делает вплоть до финальной миссии, Дженсен бросает все это дело со спасением мира и с ностальгией по временам Панхейского инцидента уходит помогать случайным прохожим.
И тут нас настигает главный сценарный поворот. Оказывается, что основная сюжетная линия – это всего лишь череда скучных и непродуманных побочных заданий. На самом деле Mankind Divided – про увлеченное ползанье по трущобам и выклянчивание квестов у жителей города. Разумеется, Eidos с самого начала так все и задумывали!
Несмотря на то, что в мире Homefront: The Revolution 2 живут сплошь актеры-неудачники, слабо владеющие языком мимики и жестов и спроектированные особенным образом, чтобы не запоминаться даже людям с имплантатами фотопамяти, поручения они выдают отменные. Хорошо порыскав по трущобам, можно напороться на кучку журналистов-революционеров, попасть в секту или, скажем, провести полновесное расследование в духе L.A. Noire – и получить от всего этого удовольствие гораздо большее, чем от того, что творится на переднем плане.
Исследование местности, какой бы унылой и серой она поначалу ни казалась, на деле занятие яркое и интригующее. В первую очередь потому, что попадающиеся мини-сюжеты правда оригинальны и отлично прописаны. Некоторые из них даже располагают парочкой любопытных NPC, успевающих раскрыться до более-менее удовлетворительного уровня за столь короткие сроки. Но если хотите еще один сногсшибательный твист – самый харизматичный персонаж находится под нашим управлением всю игру, и ничего с этим уже не поделаешь.
К тому же вариативность прохождения в них как никогда уместна. Нелинейность выходит далеко за пределы того, через какую вентиляцию пролезть к цели, а компактные рамки сайд-квестов не распыляют выборы игрока на долгие часы, делая их сиюминутными и эффектными. Пускай в общей картине маленькие дела ничего не решают, ощущение вовлеченности и уникальности истории они дают отчетливое.
Только мы начали серьезно говорить о хорошем, как все портит – угадали! – техническая сторона. И дело тут вовсе не в производительности: чем меньше кадров в секунду, тем больше часов вы наиграете, верно? И даже не в загрузках по полторы-две минуты – очевидно, это время разработчики выделяют вам для написания пользовательских обзоров в Steam. А вот функциональное предназначение регулярных вылетов, пропадающих реплик и залипающих меню, выйти из которых можно только загрузкой сохранения, так и осталось тайной. Крошечных гадостей не так много, как у некоторых, но достаточно, чтобы превратить помпезное «Издание первого дня» в ожидание дня эдак четырнадцатого, когда по ту сторону программного кода наконец поймут, что забыли проверить свое детище перед релизом.
На этой грустной ноте, тем не менее, стоит отметить, что без сравнений с предшественницей новая игра все еще держится молодцом. При правильной дозировке сюжетных и побочных миссий получаются два с лишним десятка часов крепкого сезонного блокбастера без лишних выкрутасов. А вот на фоне того, что было – да, шаг вперед и два шага назад. Быть может, после выхода третьей части, на которую авторы недвусмысленно намекают, мы научимся ценить Mankind Divided со всеми ее изъянами, а пока это неплохая, но проходная глава в приключениях Адама Дженсена.
Второй революции не свершилось. Mankind Divided – всего лишь осовремененное дополнение к Human Revolution, которое не всегда поспевает за оригиналом и прилежно наследует почти все его недостатки.