Обзор Halo 4
Предупреждение: Halo 4 является эксклюзивом для Xbox 360.
Концовка Halo 3 получилась достаточно грустной: главный герой серии – Мастер Чиф – садится в военный джип и направляет его на брошенный спасательный корабль, чтобы покинуть охваченную огнем планету. Захватчики отступают, пламя пожарищ стихает, все погибшие оплаканы и погребены – после этого в космосе снова воцаряется спокойствие, а популярная трилогия от Microsoft вроде бы как уходит в историю. В это же время разработчик первых 3х частей игры (компания Bungie), выполнив свои обязательства, предусмотренные контрактом перед издателем, отделяется от Microsoft и начинает работу над новыми проектами, чтобы доказать всему миру и в первую очередь самим себе, что Halo – культовый шутер для консоли Xbox 360 – это не последняя их работа.
Хотя, если копнуть глубже, то выясняется, что Мастер Чифу попросту некуда было уходить на корабле, куда он попал. У этого солдата нет собственного дома, в котором его ждала бы любящая жена; нет уютного садика на заднем дворе такого дома, где он мог бы собираться с мыслями и думать о будущем; как нет у него и сына, которого можно было бы обучать швырять плазменные шары во время игр на лужайках сада. Если снять с этого вояки его форму и забрать все оружие, то он, возможно, и вспомнил бы, что его настоящее имя – Джон. Но камуфляж давно стал продолжением самого Чифа, а человечность и мирная жизнь ему совершенно неведомы. Этот человек превратился в безмолвного универсального солдата, пришедшегося как нельзя кстати во времена межгалактического вооруженного кризиса. А когда конфликт был исчерпан, в услугах Мастер Чифа больше не стало нужды. И поэтому, в ожидании новых битв, он впал в спячку на позабытом всеми корабле, за которым следит его единственный друг и товарищ – девушка по имени Кортана, являющаяся Искусственным Интеллектом.
Прошло пять лет – целая вечность по меркам компьютерных игр – и все лавры славы сегодня пожинает серия Modern Warfare от Activision, а Halo скатывается все ниже во всевозможных рейтингах популярности, рискуя оказаться безвозвратно забытой. Снова галактика Halo в опасности – а это значит, что старому герою настало время вновь оголить свой меч. Пришла пора Halo 4, и Кортана возвращает Мастер Чифа к реальности, пробуждая его.
Но, несмотря на то, что у этого одинокого бойца (способного, впрочем, заменить целую армию при необходимости) появилось новое задание, недостаток человечности, тем не менее, все равно сказывается. Оказывается, что в игре, где основной целью является спасение вселенной, странным образом не находится людей, которых нужно спасать, проявляя свои гуманные качества. Зато здесь с избытком хватает тех, кого нужно подвергнуть полному уничтожению: в этот раз они приобрели форму Прометеанов (Prometheans). Это враждебная раса, представленная двуногими воинами-насекомыми и взрывающимися роботами (exploding robot dogs), воюющими в зависимости от обстоятельств то за, то против извечных врагов вселенной Halo – Ковенантов.
Представленные тремя основными видами, эти существа воплощают в себе лучшие боевые тактики, которыми славится серия. Совместив в новой вражеской расе способности к полету и к телепортации, новый разработчик игры – компания 343 Industries – демонстрирует нам, что границы вселенной Halo отныне будут существенным образом расширены. И перед нами предстанет мир, полный новых видов оружия, в котором и без того широкий арсенал смертоносных изобретений пополнится еще и секретными устройствами Прометеанов. А что же насчет людей, которых нужно спасать от жестоких захватчиков? Как мы и говорили, мирного населения в новой игре вы почти не встретите.
Вы можете попытаться спасти самого себя. Но смерть здесь наступает настолько часто, что ваши шансы обойтись без постоянного использования сэйвов стремительно приближаются к нолю. Можно спасать своих товарищей по оружию – безымянных морских пехотинцев, выступающих пушечным мясом и сопровождающих вас время от времени в сражениях. Но пользы от их присутствия порой оказывается настолько мало, что желание получать пулю за таких горе-помощников как-то само собой улетучивается.
И вот после этого у вас в голове возникает закономерный вопрос: «А зачем?». Когда единственные люди, которых вам приходится встречать во время своих скитаний между кораблем Pillar of Autumn и базой Outpost – это лишь высшее военное начальство да не вызывающие даже малейшего доверия ученые, то откуда, скажите, взяться мотивации на свершение ратных подвигов? Почему бы просто – без боя – не отдать захватчикам бразды правления этими горами космического мусора, пустыми планетами и покинутыми кораблями? В любом случае, даже если задаться целью, то вокруг не найдется ни единой живой души, которая высказала бы свой протест против подобного хода вещей.
И, как уже это не единожды делали сценаристы Halo, ответ нам поможет найти Кортана – эта непорочная дева с искусственным интеллектом, олицетворяющая собой светлую сторону Мастер Чифа. Ее непоколебимый голос всегда возвещал нас о событиях мира Halo, сопровождая игроков сквозь путешествия во времени и пространстве. Буквально на каждом шагу она давала нам подсказки и объяснения в незнакомых ситуациях. Но важнее всего было то, что благодаря ей мы хотя бы слышали человеческий голос в безжизненном пространстве, наполненном лишь взрывами и смертью.
Кортана умирает. Если точнее, то она понемногу «слетает с котушек», переживая что-то вроде болезни Альцгеймера, только для Искусственного Интеллекта. Ее деградация, в английской версии, блестяще озвученная актрисой Джен Тейлор, по сути, и придает игре основной смысл. Итак, вам нужно спасти Кортану. Но в конце окажется, что это именно Кортане уготовано спасти вселенную Halo 4. Она вносит смысл в историю, где вам отведена роль всего лишь бездумного механизма для спасения людей, которых нет. Кортана хотя бы как-то отвечает на вопрос «А зачем?», в то время как весь огромный игровой сюжет просто скромно молчит на этот счет.
Четырехлетний перерыв между частями серии обернется для нас не только потерей единственного друга Мастер Чифа. Мир уже давно не представляет собой закрытый ящик, и поэтому философия Halo стала подвержена влиянию Modern Warfare. Это чувствуется уже с самого начала, когда вы пытаетесь доползти до шахты лифта рушащегося корабля Forward Unto Dawn, уворачиваясь от летящих снарядов с помощью QTE-подсказок. Заметно данное влияние и в стандартном обмундировании Мастер Чифа, которое сейчас больше стало напоминать блестящий костюм Сэма Фишера. Изменилась и механика игры: сейчас при прыжках вес главного героя почти не чувствуется, но во время бега его шаги раздаются гулким эхом, свидетельствуя о том, что на самом деле он ведь и не такой уж невесомый. В мультиплеере появились тактические элементы, становящиеся доступными после достижения необходимой серии убийств подряд. А дополнительные способности как нельзя лучше иллюстрируют влияние успешного продукта от Infinity Ward на серию Halo. Даже классическое управление, к которому мы так привыкли, претерпело изменения в угоду Modern Warfare: отныне для того, чтобы прицелиться, нужно будет нажимать на левый триггер джойстика.
Но, к счастью, сходство с Modern Warfare встречается лишь эпизодически, а в основном Halo 4 от 343 Industries – это все тот же старый-добрый Halo, знакомый и родной нам благодаря Bungie. Это прекрасная игра, где нет места ослепительно ярким цветам, от которых так пострадал прошлогодний римейк Combat Evolved. Начиная от пышной зеленой листвы и заканчивая отвесными бронзовыми горами, Реквием – планета, на которой происходит большинство событий игры – радует нас не похожими друг на друга живописными пейзажами. Никогда еще мир Halo не выглядел так хорошо и гармонично. Геймплей тоже радует нас знакомыми и приятными особенностями. Как и раньше, проблема, какое оружие взять, а какое оставить, решается игровым ограничением только на два ствола, а интенсивность атак и отступлений определяется уровнем заряда щита. Все это старые известные приемчики Halo в своем первозданном виде. И именно за них мы ее и любим.
Тем не менее, задания, которые вам предстоит выполнить, не выходят за рамки привычных. Большинство игрового времени вам придется провести, гоняя от одной локации до другой для того, чтобы нажать несколько очень важных кнопок и уничтожить генератор защиты (shield generator). Подобные задания зачастую поступают вам по несколько, искусственно увеличивая таким образом продолжительность достаточно короткой кампании. Желание 343 Industries во всем походить на Bungie настолько сильно, что в новой игре места каким-либо существенным новациям просто не остается. Наверное, лучшим олицетворением чего-то нового после Прометеанов и их пушек может стать двуногий робот Мантис, управляемый изнутри человеком. Но все равно новый разработчик никак не может отойти от хорошо известной манеры подачи сюжета, в большинстве случаев повторяя старые элементы и лишь изредка расширяя игру собственными нововведениями (по крайней мере, в одиночной кампании).
Зато режим мультиплеера подчиняется четкой установке от Microsoft: популяризировать Halo на арене профессионального гейминга. Отныне правильный выбор предустановленного режима стал важен, как никогда: количество оружия, которым можно поживиться во время битвы, значительно уменьшилось. Зато благодаря хорошим выступлениям и заработанным очкам рейтинга, вашему персонажу станут доступны новые пушки, способности и свойства брони, дающие возможность сразу же ощутить преимущество от определенного навыка (например, ускоряться на очень продолжительное время или ставить защитную турель). Без сомнения, мультиплеер нового Halo отошел от традиций серии в сторону более модных тенденций. И еще сильнее это станет заметно, когда после нескольких недель игры приверженные игроки станут открывать все больше и больше новых способностей своих персонажей по мере достижения успехов в мультиплеере.
Кооперативный режим Spartan Ops – еще один «привет» от Modern Warfare – воплотил в себе самые амбициозные претензии Halo 4 на появление в ней небольших дополнений, полных адреналина. Каждая новая серия не связанных между собой пятнадцатиминутных миссий, рассчитанных на участие до четырех игроков, будет выходить еженедельно на протяжении последующих нескольких месяцев. При этом каждая глава сопровождается короткометражным фильмом, дополняющим ее сюжет. В релизной копии игры будут доступны сразу пять таких дополнительных миссий. В этот раз задору любителей кооператива не дадут охладеть награды за прохождение миссий и долгосрочные цели, переходящие из одной серии в другую. Не представляя собой ничего сверхъестественного, эти миссии выполняют очень важную роль для игры. Таким образом 343 Industries показывает наличие в Halo новых веяний и отход от привычных традиций серии Хало.
В конце кампании Halo 4, уже после того, как прошли финальные титры, 343 Industries поместили короткое сообщение. В нем компания благодарит фанатов, за то, что те доверили ей свою любимую вселенную, а также просит не забывать, что все у них только начинается. В данном послании выражаются как будто скрытые опасения насчет того, поняли ли мы, с какой ответственной задачей приходилось справляться 343 Industries, когда они брали на себя роль продолжателя саги о Мастер Чифе.
Но сейчас ребята могут вздохнуть спокойно. Halo 4 получилась достаточно оригинальной игрой, продемонстрировавшей нам, что роль разработчика в этом проекте состояла в намного большем, чем просто выпустить очередную часть известной серии. Хотя работа 343 Industries была больше направлена на продолжение истории, чем на расширение рамок игры, фанаты должны оценить ее по достоинству. Halo наконец-то вернулась – и это ли не повод для радости?!