Разрешение 4K в играх и видео на новых консолях

Hardware | |

После представления Xbox One и джойстика PlayStation 4 хотелось бы подробнее разобраться с поддержкой 4K-контента (разрешение примерно соответствующее 4000 пикселей по горизонтали). Корпоративный вице-президент по маркетингу, стратегии и интерактивным развлечениям, Юсуф Мехди (Yusuf Mehdi), говорит, что “в плане видео и интерфейса будет полная поддержка. Игры, разработанные под 1080p, само собой, будут работать в 1080p”. Значит, с момента выхода консоль будет способна выдавать картинку вплоть до 4K (для Blu-ray, к примеру), а как будут обстоять дела в дальнейшем? “По части железа никаких ограничений вообще не возникнет”.

xbox-one-vs-ps4

Правдивость этого заявления зависит от того, про какое именно железо говорит Мехди. Центральный и графический процессоры Xbox One достаточно мощны для декодирования 4K-видео и для работы с 3D-дисплеями. Но они – не единственные звенья в цепи потребления контента. Есть некоторые барьеры, которые ставят под сомнение поддержку 4K на Xbox One с самого начала продаж. Мы отдельно остановимся на каждой из трудностей, что ждут Xbox One или PS4, или обе системы сразу.

Совместимость с Blu-ray

На момент написания статьи не существует стандартов Blu-ray для разрешения свыше 1080p, и их появления не ожидается до конца года. Это держит Sony и Microsoft в неведении. Для обеих компаний самый верный путь обезопасить себя – это использование приводов BDXL вместо обычных BD-ROM. BDXL поддерживают диски объёмом до 128 ГБ, в то время как стандартом на массовом рынке являются 50-гигабайтные носители.

Сейчас Sony предлагает “4K ремастеринг” – это фильмы 1080p, сконвертированные из Blu-ray оригиналов. Компания переносит на отдельные диски все дополнительные материалы, чтобы выделить больше места под сам фильм. Очевидно, что стандарту Blu-ray необходим апгрейд: “Хоббит: Нежданное путешествие” был выпущен с частотой 24 к/с, потому что на BD-диске не хватило места под фильм и нет формального обозначения для формата 48 к/с.

Отсутствие стандарта для кодеков

Для кодирования 4K содержимого предположительно может использоваться стандарт H.264 или H.265. H.264 уже поддерживается стандартом Blu-ray, что упростит работу над обратной совместимостью, но он требует в два раза больше свободного места, чем более новый H.265. H.265, в свою очередь, хоть и более эффективен, но требует больше процессорных ресурсов для декодирования. Снизить нагрузку на процессор поможет движок для декодирования видео на основе AMD, использующийся в обеих приставках, но вот поддерживает ли он H.265? Этот стандарт может быть слишком новым.

Выход HDMI 1.4

HDMI 1.4 – это последняя версия стандарта HDMI (2.0 появится не раньше конца этого года). HDMI 1.4 поддерживает вывод изображения 3840×2160 24p (24 к/с, прогрессивная развёртка) или 30p. Казалось бы, невелика проблема, но это значит, что Xbox One не сможет отобразить гипотетическую версию Хоббита в 48p. 4K 3D-видео, если оно когда-нибудь появится, также потребует HDMI 2.0.

Sony, как известно, ничего не говорит о поддерживаемых выходах – но тут у компании не будет никаких козырей в рукаве: HDMI 2.0 попросту ещё не готов выйти на рынок. Данная проблема, несомненно, затронет обе консоли.

Объем потока информации

Последняя трудность, связанная с собственным 4K-контентом, уже не зависит от Microsoft или Sony. 4K-содержимое несёт в себе в 4 раза больше данных, чем 1080p. Это естественным образом замедлит повсеместное внедрение 4K-видео.

4k performance

Другие звенья цепи

Причина такой неопределённости вокруг 4K-видео в том, что необходимые для него стандарты развиты не так хорошо, как стандарты HDTV во время выхода Xbox 360 и PS3. Обе консоли способны выводить свой интерфейс в 4K. Обе могут подгонять 1080p видео под 4K, хотя такая функция, скорее всего, будет и в самих 4K-телевизорах. Обе консоли должны уметь декодировать собственное 4K-содержимое, и в H.264 и в H.265, впрочем, работа с H.265 может быть реализована в программном обеспечении.

4k resolutiont

Мы будем удивлены, если Xbone и PS4 будут безупречно поддерживать 4K-версию Blu-ray. Такие возможности, как трёхмерное 4K-видео, будут недоступны в виду ограничения стандарта HDMI 1.4. Просмотр 4K с собственного жёсткого диска на Xbox One будет затруднён из-за его относительно скромного объёма, хотя в любом случае не ясно, насколько просто будет переместить 4K-контент с компьютера на приставку.

Выводы такие: не ждите ни от одной из консолей идеальной 4K-совместимости сразу после выхода. Стандарт ещё слишком молод и плохо поддерживается. Если вы хотите быть впереди планеты всей, планируете прикупить 4K-телевизор и задаётесь вопросом, когда появятся специальные форматы для трёхмерного контента, то ответ: “через некоторое время”.

Итак, что же там с играми?

Sony по этому поводу выразилась предельно ясно – 4K-игр не будет. Microsoft отделывается туманными комментариями в духе “Игры под 1080p будут работать в 1080p”. Уклончивость Microsoft, вероятно, объясняется тем, что компания не хочет совсем уж сбрасывать 4K-игры со счетов, но у неё нет планов, нацеленных на массовый рынок. Не углубляясь в особенности архитектуры графической системы, можно заключить такой итог: разрешение 4K потребует чересчур много памяти для поддержания заявленных 60 fps. Добиться даже 30 fps будет нелегко в любой мало-мальски детализированной игре.

Таким образом, “поддержка” 4K-игр на Xbox One будет возможна только способом, доступным и для Sony – наращиванием мощности железа. Это может быть мощный графический чип или снижение нагрузки с помощью телевизора – в любом случае, такое разрешение в играх не станет всеобщей модой. Тот факт, что Sony сразу отвергла 4K-игры, говорит вам всё, что нужно знать – в данном случае грубая сила имеет немалое значение, и PS4 воспользовалась бы подобной возможностью, если бы в этом был какой-то смысл.

Небольшая оговорка

За всеми этими разговорами про 4K нужно не забывать одну вещь. Выгода от такого разрешения, если вы не отважитесь купить телевизор последней модели за приличную сумму, будет практически незаметна. У вас должно быть идеальное зрение, либо вы должны сидеть очень близко к экрану – иначе вы вообще не увидите разницы на обычном дисплее.

зависимость дистанции от диагонали экрана

Чтобы заметить разницу между 4K и 1080p на расстоянии 2,5 метров, вам понадобится экран с диагональю 65 дюймов. Так что большинство не заинтересуется переходом на большое разрешение, а следовательно, Sony и Microsoft не будут на нём сосредотачиваться, тем более, что кроме описанных технологических трудностей найдутся и другие.

Обновлено 1 октября 14: Реальное положение дел с разрешением в играх на Xbox One.

Поделиться

Обсудить