Майнинг может уничтожить ПК-гейминг каким мы его знаем

Hardware | |

На днях Nvidia увеличила поставки GTX 1650 для рынка настольных компьютеров, перестав уделять повышенное внимание моделям для ноутбуков. Это хорошие новости. Сейчас на рынке видеокарт творится такое, что мы советуем присматриваться к моделям восьмилетней давности, вроде R9 290 и R9 290X. Любые подвижки, включая доступность старых моделей видеокарт – это уже благотворные изменения.

Впрочем, наличие в продаже младших моделей Turing, не работающих с трассировкой лучей, или повторный выпуск GTX 1050 Ti – не совсем то, чего ждут геймеры. Поставки Ampere и RDNA2 все еще затруднены, а сторонние производители, такие как Asus и MSI, заявляют, что дела становятся всё хуже. Отчасти виной тому:

  • Производственные проблемы Samsung
  • Пандемия коронавируса, вызвавшая дефицит полупроводников
  • Повышенный спрос на криптовалюту

Что из этого основная причина, не до конца ясно, однако уже сообщается, что отсутствие видеокарт в магазинах продлится до 2022.

Майнинг – не более, чем раздражающий фактор для геймеров

В краткосрочной перспективе это не страшно: если ваша видеокарта исправна, в старых играх она всё равно продемонстрирует приличную производительность, а у многих из нас найдутся игры, до которых никак руки не доходили. Пока что майнинг – не более, чем раздражающий фактор. В долгосрочной перспективе он может стать угрозой для существования компьютерных игр, какими мы знаем их со времён появления первых видеокарт. Я не утверждаю, что ПК-гейминг умрёт – до этого явно не дойдёт – но перемены будут, и точно не к лучшему. Дружно идем расчищать бэклог.

пыльная майнинговая ферма дома

Когда цена на товар или услугу выходит за пределы интересов покупателей, начинается поиск альтернатив. В нашем случае альтернативой компьютерам служат консоли – Switch, PlayStation 5 и Xbox Series X – а также Android, iOS и облачные сервисы. На рынке консолей тоже не всё гладко, в магазинах их мало и ситуацию ухудшают перекупщики, но Xbox Series X и PlayStation 5 нынче стоят заметно дешевле видеокарты на eBay.

RTX 3070 должна была стоить $500. На данный момент цены на неё на eBay варьируются от $1200 до $1700, при этом Xbox Series X или PlayStation 5 обойдётся вам в $750-850. И пока консоли будут дешеветь, а видеокарты нет, разница будет только увеличиваться.

Проблема в некотором роде дополняется трассировкой лучей. Сейчас включение этой опции приводит к серьёзной просадке производительности, которая не всегда компенсируется снижением разрешения до 1080p. Архитектуры Ampere и RDNA2 справляются с рейтрейсингом лучше Turing, но если игрокам интересна именно эта технология, для сохранения комфортного фреймрейта они вынуждены внушительно потратиться. PlayStation 5 и Xbox Series X тоже поддерживают трассировку лучей, и при этом стоят намного дешевле нового поколения видеокарт.

DualSense от Playstation 5

Но на новом поколении консолей пока не вышло интересных новых игр

Что, если игроки долгое время не смогут купить новые видеокарты?

Не все геймеры самостоятельно собирают компьютеры. Однако таких немало, особенно если считать ещё и людей, покупающих OEM-компьютер с последующим апгрейдом видеокарты. Если рынок дискретных видеокарт останется в нынешнем виде надолго, мы можем оказаться в будущем, где заплатить OEM-ценник ради обновления комплектующих будет не самой безумной идеей. Это не предвещает ничего хорошего ни для тех, кто самостоятельно собирает ПК, ни для розничных магазинов. И когда у игроков не останется возможности обновлять железо, разработчики начнут ориентироваться на реально доступную, а не потенциально доступную производительность.

Хотелось бы верить, что всё это временно, и проблема уйдёт сама собой, но это уже третий дефицит комплектующих за последние семь лет, спровоцированный криптовалютой. К моменту пятой годовщины Pascal в этом мае из 60 прошедших месяцев 29 будут отмечены завышенными ценами. AMD и Nvidia могут выпустить замену RDNA2 и Ampere ещё до того, как современное поколение начнёт продаваться по рекомендованным производителем ценам.

Высокие цены на видеокарты не убьют ПК-гейминг, однако отсутствие доступа к топовым моделям в корне изменит игры, в которые мы сможем позволить себе играть. Одна из причин, по которой GTX 1650 удаётся оставаться на полках, кроется в скромных 4 Гб памяти и небольшом количестве ядер, что делает модель непривлекательной для майнеров. ПК-гейминг десятилетиями находился под влиянием рынка видеокарт, а теперь игроки вынуждены довольствоваться тем, что находится за пределами интересов рынка криптовалюты.

На передний план может выйти инди-сцена

В худшем из вероятных сценариев, когда цены будут оставаться завышенными и у игроков не будет доступа к мощному железу, разработчики станут выпускать игры другого плана. Будет меньше AAA-тайтлов, и на передний план выйдет инди-сцена. Также вполне можно представить планы AMD и Intel по улучшению интегрированной графики.

Stardew Valley

К тому же, игроки с большей охотой обратят внимание на облачные сервисы. Это тоже можно считать «уничтожением ПК-гейминга в привычном понимании», однако буквально он всё же не будет уничтожен. Подобные «уничтожения» уже случались в прошлом – взять хотя бы изобретение 3D-ускорителей.

Лично я верю, что цены рано или поздно упадут. Пандемия начнёт меньше влиять на производство, криптовалютный рынок в очередной раз сдуется. Однако если следующие пять лет будут похожи на 2016-2021, в 2026 мы будем писать, что видеокарты были доступны по рекомендованным ценам менее половины целой декады. Лучшее развитие событий ждёт нас, если майнинг останется нерегулярным источником дохода, и столь же нерегулярными станут апгрейды компьютера, приходящиеся на моменты, когда добыча криптовалюты будет невыгодной, а ряд игроков перейдут на облачные сервисы. При худшем развитии событий мы полностью откажемся от компьютерных игр в пользу других устройств.

В любом случае, сейчас мы наблюдаем, как неконтролируемый спрос снижает темпы апгрейда компьютеров, перекрывая игрокам доступ к новым комплектующим. Никто не хочет наращивать объёмы производства, рискуя столкнуться с резким снижением спроса. Производители не торопятся удовлетворять нужды криптовалютного рынка, который может сократиться на 50-75 % уже в этом или в следующем году.

Дефицит видеокарт произошёл не первый раз

В итоге люди не расстаются со старыми видеокартами гораздо дольше, и что самое страшное: вероятно, период завышенных цен на этот раз продлится минимум 15 месяцев (если считать с момента выхода Ampere в сентябре 2020). Это дольше любого из прежних криптопузырей и достаточно долго, чтобы люди устали ждать и потратили деньги на что-то другое.

Nvidia, AMD и Intel зарабатывают огромные деньги на текущем высоком спросе, но не дайте себя обмануть. На первом буме криптовалюты AMD докладывала об отличном положении дел у подразделения Radeon, но в то же самое время их доля на рынке резко сократилась. Когда дело касается добычи криптовалюты, интересы производителей видеокарт и интересы игроков не совпадают. И происходящее не сулит ничего хорошего для ПК-гейминга, если он нравится вам в нынешнем виде.

Поделиться

Обсудить