Обзор первой потребительской версии Oculus Rift

Hardware, Обзоры Hardware | |

oculus-rift-cv1-review

Клавиатура, мышка, монитор – да, было классно, но уже поднаскучило. Появилась виртуальная реальность. Еще недавно она была несбыточной мечтой, которую лелеяли разве что любители научной фантастики и ретроманы, вспоминающие “Газонокосильщика”, однако на то, чтобы эту технологию начали считать следующей «большой штукой», хватило энтузиазма Джона Кармака и всего пару миллиардов инвестиций. В общем, надежды громадные, поэтому Oculus Rift придется здорово попотеть, чтобы их оправдать. Если ничего не выйдет, это может поставить крест на всем рынке виртуальной реальности, причем в самом его рождении.

Спустя неделю «общения» с Oculus Rift мои сомнения улетучились. Этот подход к виртуальной реальности действительно стоит всей раздутой вокруг него шумихи. Передо мной было слаженное устройство, которое, как и полагается хорошему потребительскому девайсу, не требовало мудреной настройки, да еще и могло похвастаться приложениями/играми, с легкостью ниспровергающими любые скептицизм и критику. Единственная проблема – это штука стоит 600 баксов и требует мощного PC. Как и любая технологическая веха, Oculus Rift имеет все шансы изменить мир. Но сейчас ее могут позволить себе лишь очень немногие.

oculus-rift-cv1-1

Что в коробке

Oculus Rift – это, по сути, надевающийся на голову «ящик» с двумя OLED-дисплеями (по одному на каждый глаз) с разрешением 1200х1080 и частотой 90 Гц. Слежение за движениями головы осуществляется при помощи встроенных гироскопа и акселерометра, а также внешнего инфракрасного датчика. Кроме того, Oculus имеет встроенные наушники и микрофон, но что еще важнее, Rift – устройство нетяжелое (весит около 330 грамм), и к нему быстро привыкаешь.

Мне, как человеку, который почти год прожил со второй версией комплекта разработчика Oculus, эта потребительская модификация видится большим шагом вперед. Она даже легче, чем Gear VR (этот шлем работает в паре со смартфоном) – и неудивительно, поскольку, собственно, оборудования в шлем Rift встроено совсем немного. Кроме того, от шлема ведет всего один кабель, который ближе к концу разделяется на кабели для USB 3.0 и HDMI. Гораздо менее громоздко, чем у Vive Pipe – он тяжелее, и от него, к тому же, тянутся четыре длинных кабеля.

Подгонка шлема под голову осуществляется при помощи трех липучек: две находятся по бокам, а одна – наверху. Наушниками тоже можно ворочать так и эдак, но при этом их можно просто снять и использовать вместо них свои (но это необязательно, и ниже я расскажу почему). Кроме того, по бокам шлема находятся съемные подкладки (в комплекте идет также съемная лицевая подкладка), а возле дисплеев имеется мягкое тканевое обрамление. При этом дисплеи активируются лишь при надевании шлема, а остальное время находятся в выключенном состоянии. Также внизу имеется маленький переключатель, с помощью которого поднастраивается положение объективов, как в электронном бинокле.

oculus-rift-cv1-5

Внутрь упаковочной коробки (с классным дизайном) также вложены вышеупомянутый ИК-датчик с подставкой (в качестве подставки может также выступать тренога), маленький дистанционный контроллер Oculus, контроллер от Xbox One и беспроводной адаптер к нему. Контроллеров для захвата движений, к сожалению, пока нет. Да, их показывали на разных выставках, но насчет того, когда они выйдут и сколько будут стоить, Oculus пока не распространяется.

О контроллере Xbox One говорить особо нечего – точно такой же идет в комплекте с Microsoft’овской консолью – и он будет, по сути, вашим главным игровым контроллером. К нему также идет беспроводной адаптер.

Настройка

Чтобы в полной мере пользоваться Rift, вам понадобится соответствующей мощности Windows PC. Как минимум, ваша система должна быть оснащена процессором Intel Core i5 4590 (или эквивалентом), 8 гигабайтами RAM, а также видеокартой NVIDIA GTX 970 или AMD Radeon 290. Это не самые дорогие «железки» – такие ставятся в игровых PC средней ценовой категории. Но если у вас старый компьютер или если вы решили закупиться всем и сразу, то апгрейд может влететь в копеечку. Чтобы новички чувствовали себя уверенней, фирмы вроде Alienware, Dell и ASUS уже продают установки, специально заточенные под Oculus Rift, и их цена (вместе со шлемом и комплектующими) стартует от 1000 долларов. И, разумеется, вам придется выложить как минимум 200 дополнительных баксов за монитор.

oculus-rift-cv1-3

ПО

Итак, когда у вас на руках приемлемый PC, можно приступать к настройке Oculus. И, к слову, для этого нужно не так уж много. Просто подключаем шлем в порт USB 3.0 и порт HDMI (на видеокарте), затем вставляем кабель ИК-датчика в другой порт USB 3.0, а сам датчик ставим где-нибудь на столе. Далее на сцену выйдет приложение Oculus Windows, которое проведет вас через процесс конфигурации и кастомизации Rift. Перед началом вас могут попросить установить обновление для видеокарты.

А вот подогнать сам шлем, чтобы вам было в нем удобно и комфортно – это уже сложнее. Лично мне все это далось очень непросто, потому что я ношу очки. Если вы носите контактные линзы или вообще не испытываете проблем со зрением, вам, думаю, будет гораздо проще. С боковыми липучками у меня все получилось с первого раза, но верхнюю я перенастраивал всякий раз, когда надевал Rift. Спустя пару дней я, наконец, разобрался во всех хитросплетениях науки шлемонадевания, но наука шлемоснимания мне по-прежнему давалась с огромным трудом.

Встроенные наушники, на удивление, стали для меня одним из самых любимых компонентов Oculus Rift. При надевании шлема их можно просто откинуть, и они, к тому же, могут перемещаться в разных направлениях, благодаря чему подходят под большой диапазон человеческих (а, может, и не только) ушей. Кроме того, они еще и выдают хороший звук – четкий и «басовитый», а такое редко встретишь среди накладных наушников. Родные «уши» можно снять и нацепить вместо них свои, однако мне этот вариант показался неудобным. Поэтому я не удивлюсь, если большинство будет пользоваться именно родными Oculus’овскими наушниками.

oculus-rift-cv1-4

На приложение Oculus придется полагаться почти во всем, но, к счастью, пользоваться им довольно легко. Оно получилось чистеньким и опрятным, и даже с дополнительной, скажем так, полировкой, что не часто встретишь у продуктов первого поколения. Кроме того, оно автоматически высвечивает некоторые игры и приложения из магазина Oculus, но при этом вы также можете воспользоваться стандартным поиском или навигацией по категориям.

Чтобы пользователь понимал, что из себя представляет то или иное приложение, каждая запись имеет скриншоты, описание и информацию о так называемом «уровне VR-комфорта». «Comfortable» («Комфортный») – это для игр, в которых движение сведено к минимуму, «Moderate» («Умеренный») – для более подвижных игр, а «Intense» («Напряженный») – для игр, где нужно будет бегать, прыгать и быстро вращать головой. Кроме того, тут же будет информация о том, нужен ли для игры контроллер.

Естественно, в приложении Oculus также хранится вся библиотека приобретенного вами контента, и здесь же можно регулировать настройки VR-шлема. Загрузка контента из магазина тоже происходит довольно просто, правда, иногда для того, чтоб завершить установку приложения, приходится кликать в дополнительном диалоге – из-за ограничений на право доступа в Windows.

Всего год назад, когда я хотел что-то попробовать в Oculus DK2, мне приходилось иметь дело с жутко уродливой программой и ее дико запутанными настройками. Причем головной болью было просто запустить нужную программу. Но теперь вы просто запускаете приложение Oculus, надеваете шлем и горстями глотаете этот ваш виртуальный яд. Именно такую простоту использования и должен предлагать Oculus – да и другие виртуально-реальные компании – чтобы привлечь к себе новых пользователей.

Когда вы надеваете шлем, система автоматически запускает чуть более интерактивную версию приложения Oculus. Тут будет все то же самое, что и в компьютерной версии, однако запрыгивать в игры будет немного проще. К обычной версии приложения можно вернуться в любой момент – нужно лишь нажать домашнюю кнопку либо на дистанционном контроллере Oculus, либо на геймпаде Xbox One. И да, это немного странно, что при нажатии на огромное лого Xbox вы попадаете в приложение, которым владеет Facebook.

В использовании

Есть два слова, которые за последние несколько лет стали прочно ассоциироваться с виртуальной реальностью – это «погружение» и «присутствие». В данном контексте они означают некие ощущения, при которых вы целиком и полностью чувствуете, что являетесь частью виртуального мира. Исследователи виртуальной реальности изучали эти понятия задолго до того, как Oculus замерцал на глазах у тысяч пользователей. Стоит отметить, кстати, что тот жуткий девайс, который мы видели в фильме «Газонокосильщик» 1992 года, не сильно отличается от того, что мы видим сейчас.

Хорошо, ну а что можно сказать об Oculus Rift? Насколько этот девайс соответствует понятиям присутствия и погружения? Как выясняется, очень неплохо. За прошедшую неделю я был космическим пилотом далеких галактик, испепеляющим врагов лазерами в Eve: Valkryie. Я был всамделишным персонажем «Времени приключений». Я был исследователем далеких планет и вживую видел диковинных инопланетных существ, играя в Oculus’овский Farlands. Разумеется, качество VR-впечатлений варьируется, но приятно видеть, что качественный контент есть даже на такой ранней стадии развития проекта.

Впрочем, если вы хотите полного погружения, вам придется проигнорировать некоторые ограничения Oculus Rift. Иногда из-за разрешения OLED-дисплеев картинка становится заметно пикселизированной (здесь как раз могут помочь смартфоны с разрешением 4K). Кроме того, из-за особенности объективов картинка по краям дисплеев часто бывает более размытой, чем в центре. Опять же, придется иметь дело с длинным кабелем, тянущимся от шлема. И, разумеется, большую часть времени вы просто сидите на стуле, с геймпадом в руках. Я пока не тестировал потребительскую версию HTC Vive, однако благодаря его моушен-контроллерам в некоторых играх получается еще более глубокий эффект присутствия.

Я не испытывал никаких проблем с производительностью на своем домашнем PC, однако большинство игр достаточно умны, чтобы выбирать наилучшие настройки и при этом не особо тревожить вашу систему. Я накрутил видеонастройки в Eve: Valkryie до максимума, при этом не испытывав ничего, кроме гордости.

И есть еще один вопрос о виртуальной реальности, который я не перестаю задавать компаниям, занимающимся в этой области – а меня не будет тошнить? К счастью для меня, я не очень восприимчив к морской болезни, но я знаю людей, которых начинает укачивать даже после коротких VR-демок. Поэтому если вы из тех людей, которые не представляют себе дальних путешествий без драманина, то вам, вероятно, имеет смысл посматривать на «уровень VR-комфорта». Кроме того, Oculus внедрил новую функцию Time Wrap, которая помогает избежать некоторых графических проблем, приводящих к укачиванию.

Лично я обычно проводил в шлеме около часа и перерыв мне особо не требовался. Однако спустя какое-то время лицо начинало потеть, а глаза – сохнуть. Возможно, мои глаза слишком чувствительны к свету, но из-за долгого пребывания в VR-шлеме мне начинает казаться, будто я только что претерпел пытку в духе «Заводного апельсина». И, к слову, за эту неделю я понял, что не стоит засиживаться в виртуальной реальности перед сном.

Игры и приложения

Когда я тестировал Oculus, у меня был настоящий шведский стол VR-контента, но большую часть времени я возвращался всего ко двум играм – Eve: Valkyrie и Lucky’s Tale, которые идут в комплекте с Rift. По правде говоря, эффект погружения в них настолько силен, что я назвал бы их первыми «приложениями-убийцами» в области VR.

Если вы фанат перезагрузки «Звездного крейсера «Галактика» или просто всегда хотели поиграть в максимально правдоподобный космический шутер, то Eve: Valkyrie почти наверняка сделает вас преданным сторонником виртуальной реальности. Это VR-тайтл с самым сильным эффектом погружения, которые я когда-либо видел. В частности, он может похвастаться очень богатой детализацией космических ландшафтов – иногда я даже не участвовал в драках, а просто летал туда-сюда, разглядывая местные декорации.

Однако когда в игре становится горячо, перед глазами тоже начинают твориться вещи, невозможные на обычном мониторе. К примеру, чтобы нацелить ракету на врага, вам нужно реально повернуть своей головой в нужном направлении. То есть вам приходится выполнять по-настоящему головокружительные маневры – особенно, если противник где-то сверху или позади вас. Кроме того, бывали случаи, когда я крутил головой, пытаясь прицелиться во врагов, летающих вокруг меня, и в то же самое время строчил куда-то вперед пушками, стоящими на носу корабля.

В игрушке Lucky’s Tale насилия поменьше – она чем-то напоминает игры 3D Mario, а ее главный персонаж подозрительно похож на лисенка Тейлза из «Соника». Вы управляете главным героем, смотря на него от третьего лица, покуда он бегает, прыгает и дерется с врагами. В общем, все как в обычном платформере. Звучит, наверное, скучновато, но игрушка все же получилась на загляденье, и ее главная прелесть в том, что вы, по сути, можете свободно смотреть по сторонам.

Если глянуть вправо, это обычно показывает вам находящиеся впереди препятствия, а если посмотреть назад, то вы увидите все, что уже прошли. Кроме того, можно смотреть поверх и даже пригибаться, чтобы получше рассмотреть модели персонажей и детали окружения. Лично мне очень нравилось разглядывать разные маленькие штучки вроде порхающих бабочек или спор одуванчика, взлетающих в воздух. А если приглядеться к самому лисенку, он начинает немного баловаться. Сама игра тоже стоит того, чтобы в нее поиграть – благодаря симпатичному саундтреку и красочному окружению.

Lucky’s Tale – это отличный пример того, что в виртуальной реальности можно обыграть даже вид от третьего лица. То есть вам не обязательно смотреть именно глазами персонажа. Дополнительный эффект погружения достигается благодаря возможности осматриваться и ощущать масштаб игрового окружения. Кроме того, я также попробовал VR-вариант «Времени приключений» – эта игра получилась не такой детализированной, как Lucky’s Tale, но, тем не менее, она все же заставляет чувствовать, будто вы находитесь в симпатичном мультяшном мирке.

Были и другие тайтлы. Chronos – это недурная попытка создать что-то вроде Zelda-подобной адвенчуры, но с примесью Dark Souls. Здесь тоже используется камера от третьего лица, но перспектива фиксированная, как в ранних играх Resident Evil. Некоторые из ракурсов получились довольно креативными, однако я предпочитаю, когда угол зрения можно менять, как в Lucky’s Tale.

Для смены ритма можно попробовать Into the Dead – бесконечный раннер, где вам нужно бежать по полю, кишащему зомби. Все просто: двигаемся влево/вправо, подбираем оружие и уклоняемся от оживших трупов, охочих до человеческого мяска. Геймплей довольно примитивен, но, тем не менее, дает почувствовать, будто вы окружены бесчисленной толпой ходячих мертвецов. Мне также понравился Radial-G, футуристический гоночный симулятор, похожий на Wipeout, а также Project Cars – тоже автомобильный симулятор, но с прицелом на правдоподобие.

Что касается неигровых развлечений, то я просмотрел кучу 360-градусных видео из приложения Oculus Video и JauntVR, а также VR-сериалы Henry и Lost, сделанные Oculus. По большей части, я все это уже видел на Gear VR и в других демках, поэтому получилось не так увлекательно, как с играми. Впрочем, было бы неплохо, если б компании начали делать VR-видео качеством получше, потому что у многих было на удивление маленькое разрешение.

В общем, если у вас есть 100-долларовый Gear VR, то смотреть эти видео еще раз на Oculus – пустая трата времени. Я бы лучше позависал в играх, которые используют «железо» моего PC на полную катушку. VR-видео, опять же, лучше подходят именно для полностью беспроводных девайсов вроде Gear VR, чем для навороченных шлемов, привязанных проводами.

Если в целом, то Oculus Rift уверенно доказывает, что виртуальная реальность вполне жизнеспособна для игр и других типов медиа. Я играл в игры на 100-дюймовом экране, и этот уровень погружения и рядом не стоял с тем, что может дать Oculus Rift.

Конкуренты

Мне и правда нужно это объяснять? Ну, так и быть. В течение следующих нескольких месяцев за господство в PC-VR-царстве будут сражаться Oculus Rift и HTC Vive, работающий на платформе SteamVR от Valve. Vive – более дорогой девайс (800 долларов), но в комплекте с ним идут два моушен-контроллера, специальные датчики для того, чтобы сделать виртуальную реальность в масштабах комнаты, а также слегка улучшенная технология формирования VR-изображения. Впрочем, контроллеры Oculus должна выйти уже в этом году, но сколько они стоят, мы по-прежнему не знаем. В комплекте Vive нет контроллера Xbox One. Кроме того, обе платформы имеют схожие минимальные системные требования.

Поэтому реальный выбор между Rift и Vive сводится именно к играм. Oculus идет вместе с Eve: Valkryie и Lucky’s Tale, тогда как в комплекте с Vive идут Fantastic Contraption, Google’s Tilt Brush и Job Simulator. И, разумеется, какая война платформ без эксклюзивов. В данный момент эксклюзивом для Oculus является Lucky’s Tale, а все, разработанное Valve, застолбит за собой SteamVR’ный Vive и никто другой.

И стоит напомнить, что в октябре должен появиться PlayStationVR, который обойдется в 400-500 долларов – в зависимости от комплектации. Для большинства геймеров это, возможно, будет наикротчайший способ приобщиться к виртуальной реальности, т.к. он требует только PlayStation 4. Однако если учесть, что консоль оснащена уже устаревшими «железками», то на ней вряд ли можно достичь той же картинки, что и на Rift/Vive, подключенных к игровому PC.

Что в итоге

Плюсы:

  • Шлем получился легким и комфортным;
  • Сборка на высоте;
  • Отличные игры на старте.

Минусы:

  • Для большинства очень дорого и, к тому же, требует мощного игрового PC;
  • Моушен-контроллеров пока нет;
  • Большая проблема с привыканием к джойстику при использовании в слепую для тех, кто его ранее не держал;
  • Если у вас проблемы со зрением, несмотря на возможность немного подкрутить линзы Oculus Rift, возможно придется дополнительно надеть свои очки;
  • Длительное использование приводит к морской болезни, хотя такой эффект можно получить и от игры за монитором.

Даже сейчас, когда я почти неделю провел в обнимку с Oculus Rift, мне трудно представить, что виртуальная реальность – это то, куда я могу попасть, не выходя из дома. Это также просто, как включить игровую консоль или радио. И еще сложнее поверить в то, что продукту первого поколения удалось оправдать всю раскрученную вокруг него шумиху, да еще и угодить гикам, которые грезили о виртуальной реальности десятилетиями.

Но, опять же, поскольку это продукт первого поколения, не обошлось и без изъянов. Картинка пока не идеальная и требует мощного игрового PC. С ценой все понятно – если учесть, что этот девайс открывает для нас совершенно новую форму развлечений. Но, с другой стороны, позволить себе эту игрушку могут очень немногие – на данный момент это пока еще элитная технология.

В общем, будем надеяться, что спустя несколько лет, когда «железо» станет подешевле, VR-индустрия придумает что-нибудь для всех. В данный же момент самый важный вывод в следующем – теперь мы знаем, что виртуальная реальность существует.

Поделиться

Обсудить