Обзор Vive Cosmos Elite – VR-трансформер для любых игр и помещений

Hardware, Обзоры Hardware | |

На момент выхода в прошлом году шлем HTC Vive Cosmos не выдерживал конкуренции. Подключение к компьютеру было отдельной морокой. Но что хуже всего, передовая система отслеживания движений при помощи шести камер на самом шлеме… мягко говоря, работала неэффективно.

Если вкратце, Vive Cosmos мы и сами не смогли бы долго использовать, не то что кому-то советовать.

После шести месяцев обновлений софта и прошивки – плюс, появилась фронтальная панель Cosmos Elite, улучшающая отслеживание – Vive Cosmos заметно похорошел. До Valve Index ему по-прежнему далеко, но уже можно тягаться с Oculus Rift S.

Всё потому, что в отличие от Oculus Rift S, Cosmos – единственный модульный шлем на рынке: на выбор есть базовая версия с четырьмя камерами на шлеме (Vive Cosmos Play), с видеокамерами (XR для дополненной реальности), с шестью камерами (Vive Cosmos) и с полноценным внешним отслеживанием движений при помощи маяков (Vive Cosmos Elite), достаточно лишь сменить фронтальную панель. На самом деле, кроме системы позиционирования ничего не меняется, дизайн и характеристики остаются прежними, поэтому мы и будем рассматривать модели совместно.

 

Минусы? За панели придётся доплачивать, и покупка всех сразу выльется в стоимость полнофункционального шлема.

Таким образом, выгодность Vive Cosmos зависит от того, сколько вы хотите заплатить изначально – за сам шлем, панели и игры – и сколько готовы потратить в дальнейшем.

Дата выхода и цена Vive Cosmos Elite

На западе HTC Vive Cosmos поступил в продажу 3 октября 2019 и сейчас базовая версия с шестью камерами стоит $699,99. Российский официальный магазин HTC все еще молчит, даже пресс-релиз не выпустил, но мне тут шепнули цену в 89990 рублей.

Для улучшенного позиционирования рук понадобится комплект Vive Cosmos Elite, он в продаже с 16 марта по цене $899 за шлем с панелью или $199 за саму панель, которая, по словам HTC, выйдет позже в этом году, когда производство вернётся к прежним объёмам после спада эпидемии коронавируса.

Для сравнения, из дорогих шлемов за пример можно взять Valve Index за $999,99, что на $100 дороже версии Cosmos Elite, а нижний край ценового диапазона замыкает Oculus Rift S за $399, что на $300 дешевле стандартного Vive Cosmos.

Если сможете подождать, то HTC готовит более доступную модель – Vive Cosmos Play, по цене она должна быть наравне с Oculus Rift S.

Дизайн Vive Cosmos

Вне зависимости от версии Cosmos, головное крепление и дисплей останутся теми же, так что за угол обзора, количество пикселей или частоту обновления можете не переживать.

Все модели семейства Cosmos оснащены 3,7-дюймовым дисплеем с разрешением 2880×1700 и частотой обновления 90 Гц. По разрешению шлемы превосходят и Valve Index (2880×1600), и Oculus Rift S (2560×1440), так что эффекта москитной сетки вы не заметите.

Минус дизайна в том, что линзы не смещаются вперёд-назад, как у Valve Index, то есть 110-градусное поле зрения не покрывает всю область обзора. Когда вы смещаете взгляд вбок, заметны чёрные края, что не лучшим образом сказывается на погружении. Зато возле носа свет практически не просачивается внутрь, так что не всё так плохо и однозначно.

Для головного крепления HTC выбрала стандартный охватывающий дизайн с липучкой наверху и колёсиком, позволяющим ослабить или подтянуть обод. В результате лицевая часть шлема получилась очень тяжёлой и сильно давящей на лоб – носить Cosmos не очень удобно, даже когда он прочно сидит на голове.

У всех шлемов Cosmos есть возможность поднять окуляры, чтобы оглядеться в пространстве, не снимая устройство с головы. Это пригодится, если вам захочется воспользоваться компьютером в перерыве между VR-играми. Для тех же целей предусмотрен и сквозной режим двух фронтальных камер, включающийся двойным нажатием кнопки Vive, но когда вам становится нехорошо или вы просто хотите нормально оглядеться, проще откинуть шлем.

Последнее, что здесь стоит отметить – конвертер для подключения к компьютеру, который необходим, если у вас нет беспроводного адаптера (в комплект не входит). На компьютере вам понадобятся свободные порты USB 3.0 и DisplayPort. Конвертеру требуется отдельное питание, так что позаботьтесь о розетке или удлинителе.

Контроллеры Vive Cosmos

Обычно о контроллерах особо нечего писать, но тут случай особый: всё-таки, HTC впервые решила прибегнуть к внутреннему позиционированию.

По сравнению с контроллерами Vive, у контроллеров Vive Cosmos есть ободок с подсветкой, обрамляющим основные кнопки и немного смещающим центр тяжести вперёд. Упомянутые кнопки представляют собой аналоги кнопок ABXY с геймпада Xbox One, рядом с ними расположены вогнутые стики, кнопки захвата, а на обратной стороне бамперы и курки. Такого количества кнопок мы у VR-контроллеров ещё не видели, и это может вызвать определённые сложности.

Контроллерам явно мешают крупные габариты, к тому же, у них нет отслеживания пяти пальцев, как у Knuckle от Valve Index. Cosmos отслеживает положение четырёх пальцев (большого, указательного, среднего и безымянного), но всё равно контроллеры Valve Index удобнее и интуитивнее.

Для питания контроллеров необходимы 4 (четыре!) AA-аккумулятора, по два на каждый, хотя Cosmos неплохо оптимизировала энергопотребление, так что батареек хватает на несколько недель.

Производительность HTC Vive Cosmos

Говоря о производительности HTC Vive Cosmos (стандартный, о версии Elite рассказано ниже), необходимо уточнять, какая фронтальная панель используется, такая вот уникальная особенность. Её прелесть в том, что всегда можно поставить нужную панель, если предстоит проводить время в требовательной к позиционированию игре или хочется перебраться в другое помещение, не расставляя там заново маяки.

Vive Cosmos - гарнитура без необходимости расставлять датчики по комнате

Для начала поговорим о стандартной версии с шестью камерами на фронтальной панели, которую вы скорее всего и встречали в магазинах. Это неплохой вариант без необходимости во внешних сенсорах и просторном помещении, главное, чтобы комната была хорошо освещена.

Если, взглянув на расположение камер, вы решите, что такая система отслеживания будет работать неидеально, то будете совершенно правы. HTC применяет прогнозирующие алгоритмы, чтобы угадывать положение рук, когда они выходят за пределы охвата камер, и эти догадки не всегда верны. Расхождения случаются всякий раз, когда вы отводите руки слишком далеко в стороны или за спину, и задержка, возникающая при повторном обнаружении контроллера, сильно мешает, когда игра требует быстрой реакции. В какой-нибудь VR Baseball вам точно не захочется, чтобы отведённые назад контроллеры терялись, и синхронизация восстанавливалась, только когда мяч уже пропущен.

Впрочем, всё нормально работает в играх, где всегда нужно держать руки перед собой. Space Pirate Trainer, популярная ещё на HTC Vive, на Cosmos чувствует себя прекрасно, как и Beat Saber. Всё потому, что эти игры не требуют идеального прицеливания, так что даже вылетевшие за пределы охвата руки не портят игровой процесс.

Ну, а как выглядят игры? На 3K-экране всё довольно чётко. Эффект москитной сетки не бросается в глаза – хотя, при желании, его можно увидеть – а с частотой 90 Гц глаза довольно долго не устают. Впрочем, просадки в играх уже будут зависеть от вашей видеокарты.

В рекомендуемых системных требованиях HTC указывает видеокарту уровня Nvidia GTX 1060/AMD Radeon RX 480, процессор не хуже Intel i5-4590/AMD FX 8350 и 8 Гб оперативной памяти. Можно обойтись комплектующими и похуже – у нас всё исправно работало на GTX 980 – но лучше задуматься о VR начиная с GTX 1070.

Производительность HTC Vive Cosmos Elite

Переход на HTC Vive Cosmos Elite – это существенный апгрейд, особенно в плане точности позиционирования. Как и оригинальный Vive, Cosmos Elite полагается на базовые станции (маяки), размещаемые на стенах комнаты, на шлеме, в свою очередь, размещены небольшие датчики для отслеживания. Как и в случае с HTC Vive Cosmos, шлем обеспечивает игровое пространство в пределах комнаты, но с более точным позиционированием.

Во время тестов мы играли в «классические» VR-хиты, вроде Beat Saber, Arizona Sunshine и Alyx. Не все эти игры требовательны к точности отслеживания – на самом деле, с ними справится и Vive Cosmos – однако точность никогда не будет лишней.

Быстрая и энергичная Beat Saber в Vive Cosmos Elite играется замечательно благодаря идеальному позиционированию, недостижимому на стандартной версии Cosmos. Уровни чёрного порадовали своей глубиной, а свет, иногда проникающий под шлем, не был сильно заметным.

Alyx в Cosmos Elite остаётся такой же масштабной и впечатляющей, какой её задумали разработчики, а окружение моментально затягивает.

Но не забывайте, что для полного погружения понадобятся внешние сенсоры и оригинальные контроллеры Vive. Честно говоря, как-то грустно, что HTC не выпустила новые контроллеры для Cosmos Elite, потому что обычные контроллеры Cosmos не совместимы с базовыми станциями и фронтальной панелью. Это серьёзный минус для шлема ценой под тысячу долларов.

Хорошая новость в том, что на новинке игры идут лучше и при этом выглядят лучше, чем на Oculus Rift S. Забегая вперёд, отметим, что уж точно предпочли бы HTC Vive Cosmos Elite стандартной версии Cosmos, но обе они меркнут на фоне Valve Index.

Подписка Viveport

Большинство игр для обзора мы тестировали в Steam и Steam VR, это крупнейшая платформа для VR-игр и игр вообще, с которой работают и шлемы HTC, и Valve Index. Однако покупателям Vive Cosmos предоставляется шестимесячная подписка на Viveport Infinity, магазин приложений HTC, позволяющий скачивать неограниченное количество игр в месяц.

Viveport Infinity – это название и сервиса, и магазина, в котором вы выбираете игры и приложения, заплатив $12,99 в месяц или чуть больше $100 за ежегодно обновляемую подписку.

Магазин предлагает свыше 900 приложений, включая популярные, однако там есть далеко не всё – к примеру, отсутствуют Beat Saber и Tetris Effect.

Игры в Viveport Infinity варьируются от первых крупнобюджетных VR-развлечений, вроде Creed: Rise to Glory, до относительных новинок в лице Five Nights at Freddy’s: Help Wanted и Fruit Ninja VR от Halfbrick Studios и других инди-разработчиков. Коллекция весьма обширна и по окончании бесплатной подписки соблазн продлить её ради полного доступа ко всем представленным играм будет велик.

Если собственно игры вас не особо интересуют, в Viveport есть и образовательные приложения, а также софт для работы и творчества – найдётся, что угодно. Это масштабная, расширяющаяся экосистема, способная многое предложить VR-энтузиастам.

Заключение

Cosmos хорош тем, что можно выбрать недорогую стартовую версию, которая вас не разорит, а со временем улучшить её до уровня, способного конкурировать с лучшими моделями на рынке. Добавьте сюда подписку на Viveport с постоянно обновляемой библиотекой игр, и можете смело давать шанс шлему, который отлично выглядит, хоть и несколько огорчает малым углом обзора.

Подытоживая, можно назвать Cosmos (на текущий момент и по нынешней цене) неплохим первым шагом в виртуальную реальность, главное не забывать о паре моментов: неидеальном отслеживании рук и проблемах с первоначальной настройкой. Некоторые игры могут работать без нареканий, а в другие нормально поиграть получится только с версией Elite.

Из двух доступных на сегодняшний день версий HTC Vive Cosmos гораздо предпочтительнее выглядит Cosmos Elite. Хоть она и полагается на старые контроллеры Vive и внешние датчики, данная модель предлагает повышенную точность позиционирования и, следовательно, лучше проявляет себя в большинстве игр и приложений. Опять же, она стоит $899, что весьма ощутимо для первой покупки, а нынешний лидер индустрии, Valve Index, выглядит современнее и надёжнее.

Если вам понравилась идея с магазином Viveport, и вы не против небольших проблем с отслеживанием, обычный Cosmos вас устроит. В ином случае есть варианты получше за большую цену и даже парочка чуть подешевле.

Плюсы

  • Высокое разрешение дисплея
  • Возможность купить недорогой Cosmos, а потом обновить его до Elite
  • Бесплатная подписка Viveport Infinity

Минусы

  • Проблемы с отслеживанием (Cosmos)
  • Аксессуары от оригинального Vive (Elite)

Вердикт

HTC Vive Cosmos и Cosmos Elite – практически идентичные VR-шлемы, работающие в паре с компьютером, их можно подстроить под свои игровые предпочтения. Обе модели оснащены дисплеем с разрешением 2880×1700 и охватывающим головным креплением, при этом смена фронтальной панели превращает одну версию в другую. Сэкономить при первой покупке и в дальнейшем обновить шлем – приятная возможность, но даже Cosmos Elite всё равно не сравнится с Valve Index.

Поделиться

Обсудить