Параллели между BioShock Infinite и Волшебником страны Оз

Культ | |

биошок смахивает на Волшебника страны Оз

Всё нижеизложенное – просто догадки, хотя они вполне могут быть верными. Нет ничего странного в том, что BioShock Infinite частенько заставляет вспоминать «Волшебника страны Оз» – в его честь даже назван один из ранних уровней игры. Но в любом случае, сходство – будь оно случайным или преднамеренным – не заканчивается на персонаже, на рубеже веков мистическим образом перенесённом в удивительный мир технологий и магии. Сделав первый шаг по дороге из жёлтого кирпича в поисках параллелей между приключениями Дороти в стране Оз и Букера в Колумбии, я уже не мог остановиться – я стал замечать их повсюду. Действительно ли я наткнулся на что-то интересное, или это просто плод моего воображения? Это не важно – это чисто мысленный эксперимент, не претендующий на какую-либо достоверность, и я даже уверен, что с тем же успехом можно сравнивать эту игру со Звёздными войнами, Библией или Свинкой Пеппа. Я делаю это просто из интереса. По большей части.

Сразу ПРЕДУПРЕЖДАЮ О СПОЙЛЕРАХ. Не читайте дальше, если ещё не прошли игру (или не смотрели/читали сказку Фрэнка Баума). Если в полной мере знакомы и с тем, и с другим, то врубайте пинкфлойдовский Dark Side of the Moon и пойдём, сходим к волшебнику.

Как я уже сказал, главная и абсолютно очевидная параллель между игрой Irrational Games и книгой Лаймена Фрэнка Баума – это главный персонаж, вырванный из своей обычной американской жизни в начале прошлого века и перенесённый по небу в фантастическое место. Хотя, опять же, для видеоигр такая концепция не в новинку, если не учитывать конкретный период времени. Более очевидные сходства я начал замечать при повторном прохождении (на сложности под названием 1999, но это уже совсем другая история).

Последнее предупреждение: далее и до конца статьи – спойлеры.

кадр из фильма Wizard of Oz 1939 года

Одноименный фильм Виктора Флеминга, вышедший на экраны в 1939 году

Первым, кто натолкнул меня на подобные рассуждения, стал капитан Корнелиус Слейт, хранящий при себе энергетик Шок-Жокей и скрывающийся в Зале Героев. Пока вы сражаетесь с его людьми посреди откровенно расистских экспонатов музея, в его пафосных громогласных речах наиболее часто звучит слово «жестянки» (tin soldiers). В контексте игры это связано с тем, что Слейт не хочет, чтобы его бойцы были марионетками Комстока (который, среди прочего, использует против Букера и настоящие жестянки – Железных Патриотов), из-за лжи которого о солдатских подвигах никому не известно. Слейт решает, что им лучше умереть, как героям, от рук Букера. Без особой натяжки можно интерпретировать жестянку с Железным Дровосеком (Tin Man), который ищет сердце и присоединяется к Дороти на дороге из жёлтого кирпича.

Образ Железного Дровосека вообще изобилует на протяжении игры – те же самые Железные Патриоты, да и ещё бедолаги Механики, плоть и кровь, заключённая в металлическую форму. У Механиков даже есть пульсирующие светящиеся сердца – заветное желание Дровосека – и как раз по ним и нужно стрелять, чтобы быстрей прекратить мучения этих франкенштейновских созданий. Помимо боязни превращения в очередную жестянку Комстока, Слейт тоже хотел иметь своё сердце – хотел умереть с честью, навсегда оставшись героем в глазах своих бойцов. Он хотел погибнуть от рук настоящего солдата, а не рабов с промытыми мозгами. Поэтому «правильным» выбором будет убить его, а не пощадить – иначе его ждёт печальная участь в подземельях Финка. Если у вас есть сердце, подарите старому вояке долгожданный покой.

Образ Железного Дровосека, Слейт

Если Слейт – это Дровосек, то кто же два других спутника Дороти: Страшила и Трусливый Лев? На этом этапе размышлений я уже перестал считать свои сравнения глупыми. Мы/Букер встречаем на своём пути троих боссов-мужчин, прежде чем добираемся до более серьёзной троицы – Дейзи Фицрой, Леди Комсток и Отца Комстока. Слейт/Дровосек – второй из них. До него был Братский Орден Ворона и их безымянный лидер, а после – Иеремия Финк, аморальный промышленник и рабовладелец.

Орден Ворона, также известный, как Фанатики Леди (Zealots of the Lady), не проявлял интереса к игроку, в отличие от Слейта и Финка. Поэтому трудно сказать, отличался ли их лидер, с которым мы бьёмся в конце прогулки по братскому дому, наполненному гнилью и птицами, от тех Фанатиков или Воронов, что иногда встречаются нам на протяжении всей игры. Однако, запись на голософоне, найденном в их штаб-квартире, сделана неким Первым Фанатиком, поэтому я предполагаю, что первый враг, призывающий птиц, и тот, кто снабдил Букера энергетиком «Вороны-Убийцы», это и есть Первый Фанатик. Он – страшный Ворон. Он – Страшила (scary Crow => Scarecrow), первый спутник Дороти.

Это может показаться чересчур буквальной интерпретацией, но хочу заметить, что мрачная святыня Ордена Ворона – одно из немногих мест в ярком и пёстром BioShock Infinite, где игра открыто превращается в хоррор. Гниющие фрукты, обглоданные тушки, повсюду снуют вороны, а перед встречей с Первым Фанатиком нам показывают, как прикованного пленника заживо заклёвывает стая птиц. Сам Фанатик появляется из ниоткуда, и таскает на спине гроб. Так что Страшила – это уж точно. Но что насчёт мозга, который он должен хотеть? Тут всё несколько сложнее – Фанатики почитают Джона Уилкса Бута, убийцу Авраама Линкольна, как героя. Бут стрелял Линкольну в голову – прямо в мозг – в надежде, что смерть великого эмансипатора поможет защитить чистоту расы, за которую он боролся, как и Фанатики. Страшила хотел себе мозг, поэтому он и поклонялся человеку, забравшему мозг Линкольна.

crows

Аккурат в соответствии с порядком появления в «Волшебнике», мы и встречаем Первого Фанатика (Страшилу), Слейта (Железного Дровосека) и, наконец, Финка (Трусливого Льва). Иеремия Финк – это главный промышленник Колумбии, и он, бесспорно, труслив, даже по меркам такого жестокого и грубого общества. Он убегает при первой встрече с Букером на Лотерее (мероприятие, само по себе пропитанное трусостью, существующее специально для унижения и надругательства над этническим меньшинством Колумбии), и в дальнейших стычках обращается к нему исключительно по радиосвязи, скрываясь в безопасном месте. Кстати, он выступает на стороне Комстока, но вовсе не из-за религиозных соображений, а ради банальной финансовой выгоды. Он даже предлагает Букеру должность начальника безопасности, и, лишь бы избежать открытого столкновения, посылает легионы солдат умирать вместо себя.

Его последнее появление, когда он погибает от рук Дейзи Фицрой (тоже довольно трусливо поступившей, убив безоружного человека, а после этого ребёнка), снова происходит за пуленепробиваемым стеклом – и снова вне зоны досягаемости Букера. Позже, мы узнаём, что он организовал убийство близнецов Лютес и, без сомнения, множества других людей. Он чёртов трус, в любом отношении – он отнимал чужие жизни чужими руками, наживался на бедах и нищете, пытал и убивал несогласных, всё время держась подальше от опасности, за спинами наёмников.

fink

Трусливый – есть, а как же лев? Просто послушайте пропаганду Финка во время первого прибытия в Финктон, когда вокруг чернокожие и ирландские рабочие безрадостно и монотонно выполняют свои обязанности. Он называет их Скотом, а прирождённых лидеров, вроде себя, Львами. Он постоянно твердит об этом, как и Слейт про жестянки. Что же до храбрости, которую жаждал Трусливый Лев, то, вероятно, ей является фатальная встреча с живым воплощением всего того, что он стремился подавлять. После всей трусости он, наконец, встретился лицом к лицу со всеми своими злодеяниями. Дейзи Фицрой выстрелила ему в сердце, навечно прикрепив на грудь кровавый орден. К тому же, его смерть предваряет один из храбрейших поступков в игре – Элизабет рискует своей жизнью и жертвует невинностью, чтобы спасти жизнь ребёнку, убив Фицрой.

Страшный ворон, жестянка, такой-трусливый лев – все они появляются в нужном порядке и несут в себе образы своих аналогов из сказки про Оз. Они, может, и не спутники, но Слейт и Финк в конечном счёте подразумевали хорошее отношение к Букеру/Дороти, а все трое либо оставляли полезные энергетики, либо так или иначе помогали победить самих себя. Совпадение это или нет, неважно – всё складывается.

Конечно, в «Волшебнике» есть и другое известное трио, и у них тоже есть аналоги в BioShock Infinite. Злая Ведьма Востока, Злая Ведьма Запада и Добрая Волшебница Севера – три влиятельных женщины страны Оз. В игре у нас есть Леди Комсток, Дейзи Фицрой и Элизабет/Анна ДеВитт. Злая Ведьма Востока умирает, так и не показавшись нам, в начале «Волшебника», и об убийстве Леди Комсток мы также узнаём уже по прибытии в Колумбию (позже она предстаёт перед нами в виде призрака, хотя, конечно, потом мы и узнаём, что это была не она, а воплощение злобы и чувства вины Элизабет – доброй ведьмы, очень близкой двум злым и ответственной за них).

east

Кто-то может и оспорить, насколько злой является Леди Комсток, потому что она, как и многие другие в Колумбии, страдала от жестокости Комстока. Но по её собственному признанию в аудиодневнике, она считает себя «злой», учитывая своё распутное прошлое.

Тем временем лидер Гласа Народа, Дейзи Фицрой становится Злой Ведьмой Запада, нахальной злодейкой, неоднократно задерживающей Дороти на пути к Волшебнику и возвращению домой. Во время самого необычного и неоднозначного выбора в игре, сюжет резко превращает чернокожего борца за свободу в безжалостного бандита-убийцу (выставляя не в лучшем свете и саму организацию Глас Народа). Несмотря на её благородные цели и более подробную информацию в аудиодневниках, сюжет в итоге преподносит Фицрой как злодея.

Понятия не имею, считала ли себя борцом за свободу Злая Ведьма Запада, но главной её целью определённо являлась месть (за то, что Дороти случайно стала виновником смерти её сестры), а не свержение деспота-расиста. Вряд ли Букера можно называть деспотом-расистом, но его альтернативную личность, Комстока, точно можно – и так же, как он настроил против себя Фицрой, так и Дороти настроила против себя Ведьму Запада. Кстати, говоря о расизме: если вам нужен аналог армии Летающих Обезьян, то, вероятно, предвзятые белые колумбийцы так и представляли себе народников, нападающих преимущественно с воздуха и терроризирующих мирных людей. Да ладно, это же не моё мнение, просто пытаюсь смотреть с позиции расистов.

fitzroy

Таким образом, у нас осталась Элизабет/Анна в качестве Глинды, Доброй Волшебницы Севера. Сначала я связывал её с Дороти (юная девушка с бело-синем платье, с любовью к музыке и танцам), но в итоге остановился на том, что это либо отвлекающий манёвр, либо просто намёк на произведение с помощью самого популярного образа – достичь того же, используя Букера, либо не получилось бы, либо это была бы гораздо более прогрессивная игра.

Глинда в любом случае, подходит лучше – постоянный помощник, сама невинность в злом семействе, персонаж с самыми выдающимися магическими способностями и, к тому же, только она всегда знает, что происходит на самом деле, и может контролировать ситуацию. Именно Глинда открыла Дороти правду о том, что она всегда могла вернуться домой. Именно Элизабет напомнила Букеру о принятии баптизма и дала понять, что он мог не покидать Нью-Йорк и не терять то, что осталось от его семьи. Дороти осознала, что второго дома нигде не найти, и Букер осознал, что его истинным желанием было отменить ужасное решение продать свою дочь, вернуться в мир, где этого никогда не происходило.

kansas

В одном из поздних этапов игры будет, возможно, более яркая аналогия, когда Элизабет, чья сила стала поистине безграничной, хочет уничтожить здание, в котором её удерживали – эта сцена вполне сравнима с канзасским домиком, унесённым торнадо. Второго дома и правда нигде не найти.

Итак, мы вплотную подошли к главным мужским персонажам BioShock Infinite. Комсток без труда ассоциируется с Волшебником – на поверку он оказывается дряхлым стариком, лжецом и шарлатаном. За громкими речами о знаниях и власти скрывается немощный, умирающий от рака, самый, что ни на есть обычный человек, попавший в этот волшебный мир и ставший чуть ли не богом совершенно случайно (это был квантовый эксперимент близнецов Лютес). Он не может дать никому ничего хорошего и отчаянно скрывает свой ужасный секрет. Мы впервые видим его в форме гигантской, устрашающей проекции, за которой он скрывает истинную форму, а Дороти при первой встрече слышит только громогласный голос Волшебника. В итоге, появившись во плоти, Комсток общался в удивительно дружелюбной манере (во всяком случае, с Элизабет), так же, как и Оскар Зороастр Балтазар Оливер Лоренс Вольфганг Амброзиус Ньютон Диггс в итоге оказался мягким и благородным человеком.

comstock

Наш набор основных персонажей завершает Букер, изображающий Дороти. Гость из другого мира, прилетевший по воздуху, бродит по волшебной стране, полной знакомых мест и лиц, преображённых в новые формы, не зная наверняка, что реально, а что – нет. Желтой дороги теперь нет, но зато есть блестящие воздушные рельсы. Всё, чего хочет герой – это вернуться домой, к нормальной жизни, даже, если всё, что его ждёт – это пустая серая квартира. Дома у Дороти тоже была не самая насыщенная жизнь, и её Канзас почти такой же монохромный, как и флэшбеки Букера. Колумбия же, напротив, поражает буйством ярких красок и необычной архитектурой, как и Оз.

И самое главное: Колумбия является порождением воображения и искажённых воспоминаний самого Букера – в фильме 1939 года страна Оз тоже подразумевалась придуманной Дороти. В реальности Комстока послевоенная травма Букера превратилась в ненависть и пуританство, создав Колумбию, как отражение людей и событий из его прошлого. Дороти тоже постоянно замечала знакомые лица и параллели со своим прошлым. Соловья можно сравнить с торнадо. Или лучше с Тото, учитывая его склонность следовать за игроком? Близнецы Лютес – волшебные башмачки Дороти, телепортирующие между реальностями и ранее служившие злому персонажу? Во всём был виноват он, и во всём была виновата она. В итоге после всех смертей и трагедий, они оба попадают домой – она в Канзас к своей семье, а он в Нью-Йорк, к своей потерянной дочери Анне. Это был всего лишь сон.

Или нет?

munchkin

Ах да, и граждане Колумбии, эти неубедительные, пантомимичные обыватели – это Манчкины. Я не буду против, если Irrational захотят использовать такое сравнение в попытке оправдать главный недостаток игры.

И последнее: можно провести дополнительную параллель, ещё более поражающую. Автор «Волшебника», Лаймен Фрэнк Баум, написал рассказ «Остров на небесах», в котором говорится о волшебной стране в облаках, погружённой в гражданскую войну, чьи правители поддерживали идеи расизма и ненавидели мир под ними. Рассказ был опубликован в 1912 году, в котором и происходят события BioShock Infinite.

Поделиться

Обсудить