Что происходит, когда проект на Kickstarter не оправдывает ожидания?

Культ | |

С тех пор как с помощью Kickstarter стало возможно финансирование игр, все, кому не лень, предсказывают, что все может пойти наперекосяк. Действительно, есть два пути. На одну стоящую игру приходятся множество посредственных. Или стоящая игра не выходит никогда. Конечно, никто никого не заставляет, но люди, которые софинансируют проект, должны понимать то, что оба варианта развития событий возможны. Но это абсолютно не меняет того факта, что когда подобное случается в крупных масштабах, люди становятся более осторожными и подозрительными.

И вот случилась первая подобная ситуация, когда на ресурс была брошена тень: игра Haunts: The Manse Macabre. Релиз успешного проекта, на который было собрано  более $25,000 не только откладывается, но и неизвестно, будет ли он вообще.

Наверно, Haunts заявил о себе с помощью рекламы в подкасте «My Brother, My Brother And Me». Это должна была быть многопользовательская игра, в которой геймеры могли стать охотниками или добычей, будь то люди или привидения. Больше месяца средства собирались медленно, примерно по тысяче долларов в неделю, пока ближе к финалу не произошел мощный рывок. Вместо необходимых 25 тысяч было собрано 28,739 долларов.

Но мы, возможно, никогда не увидим игру. Такова жизнь: проекты видеоигр не всегда претворяются в реальность. Они и не должны. Не важно, кто создает игру, не важно, как она финансируется, иногда проектам просто не суждено стать играми. Но дело в том, что на Kickstarter такого еще не бывало.

Разработчик Haunts Рик Дакан (Rick Dakan) детально и с глубокой печалью объяснил, почему его проект распался на части. Изначально в группу разработчиков входило мало людей, и в течение последних пары месяцев они все ушли из проекта. Один возвратился на работу в Google, а разработчики планировали сделать до его ухода гораздо больше. Еще один уведомил, что нашел работу в другом месте.

Дакан остался с незавершенной игрой с багами, написанной на неизвестном ему языке программирования, и находится теперь в затруднительной ситуации. Разработка заняла гораздо больше, чем ожидалось. Новые баги приходят на смену старым багам, в студии остались лишь Рик и художник Остин. В планах ничего такого не было. И, конечно, такое обращение не может быть названо рациональным использованием и достаточной причиной для получения 29 тысяч долларов.

Когда вы переводите деньги на какой-нибудь проект в Kickstarter, вы на самом деле финансируете лишь разработку проекта. Однако когда собирают сумму, явно достаточную для реализации проекта, и когда «уровень вознаграждения», показывающий большую вероятность создания «ванильной» версии игры, один из наиболее популярных, трудно не воспринимать это как предзаказ. Такой мысли у жертвователей не должно быть, но от нее трудно избавиться. Предзаказ в данном случае находится под большим знаком вопроса. Правила Kickstarter ясно и четко дают понять, что авторы проектов могут потерпеть неудачу, что разработчики должны честно рассказать о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться, они должны ясно представлять, как будут тратить деньги. Однако они также гласят, что обещания, вполне возможно, будут не выполнены.

Автор официально обязуется выполнить условия проекта?

Да. Правила пользования ресурсом Kickstarter обязывают авторов вознаградить всех жертвователей или вернуть им деньги, если не могут вознаградить. Мы написали эти правила, чтобы можно было законно требовать от авторов соблюдать условия заявки и защитить инвесторов. Мы надеемся, что инвесторы будут прибегать к защите только тогда, когда станет ясно, что автор не сделал всего, что мог, чтобы закончить проект.

Согласно условиям, инвесторы могут официально попросить защитить их интересы, если награждение не получено, однако довольно отвратительно, если они делают такое, когда автор проекта вовсю старается, чтобы его завершить. И в такой ситуации некоторые разработчики, безусловно, окажутся. Деньги потрачены. У разработчиков нет 30 тысяч долларов, чтобы отдать людям в случае провала проекта. Потому что они все равно потратили деньги, работая над ним. И я готов поспорить насчет правильности этого.

Мне понятен такой вариант, если разработчик не может объяснить, как он потратили деньги. Если вы вдруг обнаружите, что отдали кому-то деньги, чтобы тот провел отпуск на Карибских островах, тогда да, в этом случае справедливо потребовать их назад. Но что касается Дакана и Haunts, то они разместили видео, в котором было показано, на какой стадии находится игра, как близка она к завершению, и таким образом они показали, на что потратили деньги.

Что же мы видим? Это первый профинансированный благодаря Kickstarter проект игры, который повторил судьбу многих проектов, профинансированных в частном порядке. Инвесторы получили урок, который давно известен издателям – давать деньги на разработку игры рискованно. Да, эксперимент Тима Шафера под названием Kickstarter стал феноменально успешным, но Шафер с самого начала предупреждал, что этот эксперимент может стать массовым провалом – частично из-за этого создатели решили вести документацию. Но это очень похоже на заявление об отказе от ответственности, которое никто с тех пор не делал. Большинство залитых видео и заявок сулят золотые горы, в них видны непомерные амбиции, но нет предостережений. И, конечно, то, что нечто высококлассное когда-нибудь закончится провалом, было просто вопросом времени. Звучит фантастически, что два миллиона долларов могут быть профуканы на какую-то заранее обреченную игру. Фактически же такое случается на каждом шагу, и даже с более крупными суммами, будь то откладывание проекта в долгий ящик на середине производства или выпуск посредственной игры с плохими отзывами и минимальными продажами. Ошибочно думать, что такое может произойти только с играми, издаваемыми в частном порядке. Подобное ждет и те игры, на которые финансы были собраны краудфандингом. И краудфандеры должны подумать, хотят ли они вкладываться в провал.

Так должны ли люди требовать назад деньги за Haunts? Что ж, если это случится, то не сейчас. Дакан до сих пор планирует завершить проект. После периода, который он описал как «невероятно трудные пара месяцев» и годы его жизни, Дакан ведет переговоры с другой студией, которая могла бы закончить проект. Ведя переговоры с Blue Mammoth Games, он надеется, что они могут взяться за завершение разработки, оставив Дакана и Остина на прежних ролях. Решение должно быть принято в течение нескольких недель. И несмотря на все это, несмотря на то, что деньги потрачены, Дакан торжественно клянется выплатить из своего кармана деньги тем, кто попросит.

«Мы намерены доделать игру, и если вы готовы к тому, что это может занять кучу времени, то мы ее закончим. Если же вы не готовы, пожалуйста, просто подпишитесь, это бесплатно. Свяжитесь со мной через Kickstarter, если вы хотите получить свой взнос обратно.»

Если воспринимать слова Дакана буквально, то это плохая история. Но если рассматривать с корыстной точки зрения, то это яркий пример того, что делать пожертвования в проекты на Kickstarter – значит рисковать. В то время как создатели Kickstarter настоятельно рекомендуют разработчикам быть открытыми и четко представлять, с какими трудностями они могут столкнуться, отчитываться по тратам денег, даже если все идет не по плану, они также регламентируют, что деньги должны быть отданы. Но важно понимать, что у создателей Kickstarter нет никаких возможностей заставить авторов проектов это сделать – раз деньги выданы на руки, то они больше не относятся к интернет-ресурсу. Если люди захотят получить свои пожертвования назад, то это уже будет происходить не через Kickstarter. В тот день, когда подобное произойдет с резонансным высокобюджетным проектом, все станет просто ужасно. Между тем, это напоминание тем, кто вкладывается в проекты, что то, что они делают – это не покупка. В идеале люди должны осознавать, что финансирование проектов на Kickstarter ближе к филантропии, а не к предзаказу.

Поделиться

Обсудить