ProGamer

Ретроспектива Stunts, хотя нет, погодите


У гоночной игры 27-летней давности потрясающее комьюнити.

Что требуется для поддержания жизни в игре на протяжении 27 лет?

Stunts, выпущенная Distinctive Software в 1990 – гоночный симулятор, не прощающий ни малейшей ошибки. Восхитительная 3D-графика, физический движок с поломкой машин и редактор трасс – передовые технологии для тех времён. Но главное, что в неё играют даже сегодня. Rock Paper Shotgun пообщались с поклонниками Stunts в попытке выяснить, что удерживает их в игре.

Петер Ач (Péter Ács), он же Zak McKracken – основатель ZakStunts, форума и серии турниров, ответственных за выживание Stunts, в которую он играет с 1994.

«Stunts познакомила меня с неведомой по тем временам степенью свободы», – рассказывает он. – «Тут вам не какой-то линейный сюжет или овальная трасса с кучей кругов. Ехать дозволено в любом направлении, а если трасса надоест, можно переделать её или создать свою. Повторы дают возможность соревноваться с друзьями и хвастаться навыками вождения – это самая настоящая мультиплеерная гоночная песочница, почти как Minecraft».

Турниры можно проводить благодаря повторам – обычные многопользовательские гонки с тем уровнем технологий были невозможны. Stunts позволяла выкладывать записи своих достижений на форум – такая система не только упростила организацию турниров, но и привела к совершенно неожиданным последствиям.

«В Stunts есть система управления повторами», – говорит ветеран игры Даниэль Млот, – «позволяющая отмотать круг и продолжить с любого места. Игра предупреждает, что в таблицу рекордов вы таким образом не попадёте, но это ограничение без труда обходится игровыми средствами без всяких сторонних программ и взлома… Система повторов изменила характер игры. Она стала в равных долях состоять из гонки и головоломки: изучать трассу в поисках невозможных траекторий не менее важно, чем быстро ехать».

Придуманный Петером формат турниров наверняка поспособствовал сохранению жизни в комьюнити ZakStunts.

«Я начал пользоваться Интернетом в 1998, и меня моментально затянуло сообщество неподдерживаемой игры», – говорит он. – «Почти все заядлые игроки устраивали собственные турниры, и я тоже решил попробовать. Тогда все выбирали для соревнований самую быструю машину, Indy, а моя идея заключалась в задействовании всех автомобилей».

Dreadnaut, разработчики из Эдинбурга, поддерживающие сайт, рассказывают о тонкостях системы:

«Медленные и непопулярные машины получают бонусы; лидерство в таблице на протяжении нескольких дней даёт дополнительные очки; ваши повторы доступны для скачивания в первые недели гонки, затем доступны только результаты, а в последние два дня скрыты и они. Эти правила формируют стратегическую мета-игру, что длится недели и месяцы на протяжении сезона. Стоит ли мне загружать удачный повтор и раскрывать все хитрости и срезы или лучше подождать несколько дней, но лишиться очков за лидерство?»

Комьюнити всё ещё достаточно бодрое, но его пик, по словам Даниэля, приходился на 2002-2006.

«То была эпоха ожесточённого соперничества гонщиков и команд», – говорит он, – «враждующих в течение нескольких турниров с разными правилами. Современная мета-игра во многом образовалась в те годы. Сегодня у нас уже всё относительно тихо и спокойно». Петер соглашается: «Я считаю, лучшим временем были годы 2004-2006, когда проводились «Мировые сборы Stunts» – дважды в Венгрии и один раз в Дании, где самые активные игроки целые выходные устраивали живые заезды и веселились».

Впрочем, для одного человека из Аргентины Stunts имела особенное значение.

Серхио Баронетти узнал про ZakStunts в 2004 и сразу познакомил с ней своего 70-летнего отца Анелио. Тот уже был фанатом более традиционных гонок, вроде Viper Racing и Colin McRae Rally, так что с удовольствием втянулся в игру. Следующие 12 лет он под ником AbuRaf70 участвовал практически в каждом турнире, взял 11 подиумов и посодействовал созданию команды MeganiuM Aces High. Для общения с игроками, не говорящими по-испански, он пользовался Google Translate.

«Спустя годы», – рассказывает Серхио, – «в игре сформировались дружеские связи: Paleke (соперник по ZakStunts) приезжал навещать меня и отца».

Несмотря на ухудшение здоровья, игровой энтузиазм Анелио не увядал.

«Даже когда его госпитализировали, он постоянно спрашивал, когда начнётся гонка ZCT186… Я раздобыл нетбук, чтобы он смог играть на коляске. Он с огромным трудом встал с постели, забрался в кресло и играл с нетбуком на коленях. Ему едва удалось проехать первый поворот ZCT186 – большего здоровье не позволяло – но он был счастлив, что увидел трассу и смог поучаствовать в гонке».

Анелио умер в январе этого года.

«Нам будет очень его не хватать», – говорит Даниэль. «AbuRaf был нашим самым любимым другом и символом сообщества», – добавляет Cas, создатель популярного редактора трасс Bliss. «Мне очень приятно вспоминать, что отец был частью этой игры», – говорит Серхио. – «Stunts очень многое значила для него в последние годы жизни… Когда я был маленьким, отец часто мечтал проехать по гоночной трассе за рулём Формулы-1. Само собой, это было невозможно, но игра подарила ему похожие впечатления».

На сайте ZakStunts отображается трасса текущего турнира. Если зайти на него сейчас, там будет написано: «AbuRaf’s Boulevard».


Комментарии

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий

Зарегистрируйтесь, это просто!


Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы?


Войти сейчас