Что такое Twine (для разработчиков)?

Разработка игр | |

Многие разработчики (и некоторые геймеры) в курсе, что есть такая штука, как Twine, чтобы делать браузерные игры, но не все знают, что именно она из себя представляет. Они не знают, в чём причина её популярности и как она используется – многие уже слышали про Depression Quest, но это предел их информированности. Пока что нет толковой системы для поиска игр, сделанных в Twine.

Я сделала несколько игр с помощью Twine, и это один из моих любимых инструментов быстрой разработки, так что частенько я и оказываюсь тем, кто объясняет его особенности моим сотоварищам. Это навело меня на мысль о создании статьи, срывающей покров тайны с того, «Что такое Twine?», для людей, уже знакомых с разработкой игр и желающих узнать больше подробностей.

Что же такое Twine?

Так выглядит типичная Twine-игра без всяких модификаций.

Так выглядит типичная Twine-игра без всяких модификаций.

Twine – это утилита для создания интерактивной литературы, где игроки читают текст, а интерактивность заключается в нажатии на строчки-ссылки. Она использует очень простую визуальную блок-схему, и скриптинг представляет собой создание гиперссылок между отдельными узлами или «переходами». На выходе получается файл .html, содержащий всю информацию, то есть, игру сразу можно запускать в онлайне, и вместе с этим она поддаётся глубокой настройке – всё, что вы можете сделать с веб-страницей, вы можете сделать с помощью Twine. Большая часть интерактивности в Twine-играх – это нажатие на ссылки.

Так выглядит сама утилита – 1.4 слева, 2.0 справа.

Так выглядит сама утилита – 1.4 слева, 2.0 справа.

Система невероятно проста в использовании. Большинству хватит и пяти минут, чтобы во всём разобраться и набросать голый костяк своей игры, даже при полном отсутствии опыта в разработке.

Встроенный функционал включает в себя базовые элементы программирования, такие как переменные и операторы «если». Сообщество Twine написало множество разных макросов на Javascript, значительно расширяющих возможности утилиты, и их можно добавлять в любой проект простым копированием. Также можно скачивать темы для смены оформления программы (цвета, фоны, эффекты). Вы можете создать свою таблицу стилей (как это сделала я) для самостоятельной настройки внешнего вида.

Многие серьёзно изменяют оформление Twine.

Многие серьёзно перерабатывают оформление Twine.

Конечно, у Twine есть свои ограничения. Она создана именно для текстовых игр, поэтому в работе над серьёзными модификациями утилита больше мешает, чем помогает. Игры, полагающиеся на логику, в ней чувствуются громоздкими из-за отсутствия хорошего редактора, помогающего выделять и анализировать код – всё размещается в одной текстовой куче. Всё, что требует обширных познаний в программировании, лучше создавать на своём собственном движке, чем при помощи Twine. Что хорошо в javascript и html, так это доступный всем желающим простор для экспериментов, а популярность этих языков позволит новичкам в программировании легко найти нужное руководство.

  • Сайт Twine: https://twinery.org/
  • Скачать Twine 1.4.2: https://twinery.org/downloads/twine_1.4.2_win.exe
  • Twine 2.0.2 Beta (работает в браузере оффлайн): https://twinery.org/2/
  • Подробные уроки скриптинга от Дэна Кокса (Dan Cox) на английском: Learning Twine (Part 2, Part 3)

Виды интерактивной литературы

На заметку: Twine работает с интерактивной литературой, основанной на выборе, такой стиль иногда называют «выбери-свое-приключение» (сокращённо CYOA, от choose-your-own-adventure). Вы можете помнить старые книги-игры, где писалось: «Если вы выбираете левую дверь, перейдите к странице 123. Если вы выбираете правую дверь, перейдите к странице 91». Такие книжки издаются и до сих пор, как и развлекательные книги «для кофейных столиков», вроде To Be Or Not To Be.

Типичная CYOA-книга (Which Way Batman?).

Типичная CYOA-книга (Which Way Batman?).

В Twine вместо перелистывания страниц игрок, продвигаясь по сюжету, переходит по ссылкам. Есть немало примеров интерактивных историй, основанных на выборе – какое-то время их выпускал успешный издатель Choice of Games, inkle наделала шуму с играми наподобие 80 Days, и я бы причислила к таковым Device 6 – великолепную игру для iOS от Simogo. Преимущество цифровой природы таких игр над книжными вариантами CYOA-историй в том, что игра скрывает все используемые значения, и игрок о них даже не задумывается.

Типичная CYOA-игра (Creatures Such as We).

Типичная CYOA-игра (Creatures Such as We).

Популярная в Японии, но практически отсутствующая на западе разновидность CYOA – это визуальные новеллы. Многие из них представляют собой прокликивание линейного сюжета (с текстом, фонами, персонажами и звуками) с редкими выборами, влияющими на концовку. Симуляторы свиданий следуют схожему формату, но обычно демонстрируют некоторые значения, которые вам предстоит балансировать. Звуковые новеллы в сущности, такие же, но без вариантов выбора. Для знакомства с жанром могу посоветовать Digital: A Love Story, Analog: A Hate Story, и Hatoful Boyfriend (сама я мало во что играла, так что большего посоветовать не могу).

Типичная визуальная новелла (Clannad).

Типичная визуальная новелла (Clannad).

Ещё один немаловажный вид интерактивной литературы – игры «с парсерным вводом» или просто «парсерные». Так описывается способ взаимодействия в олдскульных квестах вроде Zork, когда игроку необходимо вводить текстовые команды вида глагол+существительное, например, «взять лампу». Фразы могут быть намного сложнее, вроде «узнать у Дженни стоимость лампы». Среди мейнстрим-игр этот жанр был вытеснен графическими квестами, но он никогда не вымирал. Узкий круг авторов и игроков поддерживает среду и по сей день – просто мало кто обращает на неё внимание. Если заинтересовались, рекомендую ознакомиться с работами Эмили Шорт (Emily Short).

Типичная парсерная игра (Zork).

Типичная парсерная игра (Zork).

Есть и другие разновидности интерактивной литературы. Некоторые комбинируют несколько приёмов, другие представлены в мультимедийных формах. Twine работает с форматом .html, так что в некоторых Twine-играх есть ограниченная поддержка ввода текста.

Для сравнения приведу примеры других инструментов по созданию интерактивной литературы – это Inform 7, Choicescript, Quest, Inklewriter, Undum, и Ren’Py.

Почему Twine пользуется популярностью и кто с ней работает?

Многие слышали про Twine или натыкались на игры, сделанные в этой утилите, но не всем понятно, почему она так популярна и что выделяет её на фоне похожих программ.

Всё благодаря следующим ключевым аспектам:

  • Экстремально низкий входной порог. Всё, что вам требуется, это рабочий компьютер и умение читать и писать. Навыки художника или программиста, равно как и дорогостоящее оборудование или софт, не понадобятся.
  • Обнародовать своё творение очень просто. Итоговый html-файл можно сразу размещать где угодно в сети. Можно делиться им через dropbox или бесплатно загружать на philome.la. Установка не потребуется, никакие плагины не нужны, играть можно прямо в браузере. Я могла бы встроить Twine-игру прямо в эту статью.
  • Основная группа разработчиков продвигает Twine в массы и помогает другим делать свои игры с помощью руководств, геймджемов и семинаров.

Я впервые услышала о Twine через Анну Антропи (Anna Anthropy), инди-разработчика, которая распространяет средства игровой разработки среди меньшинств и маргинальных слоёв населения, не имеющих «традиционного» опыта в компьютерных науках или разработке игр. Насколько я понимаю, она создала первое руководство по Twine, когда программа была лишь недоделанной гипертекстовой утилитой за авторством Криса Климаса (Chris Klimas).

Несколько других женщин, занимающиеся queer-играми, начали делать с помощью утилиты собственные игры, обучать этому других и организовывать геймджемы по созданию «твайнов», как стали называть интерактивную литературу, сделанную в Twine. Даже не знаю, как описать сцену «queer-игр», поскольку сама не являюсь её частью, и она не описывает сама себя, так же, как и «инди-сцена». Их игры часто (но не всегда!) обращаются к проблемам, близким для них самих – поднимаются вопросы гендерной принадлежности, секса, сексизма, классизма, притеснения, транссексуализма.

Благодаря этим людям Twine получила широкое распространение в качестве общедоступного инструмента для создания игр. В результате «те, кто пользуется Twine» – это постоянно развивающаяся группа. Несомненно, Twine непропорционально популярнее среди женщин и писателей/разработчиков queer-игр, а также среди людей без опыта в игровой разработке. Конечно, это не определяет рамки сообщества создателей Twine-игр, только основную группу.

В большинстве случаев разработка игр предполагает значительные финансовые вложения (компьютер или консоль, программные средства), временные затраты (время на изучение 3D-моделирования или программирование на досуге), поэтому разработка как хобби становится непозволительной роскошью. Twine «демократизирует» процесс, избавляясь от лишних препятствий и делая разработку доступной – что получается у неё лучше любых известных мне программ.

Из этого следует, что сообщество Twine-разработчиков не сильно пересекается с людьми, делающими, скажем, игры на Unity или клоны рогаликов. Авторы Twine-игр больше склонны высказываться от лица аутсайдеров, в сравнении с мейнстримом. Для стороннего наблюдателя это полезно тем, что люди, иначе не попавшие бы в разработку игр, используют эту среду для самовыражения, часто в очень необычной (и даже подрывающей основы) манере. Конечно, есть и обычные разработчики, вроде меня, кто делает небольшие игры на Twine, и со временем этим будут заниматься самые разные люди.

Могу сказать, что благодаря своей гибкости и простоте Twine может стать отличным средством прототипирования – возможно, я ещё напишу продолжение на эту тему. Люди собираются вместе, создавая целые антологии твайнов, что нехарактерно для других инструментов разработки, но отлично работает при такой простоте использования. Большинство твайнов распространяются бесплатно, но можно встретить их и продающимися за небольшую сумму на gumroad или itch.io.

О популярности Twine и её сообществе писали и до меня. Если хотите подробностей, оставлю несколько ссылок:

Разновидности игр, созданных в Twine

Из тех, кто создаёт игры в Twine, большинство людей не делают их обычным образом, не интересуются значением слова «игра» или же специально выворачивают всё наизнанку, преследуя собственные цели. Всё это привело к по-настоящему необычной коллекции игр.

Я использую слово «игра» в очень пространном значении – многие твайны не впишутся в более строгие определения других людей. В них обычно нет победы/поражения, и вместо выбора с последствиями переходы по ссылкам зачастую скорее предоставляют возможность изучать игровой мир и сюжет, чем «проходить» игру. Многие сложно критиковать, потому что они явно основаны на чём-то очень личном и их критика будет сродни критике записи в публичном дневнике.

Ниже я представлю свою классификацию Twine-игр, хотя список никоим образом нельзя считать исчерпывающим. В каждом отдельном типе игр я буду советовать те, на которые стоит взглянуть всем, чтобы ознакомиться с возможностями утилиты. Многие игры входят сразу в несколько категорий, и я причисляла их к тем, что казались мне более подходящими.

Обратите внимание, что большинство этих игр очень короткие, и я даю ссылки только на бесплатные.

Игроподобные

Я специально выбрала такой термин для твайнов, в которых есть элементы, знакомые обычным геймерам: ролевая система, головоломки, очки и прочее. Они не будут так сильно разрушать ожидания и послужат хорошим знакомством с Twine-играми.

Адвенчуры

Ближе стоят к книгам-играм с их нелинейным сюжетом и интересными решениями. Как Mass Effect без боёвки или Walking Dead.

Эмпатические машины

Балансируют на грани симуляторов, помещая игрока в чужие – зачастую очень личные – переживания. Одни из них служат в образовательных или информирующих целях, другие созданы исключительно, чтобы самовыразиться или поделиться наболевшим.

Сюрреализм и сатира

Игры с причудливыми историями и необычными механиками, использующие свободу текста, чтобы творить всё, что им взбредёт в голову. Большинство таких игр содержат элементы сатиры или выражают мнение автора по определённому вопросу.

Социально-политическое комментирование

Под эту категорию попадают многие Twine-игры. Они используют среду для прямого выражения мнения по политическим или социальным вопросам (эту тему затрагивают многие игры, но некоторые, в том числе и отобранные мной, делают это недвусмысленно).

Комментирование игр

Эти твайны пользуются игровой природой среды Twine, комментируя геймплей и структуру игр.

Интерактивные рассказы

Это линейные игры, где интерактивность сводится к изучению сюжета. Я выбрала наиболее литературные (включайте звук во всех).

Интерактивная поэзия

Подвид с говорящим названием, эти игры сосредоточены на особенном стиле прозы или расположении слов.

Нестандартный подход

Некоторые люди используют Twine для необычных целей, не вписывающихся в другие категории.

  • Twine Plat – твайн-платформер
  • Choose Your Own Interview with Anna Anthropy – интервью на Rock, Paper, Shotgun
  • Sortingh.at – инструмент для начинающих разработчиков, помогающий выбрать подходящий инструмент для разработки
  • Hotwine Miami – интерактивная критика на игру с похожим названием
  • On Formalism – технически не твайн

What is Twine? – Liz England.

Владимир FrostBite Хохлов frostbite@progamer.ru

Поделиться

Обсудить